[<10>] ====== Толкования на Езд. 5:6 ====== ===== Беда Достопочтенный ===== Ст. 6-17 **Вот содержание письма, которое послал Фафнай, заречный областеначальник, и Шефар-Бознай с товарищами своими Афарсахеями, которые за рекою, к царю Дарию. В донесении, которое они послали к нему, вот что написано: Дарию царю - всякий мир! Да будет известно царю, что мы ходили в Иудейскую область, к дому Бога великого; и строится он из больших камней, и дерево вкладывается в стены; и работа сия производится быстро и с успехом идет в руках их. Тогда мы спросили у старейшин тех и так сказали им: кто дал вам разрешение строить дом сей и стены сии доделывать? И сверх того об именах их мы спросили их, чтобы дать знать тебе и написать имена тех людей, которые главными у них. И они ответили нам такими словами: мы рабы Бога неба и земли и строим дом, который был построен за много лет прежде сего, - и великий царь у Израиля строил его и довершил его. Когда же отцы наши прогневали Бога небесного, Он предал их в руку Навуходоносора, царя Вавилонского, Халдеянина; и дом сей он разрушил, и народ переселил в Вавилон. Но в первый год Кира, царя Вавилонского, царь Кир дал разрешение построить сей дом Божий; да и сосуды дома Божия, золотые и серебряные, которые Навуходоносор вынес из храма Иерусалимского и отнес в храм Вавилонский, - вынес Кир царь из храма Вавилонского; и отдали их по имени Шешбацару, которого он назначил областеначальником, и сказал ему: возьми сии сосуды, пойди и отнеси их в храм Иерусалимский, и пусть дом Божий строится на своем месте. Тогда Шешбацар тот пришел, положил основания дома Божия в Иерусалиме; и с тех пор доселе он строится, и еще не кончен. Итак, если царю благоугодно, пусть поищут в доме царских сокровищ, там в Вавилоне, точно ли царем Киром дано разрешение строить сей дом Божий в Иерусалиме, и царскую волю о сем пусть пришлют к нам** Письмо, которое Фафнай отправил Дарию, сильно отличается от того, которое Артаксерксу писали Рехум и Шимшай. То письмо наполнено было обвинениями народа иерусалимского, а это - хвалой, и не только народу, но и Всемогущему Богу. В самом деле, оно так начинается: **Дарию царю - всякий мир! Да будет известно царю, что мы ходили в Иудейскую область, к дому Бога великого; и строится он из больших камней, и дерево вкладывается в стены; и работа сия производится быстро и с успехом идет в руках их. Тогда мы спросили у старейшин тех и так сказали им: кто дал вам разрешение строить дом сей и стены сии доделывать?** [[old:ezd:05:07|(Езд 5:7-9)]], и далее. В этих словах следует решить, каков смысл сказанного, что дом Господень //строится из больших камней//, хотя очевидно, что столь грандиозную работу можно было произвести только из обработанных камней. Нам же следует под этими необработанными камнями понимать камни новые, которые были собраны нетёсаными и которые они, обтесав, сделали пригодными для строительства дома Господня. Ведь если даже и оставались какие-то старые камни, которые, как показывает в Плаче Иеремия, были //раскиданы по всем перекресткам// [[old:pier:04:01|(Плач 4:1)]], то, без всякого сомнения, нужно было обрабатывать и новые камни, чтобы завершить работы в храме. Таинство этого обстоятельства тоже, вне сомнения, ясно. Мы видим, что Церковь Божья строится не только из тех, кто через покаяние приходят в чувства и возвращаются к праведной жизни, которую прежде потеряли через грех, но также из тех, кто недавно призваны к вере, направлены наставлением учителей словно измерительным жезлом строителей и поставлены на соответствующее им место в строении дома Господня. То же, что храм строился из старых и новых камней, то есть обработанных уже давно и долгое время остававшихся необработанными, будет верно истолковать как соответствие тому [факту], что единая Церковь Христа собрана из двух народов, а именно иудеев и язычников. Иудеи, словно бы давно обработаны, ибо имели знание и соблюдали закон Божий. А язычники, оставаясь рабами идолопоклонства, которых ни усердие архитекторов духа ни коснулось, ни благочестие, сбросили с себя безобразие дикости и приземлённости разума. **//Комментарии на книги Ездры и Неемии.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Вот содержание письма, которое послал Фафнай, заречный областеначальник, и Шефар-Бознай с товарищами своими Афарсахеями, которые за рекою, к царю Дарию** Афарсахеи, вероятно, тождественны с упоминаемыми в [[old:ezd:04:09|IV,9]] Афарсафхеями. [<10>]