[<10>] ====== Толкования на Еккл. 12:12 ====== ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **А что сверх всего этого, сын мой, того берегись: составлять много книг - конца не будет, и много читать - утомительно для тела** //И сверх сего, от этого, сын мой, берегись: составлению многих книг нет конца, и многое размышление – труд для тела.// За исключением тех слов, которые даны от единого Пастыря и одобрены собором и согласием мудрых, не делай ничего, не принимай на себя ничего, иди по следам предков и не отступай от их авторитета. В противном случае, если ты будешь искать многого, то явится бесконечное множество книг, которое тебя самого увлечет в заблуждение и заставит напрасно трудиться читателя. Или учит, что нужно заботиться о краткости и обращать внимание более на мысли, чем на слова, учит против философов и учителей века сего, которые ложь своих учений стараются доказывать пустыми фразами и многословием. Напротив, Божественное Писание ограничено в тесном круге и насколько широко мыслями, настолько сжато в словесном выражении. Ибо завершенное и сокращенное слово изрек Бог на землю, и слово Его близ есть, в устах наших и в сердце нашем [[new:rim:10:08|(Рим. 10:8;]] [[old:vtor:30:14|Втор. 30:14)]]. Иначе: частое чтение и постоянное размышление обыкновенно есть более труд для души, чем для тела. Ибо как все что делается руками и телом, выполняется трудом руки и тела: так то, что относится к чтению, есть труд более ума. Отсюда, мне кажется, сказанное выше о множестве книг следует понимать иначе, чем как думают многие. И совокупность многих книг, если они согласны между собою и написаны об одном и том же предмете, Писание обыкновенно называет одною книгою, как например Евангелие и //«закон Господень непорочный обращающий души»// [[old:ps:018:08|(Пс. 18:8)]] называются в единственном числе хотя евангелий много и много заповедей закона. Подобным образом и та книга, о которой сказано в речи Исайи, есть все Божественное Писание [[old:is:29:18|(Ис. 29:18)]]. И Иезекииль и Иоанн съедают одну книгу [[old:iez:08:start|(Иез. 8,]] [[new:otkr:10:start|Откр. 10)]]; и Спаситель, предвозвещенный голосами всех святых, сказал: //«в главизне книжне писано есть о Мне»// [[old:ps:039:08|(Пс. 39:8)]]. Применительно к такому, полагаю, смыслу и теперь заповедано, чтобы не было много книг. Ибо все, чтобы ты ни сказал, если оно относится к Тому, Кто в начале был у Бога и Бог было Слово [[new:in:01:01|(Ин. 1:1)]]; то все это – одна книга, и безчисленные книги называются одним законом и одним Евангелием; а если будешь рассуждать о разном противоположном и с излишним любопытством будешь направлять ум туда и сюда, то и в одной книге окажется много книг. Поэтому и сказано: //«от многословия не избежиши греха»// [[old:pr:10:19|(Притч. 10:19)]]. Таким книгам нет конца; ибо все доброе и истина заключаются определенным концом, а злое и ложь без конца, и чем больше они развиваются, тем больший нарождается ряд злого и ложного. Занятие и упражнение в этом деле есть труд плоти; плоти, говорю, а не духа, ибо и дух имеет труд свой, соответствующий сказанному апостолом: //«паче всех их потрудихся: не аз же, но благодать Божия, яже со мною»// [[new:1kor:15:10|(1 Кор. 15:10)]], и Спасителем: //«утрудихся зовый»// [[old:ps:068:04|(Пс. 68:4)]]. //**Толкование на книгу Екклезиаст.**// ===== Ориген ===== **А что сверх всего этого, сын мой, того берегись: составлять много книг - конца не будет, и много читать - утомительно для тела** Я же отвращаясь от тягот и помня об опасности, которая исходит от Бога для тех, кто посвятил себя писаниям о божественном, поищу, пожалуй, совета в Писании, убеждая себя не писать много книг, ибо в Екклесиасте Соломон говорит: **Сын мой, того берегись: составлять много книг - конца не будет, и много читать -утомительно для тела** [[old:ekl:12:12|(Еккл. 12:12)]]. Ибо мы - если, конечно, приведенные слова не имеют некого тайного смысла, еще неявного нам, - преступили заповедь сию, не убереглись и написали много книг. ...Прежде всего мы задумались над словами Екклесиаста, говорящего:**Сын мой, того берегись: составлять много книг** [[old:ekl:12:12|(Еккл. 12:12)]]. С этим я сопоставляю речение того же Соломона из Притчей, когда он говорит: //При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои - разумен// [[old:pr:10:19|(Притч. 10:19)]]. И я задам вопрос, будет ли многословием говорить много чего бы то ни было, даже если ты говоришь много вещей святых и спасительных. Ибо если это так, и тот, кто говорит много полезных вещей, повинен в многословии, сам Соломон не избежал греха сего. //**На Евангелие от Иоанна.**// ===== Лопухин А.П. ===== **А что сверх всего этого, сын мой, того берегись: составлять много книг - конца не будет, и много читать - утомительно для тела** Указав на высокое значение произведений мудрых, писатель, в то же время, предостерегает своего ученика от злоупотребления книгами, как от составления, так и от чтения многих книг. Этот совет он как бы спешит применить к себе, в следующих стихах заканчивая свою книгу. **//Толковая Библия.//** [<10>]