[<10>] ====== Толкования на Еккл. 12:13 ====== ===== Ап. Ерм ===== **Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека** **Бойся**, говорит пастырь, **Господа и соблюдай заповеди Божии**, ибо, соблюдая заповеди Божии, будешь тверд во всяком деле и всякое дело будет превосходно. Боясь Господа, будешь все делать хорошо. Вот страх, которым должно страшиться, чтобы спастись. //**Пастырь Гермы.**// ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека** Книга Соломона, в которой написаны эти слова, называется Екклесиаст. Екклесиаст, собственно, значит «проповедник». В проповеди обыкновенно предлагается мысль, которая останавливает волнение шумной толпы. Слово проповедника приводит к единомыслию многих, которые различно думают. И эта книга потому названа «проповедник», что в ней Соломон как бы себе усвояет мысли волнующейся толпы, дабы после рассмотрения их сказать то, на что согласилась бы, вникнув, и неопытная толпа. Ибо сколько мыслей он приводит в движение чрез рассмотрение, столько же различных лиц представляет в своем лице. И истинный проповедник как бы простертою рукою останавливает волнение всех и заставляет их соглашаться на одну мысль, подобно тому, как говорит он в конце этой книги: **Выслушай конец всего слова: Бога бойся и заповеди Его храни, ибо это - весь человек** ([[old:ekl:12:13|Еккл. 12:13]]; LXX). //**Диалоги.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека** Если... страх Божий происходит от знания, //знание же упразднится// [[new:1kor:13:08|(1 Кор. 13:8)]], как говорит Павел, то мы, когда не будет знания, совершенно погибнем, все у нас исчезнет, и мы будем нисколько не лучше бессловесных, но еще гораздо хуже, потому что мы превосходим их разумом, а во всем прочем телесном много уступаем им. //**Против аномеев.**// ===== Прп. Исихий Иерусалимский ===== **Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека** Конец же слова, все слушай: **Бога бойся и заповеди Его храни** [[old:ekl:12:13|(Еккл. 12:13)]], и мысленно и чувственно. Если мысленно будешь принуждать себя соблюдать их, то редко будешь иметь нужду в чувственных ради их трудах. Давид говорит: //еже сотворити волю Твою восхотех, и закон Твой посреде чрева моего// [[old:ps:039:09|(Пс. 39:9)]]. **//Преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского, к Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве.//** ===== Прп. Серафим Саровский ===== **Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека** **Бога бойся**, - говорит Премудрый, - **и заповеди его храни**. А соблюдая заповеди, ты будешь силен во всяком деле, и дело твое будет всегда хорошо. Ибо, боясь Бога, ты из любви к Нему все делать будешь хорошо. А диавола не бойся; кто боится Бога, тот одолеет диавола: для того диавол бессилен. //**Поучения.**// ===== Блж. Августин ===== **Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека** Можно ли сказать что-нибудь короче, справедливее, спасительнее? **Бойся**, -говорит, - **Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека** [[old:ekl:12:13|(Еккл. 12:13)]]. Ибо всякий человек, который подлинно есть, есть хранитель заповедей Божиих, ибо кто не таков, суть ничто, так как он не преображается по образу истины, а остается подобием суеты. //**О граде Божьем.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 13-14 **Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека** //Конец речи всего слова весьма удобен для слуха: Бога бойся и заповеди его соблюдай. Ибо это есть всякий человек, потому что всякое дело Бог приведёт на суд из всего сокровенного, хорошо ли оно, или худо.// Евреи говорят, что если бы между другими писаниями Соломона, которые затеряны и не сохранились в потомстве, и эта книга казалось бы достойною уничтожения за то, что учит о суете всех тварей, все вменяет ни во что и предпочитает всему пищу, питие и преходящие наслаждения: то за эту одну главу она достойна того авторитета, чтобы быть поставленною в числе Божественных книг, – за то, что все свои рассуждения, весь ряд мыслей она объединила в этом, так сказать, оглавлении, – сказала, что конец ее речей удобен для слуха и не содержит в себе ничего трудного, то есть чтобы мы боялись Бога и соблюдали Его заповеди. На то и рожден человек, чтобы, разумея Творца своего, почитал Его страхом, благоговением и исполнением заповедей. Ибо, когда настанет время суда, тогда все, что ни сделано нами, предстанет пред Судьей и ожидает долго бывшего сомнительным приговора, и каждый получит за дело свое, сделал ли он что-либо худого, или доброго. А вместо поставленного нами: //«из всего сокровенного, хорошо оно или худо»//, Симмах и Семьдесят перевели: //«из всего пренебреженного, или лучше из всего неведомого»//, в том смысле, что и за праздное слово и за сделанное не волею, а по неведению мы отдадим отчет в день суда. Иначе: так как страх свойствен рабам, а совершенная любовь вон изгоняет страх [[new:1in:04:18|(1 Ин. 4:18)]], и в Божественном Писании указывается страх двоякого рода – начинающих и совершенных: то теперь, я полагаю, говорится о страхе совершенном в добродетелях, применительно к сказанному: //«несть лишения боящимся Его»// [[old:ps:033:10|(Пс. 33:10)]]. Или: Поелику он еще человек и не получил еще имени Бога: то закон природы его тот, чтобы, находясь в теле, он боялся Бога. Ибо всякое дело, то есть всех людей, приведет Бог на суд во всем, что они в ту или другую сторону представляли иначе, чем как определено и сказано Им: ибо //«горе глаголющим лукавое доброе, и доброе лукавое»// [[old:is:05:20|(Ис. 5:20)]]. //**Толкование на книгу Екклезиаст.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека** О гордых же и в то же время лукавых сказано: //Лисицы имеют норы и птицы небесные - гнезда// [[new:mf:08:20|(Мф. 8:20)]]. А о всех вкупе: //Человек, который в чести//, то есть создан по образу Божьему, //и неразумен, подобен животным, которые погибают// [[old:ps:048:21|(Пс. 48:21)]]. Соломон же показывает истинного, не тронутого грехом человека: **Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека** [[old:ekl:12:13|(Еккл. 12:13)]]. //**Изложение Деяний апостолов.**// ---- Если они предназначены для этого, то есть по своей природе сотворены людьми, то верят Богу и Его воле повинуются, чему свидетель Соломон: **Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека** [[old:ekl:12:13|(Еккл. 12:13)]]. То есть всякий человек создан в этом по природе, поскольку боится Бога, почитая Его заповеди. //**О семи Кафолических посланиях.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека** **Выслушаем сущность всего**, буквально: «конец (вывод) всей речи». Заповедь: **бойся Бога** (взято из [[old:ekl:05:06|Еккл. 5:6]]) **и заповеди Его соблюдай** (ср. [[old:ekl:04:17|Еккл. 4:17]]), составляет сущность книги и, в то же время, цель человека. Лишь вера спасает человека от крайностей пессимизма с одной стороны и пошлого эвдемонизма с другой. **//Толковая Библия.//** [<10>]