[<10>] ====== Толкования на Есф. 6:1 ====== ===== Прп. Иоанн Кассиан Римлянин ===== **В ту ночь Господь отнял сон от царя, и он велел принести памятную книгу дневных записей; и читали их пред царем** Ведать подобает, что есть три начала наших помыслов: от Бога, от дьявола и от нас. От Бога, – когда Он удостаивает нас посетить просвещением Св. Духа, возбуждая в нас или рвение к высшему преуспеянию, или сокрушение о малоуспешности и поблажках лености и беспечности; или когда открывает нам небесные тайны, и намерения наши обращает к лучшим делам. Так Господь внушил Артаксерксу спросить памятные книги; и он, узнав по ним о благодеяниях Мардохея, тотчас отменил прежнее свое жестокое определение об избиении народа Иудейского. Так и Апостолам обетовано: //«не вы будете глаголющии, но Дух Отца вашего глаголяй в вас»//[[new:mf:10:20| (Мф. 10:20)]]. **//Собеседования.//** ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **В ту ночь Господь отнял сон от царя, и он велел принести памятную книгу дневных записей; и читали их пред царем** Тот, кто своими силами и трудами не может прийти к Иисусу, каким образом может избежать всех грехов? К тому же, избежать навечно и претендовать на имя, относящееся только ко власти Бога? Ведь если Он безгрешен, и я безгрешен, то какая разница между мной и Богом? Я хочу привести ещё только одно доказательство, дабы не изнурять тебя и твоих слушателей. Вот, Ахашверош, которого переводчики Септуагинты называют Артаксерксом, лишается сна, дабы ему принесли памятную книгу дневных записей, а в ней он обнаружил Мардохея, по указанию которого и избежал заговора. [В результате всего] и Есфирь обрела большее расположение, и весь иудейский народ избежал грозящей ему погибели. Не стоит сомневаться в том, что этот могущественный царь, владевший всем Востоком от Индии до севера и до Эфиопии, после щедрых пиршеств и яств для собравшихся со всего света [гостей] должен был желать сна. И он отдохнул бы во сне и удовлетворил бы свой свободный выбор - сон, если бы не Господь, Виновник всякого добра, Который нарушил естественный порядок для того, чтобы против естества преодолена была жестокость тирана. Слишком долго будет, если я захочу привести все примеры из Священного Писания. Всё, что говорят святые, - это молитва к Богу; все мольбы и молитвы - яростная борьба за милость Божью, чтобы мы, не умеющие спастись собственными силами и усердиями, могли сохраниться Его милостью. А там, где сострадание и милость, свободная воля отчасти отступает - в зависимости от того, чего мы желаем и жаждем, соглашаясь с тем, что избрали. Но во власти Бога то, сможем ли мы исполнить силой Его власти и с Его помощью всё, что хотим, над чем трудимся и к чему устремляемся. //**Диалоги против пелагиан**//. ===== Лопухин А.П. ===== **В ту ночь Господь отнял сон от царя, и он велел принести памятную книгу дневных записей; и читали их пред царем** //Царь вспоминает о заслуге Мардохея и изъявляет желание наградить его// Более точный перевод (без упоминания имени Божия): //"в ту ночь сон бежал от царя"...// **//Толковая Библия.//** [<10>]