[<10>] ====== Толкования на Есф. 2:19 ====== ===== Рабан Мавр ===== Ст. 19-23 **И когда во второй раз собраны были девицы, и Мардохей сидел у ворот царских. Есфирь все еще не сказывала о родстве своем и о народе своем, как приказал ей Мардохей; а слово Мардохея Есфирь выполняла и теперь так же, как тогда, когда была у него на воспитании. В это время, как Мардохей сидел у ворот царских, два царских евнуха, Гавафа и Фарра, оберегавшие порог, озлобились, и замышляли наложить руку на царя Артаксеркса. Узнав о том, Мардохей сообщил царице Есфири, а Есфирь сказала царю от имени Мардохея. Дело было исследовано и найдено верным, и их обоих повесили на дереве. И было вписано о благодеянии Мардохея в книгу дневных записей у царя** Кого же обозначают эти два евнуха, которые были привратниками царского дома и охраняли самый вход в дворец, как не книжников и фарисеев у иудеев? Это о них было сказано, что они, имея ключ к знанию, и сами не входили, и другим войти не позволяли. Они захотели восстать на царя и убить его, потому что, завидуя учению и добродетелям Спасителя, они постоянно замышляли зло против Него и тайно договаривались со служителями римской власти, как найти способ погубить Его. Вот, в Евангелии написано: //Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах.// И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: //Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется ? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?// [[new:mf:22:15|(Мф 22:15-17)]]. А в другом фрагменте читаем: //Первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом// [[new:in:11:47|(Ин 11:47-48)]]. А немного дальше сказано: //С этого дня положили убить Его// [[new:in:11:53|(Ин 11:53)]]. //**Толкование на Книгу Есфири**//. ===== Лопухин А.П. ===== **И когда во второй раз собраны были девицы, и Мардохей сидел у ворот царских** //Мардохей и заговорщики// **"Когда во второй раз собраны были девицы",** это именно тот раз, который только что был упомянут и в который из всех девиц выбрана была в замену Астини – Есфирь. После избрания Есфири нового еще собрания девиц было уже не нужно. "Вторым" это собрание было в отличие от того (первого), в который избрана была некогда Астинь, так как девицы собирались к царю вообще тогда, когда нужно было избрать царицу. Второе собрание девиц и счастливая перемена судьбы Есфири, сделавшейся царицей, сообщило перемену и положению Мардохея. Он **сидел** теперь **у ворот царских**, т.е. стал одним из царских чиновников, благодаря тому, что, сохраняя в секрете свое еврейство, Есфирь не скрыла своих дочеринских отношений к Мардохею. [<10>]