[<10>] ====== Толкования на Еккл. 12:9 ====== ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 9-10 **Кроме того, что Екклесиаст был мудр, он учил еще народ знанию. Он все испытывал, исследовал, и составил много притчей. Старался Екклесиаст приискивать изящные изречения, и слова истины написаны им верно** //И более того, что Екклезиаст сделался мудрым: он еще научил народ знанию, заставил людей слушать, и исследуя, составил притчи. Много изыскивал Екклезиаст, чтобы найти слова удовольствия и писать право слова истины.// И теперь, в конце своего произведения, Соломон заявляет о своей мудрости, которою он превзошел весь род человеческий, – говорит, что он не удовлетворялся правилами древнего закона, но погружался далее в глубокие вопросы и для наставления народа составил притчи и иносказания, иное содержащие в сердцевине, и иное представляющие на поверхности. И из евангелий мы узнаём, что притчи означают не то, что говорит их буквальный смысл, – что Господь говорил народу в притчах и иносказаниях, а наедине апостолам разрешал их. Из этого видно, что и книга Притчей содержит не ясные наставления, как думают простецы, но как в земле отыскивается золото, в орехе ядро, в шероховатой скорлупе каштанов скрытый плод: так и в них следует искать глубже божественный смысл. Кроме этого присовокупил, что он хотел постигнуть причины и сущность вещей, намерение и разум Божий, хотел дознать, почему или каким образом сотворено все, так что то, что Давид чает узреть по разрешении от тела и возвращении души на небо, говоря: //«узрю небеса, дела перст Твоих»// [[old:ps:008:04|(Пс. 8:4)]], это Соломон силился постигнуть теперь в настоящей жизни, чтобы истину ведомую одному Богу, обнял ум человеческий, заключенный в оболочке тела. //**Толкование на книгу Екклезиаст.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Кроме того, что Екклесиаст был мудр, он учил еще народ знанию. Он все испытывал, исследовал, и составил много притчей** «Мудрый» на языке библейском означал человека, который на основании просвещенного откровением разума исследовал вопросы религиозного, особенно нравственно-практического характера, стараясь применить общие Богооткровенные понятия к действительной жизни, разрешить все возникающие на этой почве недоумения и противоречия. У евреев, со времени Соломона, существовал целый класс мудрецов-хакамов [В период после Плена иудейские мудрецы, хакамы (от слова «хокма» – мудрость), указывали, что мудрость человеческая исходит от Премудрости Божией…], наряду с пророками и священниками, имевших сильное влияние на народ ([[old:3ts:04:30|3 Цар. 4:30–31]]; [[old:ier:18:18|Иер. 18:18]]; [[old:pr:01:06|Притч. 1:6]]; [[old:pr:13:21|13:21]]; [[old:pr:22:17|22:17]]). Уже во времена Соломона были известны мудрецы — Еоан Езрахитянин, Еман, Халкол и Дарда, мудрость которых, ставилась рядом с мудростью сынов востока и Египта [[old:3ts:04:30|(3 Цар. 4:30–31)]]. Современники пророка Иеремии говорили: //«не исчез закон у священника и совет у мудрого и слово у пророка»// [[old:ier:18:18|(Иер. 18:18)]]. Обычной формой выражения мысли у еврейских мудрецов, в отличие от греческих, была гномическая, состоявшая из кратких изречений, афоризмов и притчей. **//Толковая Библия.//** [<10>]