[<10>] ====== Толкования на Езд. 2:61 ====== ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 61-63 **И из сыновей священнических: сыновья Хабайи, сыновья Гаккоца, сыновья Верзеллия, который взял жену из дочерей Верзеллия Галаадитянина и стал называться именем их. Они искали своей записи родословной, и не нашлось ее, а потому исключены из священства. И Тиршафа сказал им, чтоб они не ели великой святыни, доколе не восстанет священник с уримом и туммимом** Сыновья Хабайи, Гаккоца и Верзеллия, не представившие родословной записи, которой они могли бы доказать свое священническое происхождение, были исключены из священства, т.е. им запрещено было есть великую святыню (ср. [[old:lev:02:03|Лев II, 3;]] [[old:lev:02:10|10;]] [[old:lev:06:10|VI, 10;]] [[old:lev:06:22|22;]] [[old:chis:18:09|Чис XVIII, 9]]), совершать жертвы ([[old:ish:29:37|Исх XXIX, 37]], [[old:ish:38:10|XXXVIII, 10]]), входить в святилище ([[old:chis:18:10|Чис XVIII, 10]]). Запрещение это наложил на них Тиршафа. Тиршафа (вероятно, тожественно с персид, tarsata, прич. формой от tars бояться) [Впрочем, Де-Лагарде производит слово из бактрийск. antarekhshatru и понимает в значении — "заместитель личности царя" (Symm 1,60)], есть почетный титул — reverendus, превосходительство, усвоявшийся pecha - областеначальнику ([[old:ezd:05:14|1 Езд V, 14]]; [[old:neem:08:09|Неем VIII, 9]]; [[old:neem:10:01|X, 1]]; ср. [[old:neem:12:26|XII,26]]). В рассматриваемом месте под Тиршафой разумеется Зоровавель, Из выражения "доколе не восстанет священник с уримом и туммимом" делают заключение, что в то время первосвященника не было. Но речь не о том, что не было первосвященника, а о том, что при отсутствии храма воля Божия не открывалась через урим и туммим. Об уриме и туммиме см. примеч. к [[old:ish:28:30|Исх ХХVIII, 30]]; [[old:chis:27:21|Чис ХXVII, 21]]; [[old:1ts:28:06|1 Цар XXVIII, 6]]. "В надежде на то, что с восстановлением жертвенника и храма Господу, Его милостивое присутствие снова будет в возродившейся общине, Зоровавель ожидал выступления первосвященника с уримом и туммимом, который должен будет дать окончательное решение касательно священников, не могших указать своего происхождения от Аарона" (Keil, Comment. 423). Но, по воззрению позднейших иудеев (Бухстор), в послепленное время Бог не открывал уже свою волю через урим и туммим, хотя на основании [[old:prsir:36:03|Сир XXXVI, 3]] и Древн.III, 8-9 некоторые считают это (Бертолет) вероятным. См. также Толкование на [[old:ezd:02:02#lopuxin_ap|Езд. 2:2]] [<10>]