[<10>] ====== Толкования на Быт. 1:2 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Земля бе невидима и неустроена, и тма верху бездны, и Дух Божий ношашеся верху воды** Сказано: **земля же бе невидима и неустроена.** Почему, когда то и другое, и небо и земля, сотворены равночестно, небо доведено до совершенства, а земля еще несовершенна и не получила полного образования? Или вообще, что значит неустроенность земли? И по какой причине была она невидима? Совершенное устройство земли означает обилие ее произведений, прозябение всякого рода растений, появление высоких деревьев, и плодовитых и неплодовитых, доброцветность и благовоние цветов, и все то, что в скором времени должно было, по Божию повелению произникнув на земли, украсить породившую все cиe. А как ничего этого еще не было, то Писание справедливо наименовало землю неустроенною. Но то же самое можем сказать и о небе. И оно не имело еще полного образования, не получило свойственного ему украшения, потому что не освещалось луною и солнцем, не венчалось сонмами звезд. Всего этого еще не было, а потому не погрешишь против истины, если и небо назовешь неустроенным. Невидимою же названа земля по двум причинам, или потому что не было еще зрителя земли — человека, или потому что она погружалась в глубине, и от разливающейся на ее поверхности воды не могла быть видимою. Ибо воды не были еще совокуплены в свои собрания, которые совокупивший их Бог наименовал в последствии морями. Да и что бывает невидимо? Как то, чего нельзя видеть плотскими глазами, какова наша мысль, так и то, что по природе видимо, но скрывается по причине заграждения наложенным на него телом, как железо в глубине. В сем значении, как думаю, и теперь названа невидимою земля, покрытая водою. Сверх того, поелику не был еще сотворен свет, то не удивительно, что земля, по причине неосвещенного над нею воздуха, лежащая во тьме, и в этом отношении названа в Писании невидимою. Но подделывающиеся под истину, не приучившие ума своего следовать Писанию, а напротив того, по собственному усмотрению, превращающие смысл написанного, говорят, что сими словами означается материя. Ибо материя, рассуждают они, по природе своей невидима и неустроена, потому что сама в себе взятая бескачественна, не имеет никакого вида и очертания. И ее-то взяв, Художник, по Своей премудрости, образовал и привел в порядок, а таким образом осуществил из нее видимое. Итак если материя не сотворена, то, во-первых, она равночестна Богу, как удостоенная тех же преимуществ. Но что может быть сего нечестивее? Бескачественное, не имеющее вида, крайнее безобразие, не получившую никакого образования гнусность (употребляю собственные выражения сих учителей) удостоить одинакового предпочтения с премудрым, всемогущим и прекраснейшим Создателем и Творцом всяческих! Во-вторых, если материя так вместительна, что может принять в себя все ведомое Богу, то чрез это сущность материи уравнивают они некоторым образом с неисследимым Божиим могуществом, как скоро материя достаточна к тому, чтобы измерить собою весь разум Божий. А если материя мала для Божьего действования, то и в таком случае учение их обратится в нелепую хулу, потому что недостаточностью материи заставят они Бога остаться в бездействии и не довершить дел Своих. Но их ввела в заблуждение скудость естества человеческого.Поскольку у нас каждое искусство трудится над одним каким-нибудь веществом отдельно, например: кузнечное над железом, плотничное над деревами, поелику в сих искусствах иное есть материя, иное форма, а иное — производимое по форме, и вещество берется совне, форма же прилаживается искусством, а произведением бывает нечто сложенное из того и другого, из формы и из материи, то они рассуждают таким же образом и о Божием созидании, что форма дана миру премудростью Творца всяческих, а вещество имел Создатель совне, и произошел сложенный мир, который материю и сущность имеет от иного начала, а очертание и образ получил от Бога. В следствие сего они отрицают, чтобы великий Бог был полновластен при устроении всего сущего, представляют же Его как бы участвовавшим в складчине и малую только долю вложившим от Себя в бытие существ. Так они, по низости своих умствований, не могут досязать взором до высоты истины, потому что здесь искусства позднее веществ, будучи внесены в жизнь нашу по требованию необходимости. Прежде была шерсть, потом родилось ткацкое искусство, чтобы восполнить от себя недостаток природы. Было и дерево, строительное же искусство, взяв и обделывая cиe вещество для каждой представлявшейся нужды, показало нам пользу дерев, доставляя мореходцам весло, земледельцам веяльную лопату, воинам древко для копья. Но Бог, прежде нежели существовало что-нибудь из видимого ныне, положив в уме и подвигшись привести в бытие не сущее, вместе и помыслил, каким должен быть мир, и произвел материю соответственную форме мира. Для неба отделил Он естество приличное небу, и в форму земли вложил сущность, свойственную земле и для нее потребную. Огню же, воде, воздуху и формы дал, какие хотел, и в сущность их привел, как требовало умопредставление каждой из творимых вещей. И целый мир, состоящий из разнородных частей, связал Он каким-то неразрывным союзом любви в единое общение и в одну гармонию, так что части, по положению своему весьма удаленные одна от другой, кажутся соединенными посредством симпатии. Посему да прекратят свои баснословные построения те, которые, при немощи собственных умствований, измеряют могущество непостижимое для разумения и вовсе неизреченное на человеческом языке! //Сотвори Бог небо и землю//, не в половину каждое, но целое небо и целую землю, самую сущность, взятую вместе с формою, потому что Он не изобретатель только образов, но Зиждитель самого естества существ. Иначе, пусть отвечают нам, каким образом встретились между собою и деятельная сила Божия, и страдательная природа вещества, встретились между собою и вещество, доставляющее материю без образа, и Бог, имеющий знание образов без вещества, встретились так, что недостающее у одного дается другим, дается Зиждителю то, над чем показать искусство, а веществу то, чтобы отложить свое безобразие и неимение формы? Но о сем довольно. Возвратимся к сказанному в начале. **Земля же бе невидима и неустроена.** Сказавший: //в начале сотвори Бог небо и землю//, умолчал о многом: о воде, о воздухе, об огне, и о видоизменениях, из них происшедших. Хотя все это, как служащее к восполнению мира, очевидно, существовало в целом, однако же история не коснулась сего, чтобы приучить ум наш к самодеятельности, и дать ему случай по немногим данным делать заключения и о прочем. Посему, когда не сказано о воде, что сотворил ее Бог, но сказано, что **земля была невидима**, рассуди сам в себе: какою же завесою она была покрыта и не являлась зрению? Огонь не мог ее закрывать, потому что огонь светоносен, и к чему присоединяется, тому сообщает скорее видимость, нежели темноту. Также и не воздух был тогда покровом земли, потому что естество воздуха тонко и прозрачно, принимает в себя все образы видимых вещей и передает их взорам видящих. Итак остается нам представить, что вода возвышалась на земной поверхности, пока еще влажная сущность не была отделена в особое место. А от сего земля была не только невидима, но и неустроена, потому что излишество влаги даже и ныне бывает препятствием плодородию земли. Итак одна причина и невидимости и неустроенности, если только под устройством земли разуметь свойственное ей и естественное украшение — жатвы, волнующаяся в долинах, зеленеющие и испещренные различными цветами луга, цветущие холмы и осененные лесами вершины гор. Всего этого еще не было. Земля, по силе, вложенной в нее Создателем, хотя готова была породить все cиe, однако же ожидала приличного времени, чтобы, по Божию повелению, произвести на свет свои порождения. Но сказано: **и тма верху бездны**. Опять новый предлог к баснословию, новые основания к нечестивым построениям для тех, которые извращают слова по собственным догадкам! Ибо не объясняют по обыкновенному, что тьма есть какой-нибудь не освященный воздух, или место затененное от преграждения света телом, или, вообще, место, лишенное света по какой ни есть причине, но толкуют, что тьма есть злая сила, лучше же сказать, самое зло, само от себя имеющее начало, противоположное и противодействующее Божией благости. Если //Бог свет есть// [[new:1in:01:05|(1 Ин. 1, 5)]], то сила Ему противоборствующая, говорят они, в сообразность сей мысли, очевидно будет тьма — тьма, не от другого кого имеющая бытие, но самобытное зло, тьма, нечто враждебное душам, нечто производящее смерть, противление добродетели. И в самых словах пророка, по ложному их разумению, показывается, что тьма сия существовала, а не Богом сотворена. И на этом предположении каких не построено лукавых и безбожных учений! //Kaкиe волцы тяжцы// [[new:act:20:29|(Деян. 20, 29)]], расточающие Божие стадо, устремлялись на души, ведя начало от сего краткого слова! Не отсюда ли Маркионы? Не отсюда ли Валентины? Не отсюда ли мерзкая ересь Манихеев, которую, если назовет кто гнилостью в церквах, не погрешит в приличии наименования? Для чего, человек, бежишь вдаль от истины, сам для себя вымышляя случаи к погибели? Просто и для всякого удобопонятно слово; сказано: **земля бе невидима.** Какая же тому причина? Та, что земля имела над собою распростертую бездну. Что же за понятие: бездна? Это — множество воды, в котором невозможно достать нижнего предела. Но знаем, что многие тела часто бывают видны сквозь тонкую и прозрачную воду. Почему же ни одна часть земли не показывалась в водах? Потому что разлитый над водою воздух был еще не светел, но темен. Ибо луч солнечный, проходящий чрез воды, показывает часто в глубине мелкие камни. Но в глубокую ночь никто никаким образом не увидит находящегося под водою. Посему словам: **земля бе невидима**, пояснением служит присовокупленное, что лежала на ней бездна, и бездна была темная. Итак бездна — не множество сопротивных сил, как представляли себе некоторые, и тьма — не первоначальная какая-нибудь и лукавая сила, противопоставляемая добру. Ибо две силы, по противоположности одна другой уравнивающиеся, непременно будут одна для другой разрушительны, и состоя между собою в непрекращаемой брани, непрестанно будут иметь и доставлять друг другу случаи ко вражде. И если одна из противоположных сил превосходит другую могуществом, то делается совершенно истребительною для преодолеваемой силы. Посему, если говорят, что сопротивление зла добру равносильно, то вводят непрекращающуюся брань и непрестанное разрушение, поелику каждое отчасти одолевает и одолевается. А если добро превосходит силою, то по какой причине природа зла не истреблена совершенно? А если, чего и выговорить невозможно... дивлюсь, как не бегут они сами от себя, будучи увлекаемы в такие злочестивые хулы! Но неблагочестиво сказать и то, будто бы зло имеет начало от Бога, потому что противное от противного не происходит. Жизнь не рождает смерти, тьма не начало свету, болезнь не содетельница здравия. Напротив того, хотя при перемене состоянии бывают переходы из противоположного в противоположное, однако же в рождениях каждая рождающаяся вещь происходит не от противоположного, но от однородного. Итак спрашивают: если зло и не есть нечто несотворенное, и не Богом сотворено, то откуда же имеет свою природу? А что зло существует, сего не будет отрицать никто из причастных жизни. Что же скажем на cиe? То, что зло не живая и одушевленная сущность, но состояние души, противоположное добродетели и происходящее в беспечных чрез отпадение от добра. Посему не доискивайся зла вовне, не представляй себе, что есть какая-то первородная злая природа, но каждый да признает себя самого виновником собственного злонравия. Все, что ни бывает, всегда приключается с нами частью по природе, например, старость и немощи, частью по случаю, например, неожиданные встречи чего-нибудь нередко скорбного или и радостного, происходящие от посторонних причин, как-то: роющему колодезь — обретение сокровища, или идущему на рынок — встреча бешеной собаки, частью же от нас зависит, например, взять верх над пожеланиями или не полагать меры удовольствиям, удержаться от гнева или наложить руки на раздражившего, сказать правду или солгать, иметь нрав кроткий и умеренный или гордый и заносчивый. Посему не ищи вовне начал тому, над чем сам ты господин, но знай, что зло, в собственном смысле взятое, получило начало в произвольных падениях. А если бы оно было не произвольно, и не от нас зависело, то как законы не угрожали бы таким страхом обидчикам, так и наказания, налагаемые на преступников в судах по мере вины, были бы тогда неизбежны. Cиe пусть будет сказано о зле, в собственном смысле взятом. А болезнь, бедность, бесславие, смерть и другие человеческие скорби не должно и включать в число зол, потому что противоположное им не причисляется нами к величайшим благам, и скорби сии частью бывают по природе, а частью оказываются для многих послужившими в пользу. Итак в настоящем случае, заставив умолкнуть всякое переносное и догадочное толкование, изложим понятие тьмы просто, без тонкостей, следуя намерению Писания. Разум спрашивает: сотворена ли тьма вместе с миром, и первоначальнее ли она света, а поэтому точно ли худшее старше? — Ответствуем, что и сии тьма не что-либо самостоятельное, но видоизменение в воздухе, произведенное лишением света. Какого же света лишенным вдруг нашлось место в мире, так что поверх воды стала тьма? Полагаем, что, если было что-нибудь до составления сего чувственного и тленного мира, то оно, очевидно, находилось во свете. Ибо ангельские чины, все небесные воинства, вообще, какие только есть именуемые и не именуемые умные природы и служебные духи, жили не во тьме, но во свете и во всяком духовном веселии имели приличное для себя помещение. И против сего никто не будет спорить, тем паче тот, кто в числе обетованных благ ожидает пренебесного света, о котором говорит Соломон: //свет праведным всегда// [[old:pr:13:09|(Притч. 13, 9)]], и Апостол: //благодаряще Бога и Отца, призвавшаго нас в причастие нacледия святых во свете// [[new:kol:01:12|(Кол. 1, 12)]]. Ибо если осужденные посылаются во тьму кромешную, то совершившие дела достойные благоволения, очевидно, имеют упокоение в премирном свете. Посему, когда по Божию повелению, вдруг распростерто было небо вокруг того, что заключилось внутри собственной его поверхности, и стало оно непрерывным телом, достаточным к тому, чтобы отделить внутреннее от внешнего (Дуцей советует здесь читать: внешнее от внутреннего, согласно с Феодоритом, который в вопросе 6-м на книгу Бытия заимствует все cиe место у Св. Василия), тогда по необходимости само небо сделало неосвещенным объемлемое им место, пресекши лучи, идущие совне. Ибо для тени нужно быть в одно время свету, телу и неосвященному месту. Таким образом тьма в мире произошла от тени небесного тела. Сказанное же мною поймешь из очевидного примера, если в ясный полдень поставишь над собою палатку из плотной и непроницаемой ткани, и сам себя заключишь в составившуюся мгновенно тьму. Такою же предположи и оную тьму, то есть, не чем-нибудь предварительно осуществленным, но следствием других вещей. О сей, конечно, тьме говорится, что она возвышалась над бездною, потому что с поверхностями тел обыкновенно соприкосновенны крайние пределы воздуха, но тогда над всеми телами разлита была вода, почему по необходимости сказано, что тьма верху бездны. **И Дух Божий**, говорит Моисей, **ношашеся верху воды**. Или дух сей означает разлияние воздуха, и ты разумей, что Писатель перечисляет части мира, то есть, что Бог сотворил небо, землю, воду, воздух, и притом воздух уже разлитый и текущий. Или, что ближе к истине и одобрено прежде нас, духом Божиим назван Дух Святый, потому что Он, по замеченному, преимущественно и исключительно достоин такого упоминания в Писании, и никакой другой дух не именуется Божиим, кроме Святого, восполняющего Собою Божественную и блаженную Троицу. И ты, допустив такое разумение, извлечешь из него большую пользу. Как же Он **ношашеся верху воды**? Скажу тебе не свое мнение, но мнение одного Сириянина, который был столько же далек от мирской мудрости, сколько близок к ведению истинного. Итак он говорил, что Сирский язык выразительнее и, по сродству с Еврейским, несколько ближе подходит к смыслу Писания. Разумение же сего речения таково. Слово **ношашеся**, как говорит он, в переводе употреблено вместо слова согревал и оживотворял водное естество, по подобию птицы, насиживающей яйца и сообщающей нагреваемому какую-то живительную силу. Подобная сей мысль, говорят, означается сим словом и в настоящем месте. **Дух носился**, то есть приуготовлял водное естество к рождению живых тварей. Таким образом из сего достаточно объясняется предлагаемый иными вопрос: без действия ли оставался Дух Святый в деле творения? //**Беседы на Шестоднев. Беседа 2.**// ===== Свт. Григорий Нисский ===== **Земля бе невидима и неустроена, и тма верху бездны, и Дух Божий ношашеся верху воды** **Земля же была безвидна и пуста**: а из сего явствует, что все уже было в возможности при первом устремлении Божием к творению, как бы от вложенной некоей силы, осеменяющей бытие вселенной, но в действительности не было еще каждой в отдельности вещи. Ибо сказано: земля же была безвидна и пуста; а сие тоже значит, как если бы сказать: земля и была, и не была; потому что не сошлись еще к ней качества. Доказательством сей мысли служит то, что, по Писанию, была она невидима. Ибо невидимое не есть цветность; а цветность производится как бы неким истечением образа на поверхность, образ же не возможен без тела. Посему, если земля была невидима, то, конечно, и бесцветна, с бесцветностью же подразумевается неимение образа, и вместе с сиим последним неимение и тела. Следовательно при начальном основании мира земля, как и все прочее, была в числе существ, но ожидала того, что дается устройством качеств, что и значит, прийти в бытие. Писание, сказав, что земля была невидима, показывает сим , что никакого иного качества не было еще при ней видимо; а наименовав неустроенною, даст разуметь, что не была еще приведена в огустение телесными свойствами. ...**Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою**. Посему думаем, что Духу Божию столько же не возможно быть Духом тьмы, сколько чужд Он и всякого зла. И на сие можно представить тысячи изречений святого Писания, что //Бог есть свет истинный// [[new:in:01:09|(Ин. 1,9)]], и //живет во свете неприступном// [[new:1tim:06:16|(1 Тим. 6,16)]]. А Дух Божий по естеству тоже, что и сам Бог. И если естество Бога и Духа одно, Бог же есть свет, то, конечно, и Дух Божий также свет. Свет же, без сомнения, и то делает пребывающим во свете, над чем носится. И вода, над которою носился Божий Дух, есть нечто иное, а не это в низ стремящееся естество текучих вод; она твердью отделяется от тяжелой и в низ стремящейся воды. Если же в Писании и она именуется водою (чем, как по высшему умозрению догадываемся, означается полнота умопредставляемых сил); то никого да не смущает сия подобоименность; потому что Бог и //есть огонь поедающий// [[old:vtor:04:24|(Втор. 4,24)]], но понятие о сем огне не имеет вещественного значения. Посему, как познав, что Бог есть огонь, представлял ты Его чем-то иным, а не этим видимым огнем, так наученный, что над водою носится Божий Дух, представляй себе не это стремящееся в низ и текущее на землю естество; потому что **Дух Божий носится** не над земным и непостоянным. //**О шестодневе, слово защитительное брату Петру.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Земля бе невидима и неустроена, и тма верху бездны, и Дух Божий ношашеся верху воды** **Земля же,** говорит, **бе невидима и неустроена.** Почему, скажи мне, (Бог) небо произвел светлым и совершенным, а землю - безобразною? И это сделал Он не напрасно, но для того, чтобы ты, познав Его творчество в лучшей части творения, оставил прочия недоумения и не думал, будто это произошло от недостатка могущества. Кроме того, Он создал землю безообразною и по другой причине. Так как она есть наша и кормилица, и мать, от нея мы и произошли, и питаемся, она для нас и отчизна, и общий гроб, в нее мы опять возвращаемся, и чрез нее получаем безчисленныя блага, - то, чтобы люди за полезное и необходимое не стали почитать ее сверх надлежащаго, показывает тебе ее наперед безобразною и неустроенною, так чтобы получаемыя от земли благодеяния ты приписывал не природе земли, но Тому, Кто привел ее из небытия в бытие. Поэтому и говорит: **земля же бе невидима и неустроена**. Сказав: **земля же бе невидима и неустроена**, Моисей с точностию объясняет нам, отчего она была невидима и неустроена, и говорит: **и тма верху бездны, и Дух Божий ношашеся верху воды**. Смотри, как здесь блаженный пророк не говорит ничего лишнего, и как не описывает, по частям, все сотворенное, но сказав нам о главнейших стихиях, и упомянув о небе и земле, все прочее оставляет. Так он, не сказав о сотворении вод, говорит: **и тма верху бездны, и Дух Божий ношашеся верху воды**. Они-то и покрывали лице земли, т.е. тма и бездна вод. Отсюда мы узнаем, что все видимое было бездною вод, покрытою мраком, и нужен был премудрый Творец, чтобы прекратить все это нестроение и привести все в благообразный вид. **И тма**, говорит, **верху бездны, и Дух Божий ношашеся верху воды**. Что означают слова: **Дух Божий ношашеся верху воды**? Мне кажется, означают то, что водам была присуща некоторая жизненная деятельность и что это была не просто стоячая и неподвижная вода, но движущаяся и имевшая некоторую жизненную силу. Неподвижное ни к чему не годно, а движущееся пригодно на многое. Итак, чтобы научить нас, что эта вода, великая и необычайная, имела некоторую жизненную силу, Моисей сказал: **и Дух Божий ношашеся верху воды**. А божественное Писание наперед говорит об этом не без причины, но так как оно имеет в виду показать нам, что из этих вод, по повелению Создателя вселенной, произошли и животныя, то и дает здесь уже знать слушателю, что вода не была проста стоячая, но двигалась, разбегалась и все заливала. //**Беседы на книгу Бытия. Беседа 2.**// ---- **«Земля же бе невидима и неустроена»**. Почему Моисей небо представил законченным, а землю устрояемою постепенно? Для того, чтобы ты, познав могущество Его в (создании) лучшей стихии, удостоверился, что Он мог и землю, подобно небу, произвести вполне оконченною. Но Он сделал не так для тебя и твоего спасения. Как, скажет (кто-либо), для меня, и моего спасения? Земля есть общая трапеза, и отечество, и кормилица, и мать, – общий и город, и гроб. Из нее и отсюда же и пища для наших тел; на ней мы живем и проводим время и по смерти возвращаемся опять в нее. Итак, чтобы насущная польза не возбудила в тебе удивления к ней более надлежащего, чтобы многочисленность благодеяний не увлекла к нечестию, (Моисей) предварительно показывает ее тебе безобразною и безвидною, чтобы ты, увидев ее несовершенство, удивлялся Тому, Который создал ее и вложил в нее всю эту силу, чтобы ты прославил Того, Кто устроил это для нашего пользования. Прославляется же Бог не только правыми догматами, но и жизнью: //«да просветится//, – сказано, – //свет ваш пред человеки, яко да видят добрые дела ваша и прославят Отца вашего, иже на небесех»// [[new:mf:05:16|(Мф. 5:16)]]. **//Восемь слов на книгу Бытия. Слово первое.//** ---- **"Тьма**, – гово­рит он, –** была над бездною»**. **Бездною** называется мно­жество вод. А что и бездны произошли, об этом свидетель­ствует Писание, когда говорит: //«когда еще не существовали бездны, ...прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов»// [[old:pr:08:24|(Притч.8:24–25)]], – следовательно, и бездны произошли. Слушай, как произошел некогда и воздух. **«И Дух Божий носился над водою»**. Под **духом** бытописатель разумеет не Святого Духа, – потому что несоздан­ное бытие не причисляется к созданию, – а называет так движение воздуха. Подобно тому как в повествовании об Илии пророке написано: //«небо сделалось мрачно от туч и от ветра»// [[old:3ts:18:45|(3Цар. 18:45)]], так и здесь под **духом** разумеется воздух. **"Тьма была**, – говорится, –** над бездною»**. Следовательно, скажут, и тьму сотворил Бог? Итак, откуда же тьма? Бог, говорят, ее не создал, потому что Бог не творит ни тьмы, ни мрака. Что же в таком случае мрак? Многие гово­рили, что это тень от неба. Когда, говорят, произошло горнее небо, а небесных светил еще не существовало, то земля обнажилась и явился мрак. Но горнее небо светло, а не темно, потому что оно, хотя и не имеет солнца, луны и звезд, светло по самой своей природе. Если же, таким образом, небо нахо­дилось вблизи сверху, а земля была распростерта внизу, – све­тящий вверху, а освещаемое внизу, то откуда мрак? Мне ду­мается, можно объяснить таким образом: так как вода по­крывала поверхность земли, то над водами собирался густой туман, как это бывает и теперь над реками; производящий тьму туман образовал облака, облака же, бросая тень, произвели тьму. Что облако производит тьму, об этом говорится и в Писании: //«небо сделалось мрачно от туч»// [[old:3ts:18:45|(3Цар.18:45)]]. Итак, тьма была тогда от облаков. Такова же тьма была и в Египте, – тьма не от того, что настала ночь, а от образовавшегося тумана [[old:ish:10:22|(Исх.10:22)]]. Точно также было и на горе Синае: мрак был не от наступившей ночи, а от осе­нявшего облака [[old:vtor:04:11|(Втор.4:11)]]. Так же произошла тьма и при распятии Христа – не от наступившей ночи, а от происшедшего затмения. Итак, слова божественные следует понимать не в буквальном смысле. **«И дух Божий носился над водою»**. Под духом бытописатель разумеет ветер, как в другом месте и псалмопевец, когда говорит: //"ветром бурным Ты сокрушишь корабли Фарсийские»// [[old:ps:047:08|(Пс.47:8)]], называя духом движение воздуха. Не подумай, что иное – воздух, а иное – ветер, потому что сам воздух, если его приводить в движение, производит ветер, как об этом свидетельствует опыт. Так, часто, приводя в движение спокойный воздух опахалом или веером, мы получаем от движения воздуха ветер. Чтобы показать самым словом **"дух"**, что ветер есть движение воздуха, бы­тописатель для того и сказал: **"носился"**, поскольку ветру свой­ственно носиться над творением. См. также Толкование на [[old:gen:01:01#svt_ioann_zlatoust|Быт. 1:1]] **//Беседа о первом дне творения.//** ---- **«Земля же была**, – говорится, –** безвидна"**. Что значит **"безвидна"**? Многие святые отцы, как я знаю, говорили, будто не­видима была земля потому, что покрывалась водою. Но многие мнения хотя и благочестивы, однако не истинны. Например, три друга Иова, видя его в искушениях, полагали, что святой страдает справедливо, и говорили: если бы ты не огорчал вдов, если бы не угнетал сирот, то Бог не навел бы на тебя этих бедствий. Так как они не знали намерения Бога, то предпо­читали скорее признать, что Иов страдает справедливо, чем утверждать, что Бог навел бедствия неправедно. Они ратовали за Бога, и, тем не менее, Бог обличает их: почему //«вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов»// [[old:iov:42:08|(Иов.42:8)]]? Итак, что значит: **«земля же была безвидна и пуста»**? Толковники изъяснили это определенно. Акила говорит: земля же была пустота и ничто. Невидима была, следовательно, не в том смысле, что ее было не видно, а в том, что была, так ска­зать, не убрана. Она не была еще разукрашена растениями, не была еще увенчана плодами, не была еще опоясана реками и источниками, не была еще украшена остальными разнообразными видами благолепия, не была еще одарена способностью рождать – и потому была невидима. Писание говорит о некотором храб­ром и красивом муже: не он ли //«убил одного Египтянина»// видимого [[old:2ts:23:21|(2Цар.23:21)]]. Есть, следовательно, муж неви­димый? Нет, а говорится это очевидно в том смысле, что муж достоин того, чтобы его видели. Следовательно, как египтянин назван мужем видимым в том смысле, что он заслуживает того, чтобы его видели, так и земля названа не­видимой в том смысле, что была не украшена. **//Беседа о втором дне творения.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою** См. Толкование на [[old:gen:01:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 1:1]] ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою** Хороший мастер сначала закладывает фундамент, а после того как заложит его, по порядку возводит части здания и добавляет украшения. Итак, после того как было заложено основание земли и утверждена субстанция неба - ибо эти двое суть как бы краеугольные камни сущего, - Моисей добавил: **Земля же была безвидна и пуста.** Что значит **была**? Как бы не усмотрели в этом высказывании бесконечность и безначальность и не заявили: вот, даже согласно Божественному Писанию материя, или ὕλη, как говорят философы, не имела начала! Но тем, кто так говорит, ответим: написано также, что //Каин был земледелец// [[old:gen:04:02|(Быт 4:2)]]; и о том, кто называется Иувалом, сказано в Писании: //Он был отец всех играющих на гуслях и свирели// [[old:gen:04:21|(Быт 4:21)]]; и об Иове: //Был человек в земле Уц, имя его Иов// [[old:iov:01:01|(Иов 1:1)]]. Так что пусть они прекратят придираться к словам, ибо Моисей еще прежде сказал: **Сотворил Бог небо и землю.** Так что **была** сказано о земле потому, что прежде она была сотворена. Если же некоторые утверждают, что она безначальна и что не только Господь, но и материя не имела начала, пусть укажут, где же она находилась. Если в некотором месте, значит, безначально и то место, в котором пребывала безначальная материя сущего. Если же думать так о месте абсурдно, посмотрим, не должны ли мы считать землю летучей, так что она, не имея основания, удерживалась взмахами крыльев. Откуда же мы можем догадаться об этих крыльях? Быть может, для этого привлечем толкование речения пророка, поняв его так, что чудесные животные - это крылья земли, и эти крылья земли были крылья созвездий? Но если так понять слова пророка, что это был за воздух, в котором летала земля? Без воздуха она летать не могла, а воздух к тому времени еще не существовал: ведь пока не были сотворены элементы, в материи не существовало различия, а к тому времени элементы еще не были сотворены. Так где же пребывала эта материя, поддерживаемая взмахами крыльев? Она не пребывала в воздухе, ибо воздух есть мирское тело. А то, что воздух есть тело, мы знаем из того, что, если пустить стрелу в то место, в какое хочет направить ее лучник, разорванный воздух тотчас соединяется вновь. Где же пребывала материя? Быть может, кто-нибудь выскажет безумное предположение о том, что она пребывала в Боге? Итак, невидимый по природе и неизменный Бог, пребывающий в недостижимом свете, непостижимый и чистейший дух, был вместилищем мирской материи, и мир имел свою часть в Боге, хотя души рабов Божиих не от мира сего, как сказано в Писании: //Они не от мира, как и Я не от мира// [[new:in:17:16|(Ин 17:16)]]. Каким же образом видимое соединится с невидимым, совершенно простым, наделившим это видимое порядком и красотой? Разве что из-за того, что сказано: **Земля же была безвидна**, некоторые подумают, что она была безвидна по своей сути, а не потому, что, будучи покрыта водою, она не могла быть видима телесными очами, точно так же, как многое находящееся в глубине вод недоступно отчетливому видению смертными очами? Как бы то ни было, считается, что не для Бога нечто было невидимо, а для земного создания, судящего о творении. //Невидимой// земля названа также потому, что еще не было света, озаряющего мир, не было солнца; после же были созданы небесные светила. И если солнечный луч освещает даже все сокрытое под водой и озаряет глубины, погрузив в них свое сияние, кто усомнится в том, что для Бога не могло быть невидимым пребывающее в глубине? Или же так следует понять безвидность земли, что она еще не знала Слова Божиего и Его защиты, не имела человека, из-за которого Господь заботится о земле, согласно написанному: //«Господь призрит на сынов человека, если тот будет разуметь и почитать Бога»?// И в другом месте сказано: //С небес ты возвестил суд; земля убоялась и утихла// [[old:ps:075:09|(Пс 75:9]]). И справедливо земля названа //безвидной//, то есть неоформленной, ибо еще не приняла подобающую фигуру и образ от своего Творца. Быть может, кто-нибудь спросит: почему Бог - как Он сказал, так и стало по слову Его - не придал сразу же должного украшения возникающим элементам? Разве не мог Он сразу по сотворении заставить небо сверкать звездами, а землю - одеться цветами и плодами? Мог, разумеется. Но все потому называется сначала «сотворенным», а затем - «оформленным», чтобы не подумали, будто все это не сотворено и не имеет начала, как если бы виды сущего были порождены изначально и не претерпели потом никакого прибавления. Хорошо, что Дух задержался с украшением неба и зарождающейся земли, ибо таким образом должны были прорасти семена новых частей [творения], в соответствии со словами пророка: //Пошли духа Твоего, и будет сотворено, и обновишь лик земли// [[old:ps:103:30|(Пс 103:30)]]. //**Шестоднев.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою** В описании первого дня изображается первоначальное состояние видимого мира, образ творческого действия, первый вид сотворенных вещей, одобрение сей части творения, первое действие первого вида сотворенных вещей, то есть света, время сея части творения. Первоначальная **земля необразованная и пустая** не означает земного шара, поелику он образовался не прежде **отделения вод, которые под твердию, от вод, которые над твердию**, и поелику земля оная в сем состоянии противополагается устройству всего видимого мира. Итак, **землею** называется здесь вещество сего мира вообще, потому что земля есть ближайший предмет созерцания в сотворении мира, потому что противополагается небу или миру духовному, наконец, потому что в сем состоянии не может еще иметь определительнейшего наименования. Качество первоначальной земли, или всеобщего вещества, изображается словами: תהו ובהו, по переводу семидесяти толковников: αοραιος και ακαιασκευαστοs — //невидима и неустроена//; по Акиле: κενωμα και ουδέν — //пустота и ничто//; по Феодотиону: κενόν και ουδέν — //нечто пустое и ничтожное//; по Симаху: αργον και αδιακριον — //нечто праздное и безразличное//. Еврейские слова по их производству и употреблению ([[old:is:34:11|Ис. 34:11]], [[old:ier:04:23|Иер. 4:23]]) знаменуют //изумляющую пустоту//. Сим означается вещество не качествованное положительным и определительным образом и не имеющее тех видов и форм, которые мы соединяем с понятием о вещах сотворенных. То же самое вещество называется **бездною** в знаменовании пространства, не разграниченного разнообразием вещей. Более тонкие части сего вещества и вообще недостаток постоянных образов, по которому оно из известных родов тел наипаче долженствовало приближаться к свойству жидких, изображаются еще наименованием **воды**. Ибо вода, в обыкновенном смысле взятая, отделена от всеобщего смешения во второй и третий день творения. Над бездною вещества представляется **тьма**. Это не есть тень, какова тьма ночная по сотворении солнца, но совершенное отсутствие света, который не был еще сотворен. **Над бездною** или на лице бездны полагает ее бытописатель не потому, чтобы относил ее к некоторой только части веществ, но по применению сего понятия к обыкновенному понятию о свете, который сверху приходит и наипаче является на поверхности вещей. Изъясняя образ творческого действия, Моисей представляет **Духа Божия**, носящегося над водами, и Бога, глаголющего к тварям не сущим, дабы дать им бытие. Под именем **Духа Божия** нельзя разуметь Ангела, поелику оное не употребляется в таком знаменовании, ни ветра, как у Псалмопевца [[old:ps:148:07|(Пс. 148:7)]], ибо какой ветер прежде разделения стихий? Не довольно разуметь со Златоустом просто **животворящую силу Божества**— в изображение действий собственно Божеских Дух Божий, по обыкновенному сего слова употреблению в Св. Писании, знаменует третью ипостась Св. Троицы ([[old:gen:06:03|Быт. 6:3]], [[old:ps:032:06|Пс. 32:6]], [[old:iov:33:04|Иов. 33:4]], [[new:act:04:25|Деян. 4:25]], [[new:act:07:51|Деян. 7:51]]). Действие ипостаси Святого Духа изображается словом מרחפת, которым в другом месте [[old:vtor:32:11|(Втор. 32:11)]] Моисей выражает действие птицы, гнездящейся или сидящей с распростертыми крыльями над птенцами и их согревающей. В приложении к творению сей символ изображает такое действие, которым Творящий ближайшим образом сообщает жизненную силу творимому, не сообщая, однако, ему самого существа Своего и не смешиваясь с ним. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Земля бе невидима и неустроена, и тма верху бездны, и Дух Божий ношашеся верху воды** После Моисей говорит не о том, что над твердью, но о том, что между твердью и землей, как бы в недрах каких. Не написал он нам о духах, не говорит, в какой день сотворены они. О земле же пишет, что **была не образована и пуста**, то есть ничего на себе не имела и была пустынна. И так сказал, желая показать, что пустота возникла прежде природ. Впрочем, не говорю, что пустота есть нечто действительно существующее, а хочу только показать, что была тогда одна земля, и кроме ее ничего другого не существовало. Сказав о сотворении неба и земли и указав на пустоту (поскольку время древнее природ, сотворенных по времени), Моисей обращается к описанию самих природ и говорит: **и тма верху бездны**. Это показывает, что бездна вод сотворена в то же время. Но как она сотворена в тот день, в который сотворена? Хотя и создана в тот день и в то время, однако же Моисей не написал здесь, как она сотворена, потому и мы должны принять, что бездна появилась в то время, как написано, и от самого же Моисея ожидать объяснения, как она сотворена. Тьму //верху бездны// некоторые почитают тенью неба. Если бы твердь сотворена была в первый день, то мнение их могло бы иметь место. А если бы горния небеса подобны были тверди, то глубокая тьма лежала бы между небесами и небесами, потому что Бог не сотворил еще и не водрузил свет, который бы своими лучами разгонял там тьму. Если же небесная область светла, как свидетельствует Иезекииль, Павел и Стефан, и небеса светом своим разгоняют тьму, то как распростирали они тьму над бездной? Если все сотворенное (хотя написано, или не написано о сотворении того) сотворено в шесть дней, то облака появились в первый день. Огонь - вместе с воздухом, хотя о нем и не написано; так и облака сотворены вместе с бездной, хотя и не написано, что сотворены вместе с бездной, подобно тому, как не написано о сотворении огня вместе с воздухом. Ибо надлежало, чтобы все было сотворено в шесть дней. Происхождение же облаков нам известно, и потому должны мы полагать, что облака сотворены вместе с бездной, ибо они всегда рождаются от бездны. И Илия видел //облак//, восходящий //из моря// [[old:3ts:18:44|(3Цар.18:44)]], и Соломон говорит: //в чувстве его бездны разверзошася, облацы же источиша росу// [[old:pr:03:20|(Притч.3:20).]] В том, что облака сотворены в это именно время, то есть в первую ночь, убеждает нас не одна сущность облаков, но и само их действие, - ибо полагаем, что благодаря им произведена первая ночь. Подобно тому, как облака простирались над Египтом три ночи и три дня и произвели ночь, так же распростерлись облака над целым миром в первую ночь и в первый день творения. Если облака были прозрачны, то первый день имел некоторое освещение, потому что сияния горних небес было достаточно, чтобы заменить свет, сотворенный после того, в первый же день. По прошествии ночи и дня, в вечер второй, сотворена твердь, и она с того времени тенью своей производила следующие затем ночи. Таким образом, в вечер перед первой ночью Бог создал небо и землю, с ними сотворил и бездну, и облака, а они-то, распростершись над всем, произвели темную ночь. А после того, как тень эта покрывала все в продолжении двенадцати часов, сотворен был свет, и он рассеял тьму, распростертую над водами. Сказав о тьме, что тьма была распростерта //верху бездны//, Моисей продолжает: **и дух Божий ношашеся верху воды**. Дух Божий есть Святый Дух Бога Отца, исходящий от Него не временно, по сущности и творческой силе равный Отцу и Единородному Сыну Его. Дух сей, особо и самостоятельно отличаемый от Отца, в Божественном Писании именуется Духом Божиим и Духом Святым. О нем говорится: //ношашеся// над водами, чтобы вложить родотворную силу в воды, в землю и в воздух, и они оплодотворились, породили в себе и произвели растения, животных и птиц. Духу же Святому подобало носиться в удостоверение, что творческой силой равен Он Отцу и Сыну. Ибо Отец изрек, Сын сотворил; подобало и Духу привнести Свое дело. И сие явил Он ношением, явственно показав тем, что все приведено в бытие и совершено Троицей. Притом должно знать, что Писание, когда повествует о творческой силе Божества, не представляет нам иного духа, который бы, как нечто сотворенное и произведенное, вместе с Богом носился над водами, - но говорит о Духе Святом. Он согревал, оплодотворял и соделовал родотворными воды, подобно птице, когда она с распростертыми крыльями сидит на яйцах и во время этого распростертия своей теплотой согревает их и производит в них оплодотворение. Сей-то Дух Святый представлял нам тогда образ Святого Крещения, когда ношением Своим над водами Он порождает чад Божиих //(так это место читается в сирийском издании Ассемана, т. 1, с. 117-118)//. Сказав о сотворении неба, земли, тьмы, бездны и вод в начале первой ночи, Моисей обращается к повествованию о сотворении света в утро первого дня. Итак, по истечении двенадцати часов ночи сотворен свет среди облаков и вод, и он рассеял тень облаков, носившихся над водами и производивших тьму. Тогда начался первый месяц нисан, в который дни и ночи имеют равное число часов. Свету надлежало пребывать двенадцать часов, чтобы день заключал в себе такое же число часов, какую меру и продолжительность времени пребывала тьма. Ибо хотя и свет, и облака сотворены во мгновенье ока, но как день, так и ночь первого дня продолжались по двенадцать часов. Свет, явившийся на земле, подобен был или светлому облаку, или восходящему солнцу, или столпу, освещавшему народ еврейский в пустыне. Во всяком случае, несомненно только то, что свет не мог бы рассеять обнимавшую все тьму, если бы не распространил всюду или сущность свою, или лучи, подобно восходящему солнцу. Первоначальный свет разлит был всюду, а не заключен в одном известном месте, повсюду рассеивал он тьму, не имея движения; все движение его стояло в появлении и исчезновении. По внезапном исчезновении его наступало владычество ночи, а с появлением его оканчивалось ее владычество. Чтобы свет не обратился в ничто, как произошедший из ничего, Бог особо сказал о нем: //яко добро// [[old:gen:01;18|(Быт.1:18).]] Тем самым засвидетельствовал, что //добры зело// все твари, происшедшие прежде света, о которых не было сказано, что они добры. Ибо хотя Бог не сказал о них при самом сотворении их из ничего, однако же после, когда образовал всех тварей, подтвердил это и о них. Ко всему сотворенному, что создано в шесть дней, относятся слова, сказанные при конце шестого дня: //И виде Бог вся, елика сотвори: и се добра зело// [[old:gen:01:31|(Быт.1:31)]]. Тот первоначальный свет, по сотворении названный добрым, восхождением своим производил (образовал) три дня. Он, как говорят, содействовал зачатию и порождению всего, что земля должна была произвести в третий день; солнцу же, утвержденному на тверди, надлежало привести в зрелость то, что произошло уже при содействии первоначального света. Говорят, что из того рассеянного всюду света и из огня, сотворенных в первый день, устроено солнце, которое на тверди, что луна и звезды - из того же первоначального света. Должно потому как солнцу, владеющему днями, освещать землю и вместе с тем приводить в зрелость ее произведения, так и луне, владеющей ночами, не только светом своим умерять ночью жар, но и содействовать земле производить свойственные ей по первоначальной природе плоды и произведения. И Моисей в своих благословениях говорит: от плода, который производит луна [[old:vtor:33:14|(Втор.33:14)]]. О свете замечают, что, кроме всего прочего, он сотворен в первый день и для произведений земных. Но земля при посредстве света произвела все, что совершилось в третий день, хотя свет был в первоначальном своем состоянии, впрочем, все плоды земные при посредстве луны, как и при посредстве света, получили начало; при помощи же солнца - пришли в зрелость. Итак, земля произвела все из себя при содействии света и вод. Хотя Бог и без них мог произвести все из земли, однако же такова была воля Его, тем хотел Он показать, что все, сотворенное на земле, сотворено на пользу человеку и на служение ему. Воды, покрывавшие землю в первый день, были несоленые. Хотя над землей стояла бездна вод, но не появились еще моря. Воды сделались солеными в морях; до собрания же их в моря они не были солоны. Когда воды разливались по лицу земли для ее орошения, тогда были они сладки. Собравшись же в третий день в моря, соделались солеными, чтобы от совокупления в одно место не подверглись гниению, а принимая в себя вливающиеся в них реки, не переполнялись. Воды рек, вливающихся в море, были для него достаточным питанием: чтобы не иссохло море от солнечного зноя, вливаются в него реки, а чтобы не расширялось море, не выходило из пределов и не подтопляло землю, принимая в себя воды рек, воды их поглощаются соленостью моря. Если положим, что с сотворением вод сотворены вместе и моря, и покрыты были (наполнились) водами, и что воды морей были горьки, то и тогда должны сказать, что воды над морями не были горьки. Ибо хотя сотворенные тогда моря и покрывались водами во время потопа, однако же не могли сообщить горечи своей сладким водам потопа, которые были над морями. А если бы моря могли сделать потопные воды горькими, то как сохранились бы в них маслины и все другие земные произрастания? Или как стали бы пить их во время потопа Ной и бывшие с ним? Ною повелевалось внести в ковчег пищу для себя и для всех бывших с ним, потому что негде было бы достать пищи; воды же не повелевалось внести, потому бывшие в ковчеге могли пить воду, которая отовсюду окружала ковчег. Таким образом, как не были солены потопные воды, хотя покрывали собой моря, так не были горьки воды, собранные в третий день, хотя и были бы уже горьки воды бывших под ними морей. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Антоний Великий ===== //Вопрос.// Как **земля была невидимой и неустроенной** – Бог ее не свершил, или как? //Ответ.// Земля была невидима и неустроена не по существу, но по неукрашенности и внешнему виду. Не были воды обустроены на своих местах, чтобы явилось ее существо, и чтобы она украсилась деревьями и цветами; и завязями. Ибо ее покрывала пучина; и нигде она не была опоясана родниками и реками, не была испещрена. Из нее по Божией воле вышли животные. Но как бы одеждой скорби она была одеяна некоторой бездной, как именно сказал божественный певец Давид: //«Бездна, как свитое полотно, одеяние его»//. В образе океана до сих пор всегда окружает землю. //**Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 63.**// ---- **и Дух Божий носился над водою** Нелепо причислять Несозданного к созданию. Но это вправду может быть понято богоприлично: Он носился по водам, согревая [этим самым воды] для творения жизни: как птица, когда высиживает, влагая некую жизненную силу разогреванием воды. Так что «вскипел» бесчисленный род рыб. //**Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 55.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою** В начале Книги Бытия написано: **И дух Божий носился над водою**. А перед тем написано: **И тьма над бездною** [[old:gen:01:02|(Быт 1:2)]]. Теперь вы понимаете, что же говорится в начале Книги Бытия. Слова: **Дух Божий носился над водою**, сообразно духовному пониманию, уже в то время означали крещение. Ибо крещение было невозможно без Святого Духа. //**Трактат на Псалмы (Пс 76).**// ---- Вместо того, что написано в наших книгах «носился», в еврейском тексте стоит merefeth (מְרַחֶ֖פֶת), что можно передать как «высиживал» или «согревал». Это подобно птице, своим теплом оживляющей яйца птенцов. Отсюда становится ясно, что речь идёт не о «духе мира», как полагают некоторые, а о Святом Духе. Он же называется и Оживителем всего от начала. А если Он Оживитель, то, следовательно, и Творец. А если Творец, то и Бог. Ведь сказано: //«Пошли Духа Твоего, и они будут сотворены»// [[old:ps:103:30|(Пс. 103:30)]]. **//Еврейские вопросы на Книгу Бытия.//** ===== Блж. Августин ===== **Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою** //Бездна. Четыре элемента. Подобия о Духе над водами// **Земля же бе невидима и неустроена, и тьма верху бездны, и Дух Божий ношашеся верху воды** — Еретики (манихеи), восстающие против В. Завета, по поводу этого места пускают в ход, обыкновенно, клевету, говоря: "Каким образом в начале Бог создал небо и землю, если земля уже была"? Так говорят они, не понимая, что слова эти прибавлены для объяснения того, какова была земля, о которой уже сказано, что //Бог сотвори небо и землю//. Таким образом, понимать это следует так: Бог в начале создал небо и землю; но эта земля, Богом созданная, была невидима и неустроена, пока Им же Самим не была разграничена и приведена из смешения в определенный порядок вещей. Или же не лучше ли понимать так, что в этом стихе снова упоминается та же материя, которая выше названа //небом и землею//, так что смысл будет такой: //в начале сотворил Бог небо и землю//, но то, что названо //небом и землею//, была земля **невидимая и неустроенная, и тьма [была] вверху бездны**; т. е. то, что названо //небом и землею//, было некоторою смешанною материей, из которой, по выделении из нее элементов и принятия ими формы, образовался мир, состояний из двух самых больших частей, неба и земли? Это смешение материи могло быть приближено к простому пониманию под такими только чертами, когда земля названа **невидимой, неустроенной**, т. е. не приведенной еще в порядок, или не приготовленной, и [когда сказано, что] была т**ьма вверху бездны**, т. е. над этою беспредельною глубиной. А эта глубина, в свою очередь, быть может, поименована потому, что ничья мысль не может понять ее, по причине самой ее бесформенности. **И тьма верху бездны**. – Была ли бездна внизу, а тьма вверху, как будто бы уже существовала раздельность пространства? Или же, так как еще продолжается описание смешения материи, что и по-гречески называется caoz, то не потому ли сказано: **И тьма верху бездны**, что не было света, который если бы был, то, конечно, был бы вверху, потому что он тоньше, и освещал бы, что находилось ниже его? И в самом деле, кто рассудит внимательно, что такое тьма, тот найдет ее ничем иным, как отсутствием света. Таким образом, слова: **И тьма бысть верху бездны** равносильны словам: "Над бездною не было света". По этой причине та материя, которая дальнейшим действием Божиим распределяется в определенные формы вещей, названа невидимою и неустроенною землею и лишенною света глубиною, будучи раньше названа именем неба и земли, как бы семенем неба и земли, как уже сказано выше; если только, впрочем, под именем неба и земли писатель не хотел сначала обозначить вселенную, чтобы потом, когда уже разъяснена материя, перейти к исследованию частей Мира. **И Дух Божий ношашеся верху воды.** – Писатель не говорил раньше, что воду Бог создал, и однако ни в каком случае не следует думать, что Бог не сотворил воды, и что она уже существовала прежде, чем Он создал что-либо. Ибо, как говорит Апостол, //Он Тот, от Кого все, чрез Кого все и в Ком все// [[new:rim:11:36|(Рим. 11:36)]]. Следовательно, и воду Бог сотворил, и думать иначе – великое заблуждение. Но почему же не сказано, что Бог сотворил воду? Не захотел ли [здесь] писатель назвать еще и водою ту самую материю, которую он раньше называл то небом и землею, то невидимою и неустроенною землею, то бездною? В самом деле, почему бы не назваться ей и водою, если она могла быть названа землею, когда [в сущности] она не была еще не разграниченной и сформированной водою, ни землею, ни чем-либо другим? И, может быть, сперва она названа небом и землею, затем невидимою и неустроенною землею и лишенною света бездною, а, наконец, и водою с тою целью, чтобы сначала именем неба и земли обозначить материю всей вселенной, для которой она создана совершенно из ничего; затем, именем невидимой и неустроенной земли и бездны дать понятие о бесформенности, потому что в ряду всех элементов земля наиболее бесформенна и наименее светла, чем остальные; наконец, именем воды обозначить материю, подлежащую действию Творца, ибо вода подвижнее земли, и потому подлежащая действию Творца материя, в виду легкости обработки и большей подвижности, должна быть названа скорее водою, чем землею. И хотя воздух подвижнее воды, а эфир не без основания считается и ощущается еще подвижнее, чем даже воздух; однако назвать материю именем воздуха или эфира было бы менее удобно. Ибо воздух и эфир считаются более элементами, имеющими способность производить действие, земля же и вода только имеющими способность принимать действие. Если это не ясно, – полагаю, что совершенно очевидно то, по крайней мере, что ветер приводит в движение воду и некоторые земные предметы, а ветер есть движущийся и как бы волнующийся воздух. Отсюда, так как очевидно, что воздух движет воду, но не ясно, от какой причины он движется сам, чтобы быть ветром: то кто же станет сомневаться, что материи приличнее называться именем воды, потому что вода приводится в движение, чем именем воздуха, который приводит ее в движение? Но двигаться – значит претерпевать действие, а двигать – производить действие. К этому присоединить надобно и то еще, что все, рождаемое землею, орошают водою, чтобы оно могло взойти и вырасти; так что и в самых этих порождениях, по-видимому, движется собственно та, же вода. Отсюда, материю приличнее назвать именем воды, так как, покорная действию Творца, она в этом случае обозначалась бы этим именем за свою подвижность и круговращение в каждом рождающемся теле, чем именем воздуха, в котором может примечаться одна только подвижность, но отсутствуют другие (свойства), сильнее отличающие материю; так что смысл всех слов будет такой: //В начале сотвори Бог небо и землю//, т. е. материю, которая могла бы получить форму неба и земли; эта материя – **земля бе невидима и неустроена**, то есть была бесформенною и лишенною света, бездною, которая, в виду того, что должна была подлежать действию Творца, за эту свою послушность творческому действию названа также водою. Итак, в таком значении материи указаны, прежде всего, ее назначение, т. е. для чего она создана, во-вторых, ее бесформенность, в-третьих, ее служебность и подчиненность Творцу. Поэтому на первом месте [поставляются] небо и земля, ибо ради них и создана материя; на втором – невидимая и неустроенная земля и тьма вверху бездны, т. е. лишенная света бесформенность, почему земля и названа невидимою; на третьем – вода, покорная духу в воспринятии известного вида и форм, почему над водою и носился Дух Божий, чтобы под духом мы разумели творящего, а под водою – то, из чего надлежало творить, т. е. способную к образованию материю. Ибо когда мы называем эти три имени одного предмета, мировую материю, бесформенную материю и материю, способную к образованию, то к первому совершенно приложимы небо и земля, ко второму — смешение, бездна, тьма, к третьему – удобопокорность (cedendi facilitas), над которою уже носится дух Творца, чтобы начать дело творения. **И Дух Божий ношашеся верху воды.** – Носился не так, как масло по воде или вода по земле, т. е. как бы содержался (в воде), но, – если уж надобно брать для этого примеры из видимой природы, – так, как носится свет солнца или луны над теми предметами, которые он освещает на земле: он не содержится в этих предметах, а носится над ними, сам заключаясь в небе. С другой стороны, не следует думать, что Дух Божий носился над материей как бы в пределах пространства; но [носился Он] некоею действующею и образующею силою, чтобы то, над чем Он носился, получало жизнь и образование, подобно тому, как носятся воля художника над деревом, или над всяким другим предметом, подлежащим обработке, или даже над телесными его органами, которые он направляет к работе. И это подобие, хотя оно возвышеннее всякого тела, однако не достаточно и почти ничтожно для понимания ношения Духа Божия над подлежавшею Его действию мировою материею; но в ряду предметов, которые доступны пониманию людей, мы не находим более ясного и близкого подобия тому, о чем говорим. Поэтому в рассуждениях подобного рода всего лучше держаться заповеди Писания: //Славяще Господа, возносите Его, елико аще можете, превзыдет бо и еще.// [[old:prsir:43:33|(Сир. 43:33)]]. Так следует и нам сказать, если в этом месте разумеется Дух Божий, Дух Святый, Которого мы чтим в неизреченной и непреложной Троице. Но [слова: **И Дух Божий ношашеся верху воды**] можно понимать и иначе, разумея под Духом Божиим тварное жизненное начало (vitalem creaturam), которым держится и движется весь настоящий видимый мир и все телесное, – начало, которому всемогущий Бог сообщил некую силу – быть Ему орудием в произведении всего, что рождается. Так как этот дух лучше всякого эфирного тела, потому что всякая невидимая тварь превосходит тварь видимую: то не будет несообразности, если мы назовем его духом Божиим. Ибо что не Божье в ряду созданного Богом, когда даже о самой земле сказано: //Господня земля и исполнение ея// [[old:ps:023:01|(Пс. 23:1)]], и обо всем вообще написано: //Яко твоя суть вся, Владыко душелюбче//, [[old:prs:11:27|(Прем. 11:27)]]? Но так Дух Божий может быть понимаем в таком только случае, если слова: //в начале сотвори Бог небо и землю// будем разуметь, как слова, сказанные только о видимой твари, именно так, что над материей видимых предметов в начале их образования носился невидимый дух, который однако сам был тварью, т. е. не Богом, а созданною и поставленною от Бога природою. Но если все твари, т. е. и разумную, и душевную, и телесную считать материей, обозначаемою словом вода, то в данном месте под Духом Божиим никоим образом нельзя понимать чего-либо другого, кроме того непреложного и Святого Духа, который носился над материей всех, созданных Богом, вещей. Может об этом духе возникнуть еще и третье мнение, именно, что под именем духа сделано указание на элемент воздуха, и что, таким образом, обозначены четыре элемента, из которых возник настоящий видимый мир, т. е. небо, земля, вода и воздух, – обозначены, впрочем, не потому, что они уже были разграничены и определены, а потому, что они в бесформенном смешении материи, предуказывалось только их возникновение, а само это бесформенное смешение материи обозначено именем тьма и бездны. Но какое бы из этих мнений ни было верным, должно верить, что Бог есть создатель и Творец всего, что произошло, что видимо или невидимо, поскольку это касается самой природы, а не пороков, которые противны природе, и что нет, решительно ни одной твари, которая бы не от Него получила начало и совершенствовалась в своем роде и своей сущности. **//О Книге Бытия буквально. Книга неоконченная.//** ---- **Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою** //Разумная природа становится бесформенною, если она не совершенствуется, обращаясь к Божественному Слову. Почему сказано, что Дух Святый носился над водою, прежде чем сказано, что Бог изрек слова: Да будет свет// Ибо Слово-Сын не имеет бесформенной жизни: для Него не только быть то же, что жить, но и жить то же, что жить премудро и блаженно. Напротив, тварь, хотя бы даже и духовная, мыслящая или разумная, которая, по-видимому, более близка к Слову, может иметь жизнь бесформенную; потому что для нее как быть не то же, что жить, так и жить не то же, что жить мудро и блаженно. Ибо, отвращаясь от неизменной Премудрости, она живет неразумно и злополучно, что и составляет ее бесформенность; напротив, форму она получает тогда, когда обращена бывает к неизменному свету Премудрости, Слову Божию. Она от Него получает бытие, чтобы быть и жить так или иначе, – к Нему обращается, чтобы жить мудро и блаженно. Ибо начало разумной твари есть вечная Премудрость; каковое начало, пребывая неизменным само в себе, никогда не перестает сокровенным вдохновением призывания говорить с той тварью, для которой оно служит началом, чтобы она обращалась к Тому, от Кого происходит, потому что в противном случае она не может быть образованною и совершенною. Поэтому-то на вопрос, кто Он, Он и отвечает: //Начаток, яко и глаголю вам// [[new:in:08:25|(Ин. 8:25)]]. Но что говорит Сын, то говорит Отец, потому что, когда говорит Отец, изрекается Слово, Которое и есть Сын, – Сын вечным образом (если только нужно дать это добавление, так как Бог изрекает совечное Слово). Ибо Богу присуща высочайшая Благость и святая и праведная Любовь к своим тварям, проистекающая не вследствие того, что Он в них нуждается, а вследствие Своего к ним благоволения. По этой-то причине, прежде чем написано: //Рече Бог: да будет свет//, Писание говорит; **И дух Божий ношашеся верху воды.** Хотел ли здесь [писатель] именем воды назвать всю телесную материю, чтобы таким образом дать понять нам, откуда произошло и образовалось все, что можем мы распознавать теперь в его родах, назвав [эту материю] водою потому, что на земле, как это мы видим, все в своих разнообразных видах образуется и возрастает из влажной природы; или же – некоторую духовную жизнь, как бы расплывающуюся до [получения] формы своего последующего бытия (ante formam conversionis); во всяком случае носился тогда Дух Божий, потому что именно от благого изволения Творца зависело все, что только должно было получить форму и совершенство, так что когда Бог в Своем Слове говорит: //Да будет свет//, создаваемое, смотря ко степени своего рода, оставалось в Его благой воле, т. е. благоволении, потому конечно оно было и угодно Богу, как говорит Писаниe: //И бысть свет, – и виде Бог свет, яко добро.// //Почему о Духе Святом сказано, что Он носился верху воды// Но почему сперва упомянута тварь, даже еще и несовершенная, а после уже упоминается Дух Божий, так как в Писании сперва говорится: **Земля же бе невидима и неустроена; и тьма верху бездны**, а потом уже: **И Дух Божий ношашеся верху воды**? Разве не потому ли, что ограниченная и недостаточная любовь любит так, что подчиняется тем вещам, которые она любит; почему, когда упоминается Дух Божий, под Которым разумеется святое благоволение и любовь Божия, говорится, что Он носился вверху воды, дабы мы не подумали, что Бог долженствовавшие произойти творения Свои любит больше вследствие нужды в них, чем вследствие полноты благоволения к ним? Памятуя об этом, Апостол, начиная речь о любви, говорит, что он покажет путь превосходнейший [[new:1kor:12:31|(1 Кор.. 12:31)]]: и в другом месте: //Преспеющую разум любовь Христову// [[new:ef:03:19|(Еф. 3:19)]]. Отсюда, когда нужно было внушить такую мысль о Духе Божием, какая дается словами, что Он носился вверху, было удобнее указать сначала нечто уже начавшее [существовать], над чем бы Он носился, — носился, конечно, не пространственным образом, а все превышающим и превосходящим могуществом. //Любовь Божия к тварям обуславливает как их бытие, так и [последующее] существование// Вот почему еще тогда, когда вещи получали в этом начале свое совершенство и свою форму, //виде Бог, яко добро//, ибо создаваемое было угодно Ему вследствие того благоволения, по которому Ему угодно было, чтобы оно получило бытие. В самом деле, побуждение, по которому Бог любит Свое творение, двоякое — с одной стороны, чтобы оно получило бытие, с Другой — чтобы существовало. Отсюда, для того, чтобы получило бытие то, что должно существовать, **Дух Божий ношашеся верху воды**, а чтобы оно существовало, //виде Бог, яко добро//. И что сказано о свете, то сказано потом и обо всех [родах творения]. Ибо одни из них, превосходя всякое непостоянство времени, пребывают в полнейшей святости с Богом; другие же [достигают того] по мере определенного им времени, пока путем смены и преемственности вещей соплетается красота веков. //Когда были сотворены вода и земля// Но материя во всяком случае не была бесформенною, имея облакообразный вид, а потому может явиться еще вопрос, когда же именно Бог создал эти, наблюдаемые нами, виды и качества воды и земли, так как этого мы не встречаем ни в один из шести дней [творения]? Поэтому, если Он воду и землю сотворил раньше всякого дня, как раньше упоминания об этих первых днях написано: //в начале сотвори Бог небо и землю//, то под именем этой земли мы можем разуметь уже получивший форму земной вид с покрывавшими его поверхность водами, имевшими в свою очередь видимую своего рода форму; так точно в дальнейших словах Писания: **земля же бе невидима и неустроена и тьма верху бездны, и Дух Божий ношашеся верху воды**, мы можем разуметь не какую-нибудь бесформенность материи, а землю и воду хотя без света, который еще не был сотворен, но уже с своими общеизвестными свойствами; так что невидимою земля названа, можно думать, потому, что она, будучи покрыта водами, не могла быть видима, хотя бы и был на лицо кто-нибудь, кто мог бы её видеть, а неустроенною потому, что не была отделена от моря, не окружена берегами и не украшена растениями и животными. Если же так, то почему же эти виды, без сомнения, телесные, созданы раньше всякого дня? Почему не написано: "рече Бог: да будет земля, и бысть земля", или: "рече Бог: да будет вода, и бысть вода", или же о земле и воде вместе, если они связываются одним своего рода законом низшего положения "рече Бог: да будет земля и вода, и бысть тако"? С другой стороны, если было так, почему не сказано: "виде Бог, яко добро"? **//О Книге Бытия буквально. Книга I.//** ---- **И тьма над бездною** В той же книге далее написано: **И тьма (была) над бездною.** На это место ссылаются манихеи, говоря: значит, Бог пребывал во тьме, пока не сотворил свет? На самом деле это они пребывают во тьме невежества и потому не разумеют света, в котором пребывал Бог, пока не сотворил этот свет. Ибо они не знают другого света, кроме зримого глазами плоти; и потому это солнце, которое мы видим так же, как видят его не только высшие животные, но даже насекомые и черви, они почитают как часть того света, в коем пребывает Бог. Мы же разумеем, что свет, в коем пребывает Бог, - другой. Он есть тот свет, о котором читаем в Евангелии: //Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир// [[new:in:01:09|(Ин. 1:9)]]. //**О Книге Бытия против манихеев.**// ---- **Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою** В этих словах дается представление о бесформенности, дабы люди могли постепенно постигать смысл того, что недоступно их воображению, неспособному представить себе что-либо при отсутствии какой бы то ни было формы. Из этой-то бесформенной материи и возникли наши небо и земля, уже оформленные и наполненные всем тем, о чем в дальнейшем говорится в рассказе об устроении мира за шесть дней. Все это уже было подчинено смене времен в силу упорядоченных изменений в их движениях и формах. //**Исповедь.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== **Земля же бе невидима и не устроена, и тма верху бездны, и Дух Божий ношашеся верху воды** Сими словами изображается первоначальное состоя­ние новосотворенной земли. Она была **невидима**, т. е. по­верхность земного шара находилась глубоко под водами, и потому очертания ее нельзя было рассмотреть даже в том случае, если бы было кому смотреть и был свет. Она была **«неустроена»**, т. е. совсем не представляла того благообра­зия, какое явилось на ней в третий и последующие дни, со времени появления на ней царства растительного и разных животных. Кроме того, можно думать, что и во внутреннем своем составе она еще не имела надлежащей плотности и сосредоточенности. Она была в разжиженном состоя­нии – **«И тма верху бездны»**. Не только не было света на самой земле, покрытой водою, но и над самою водою носился непроницаемый мрак, от нее высоко поднимались пары, о густоте которых самое слабое понятие дают бы­вающие теперь густые, непроницаемые туманы и облака. В подобном, вероятно, состоянии находились и прочие планеты и звезды. Посему и сказано в послании ап. Петра: //«В начале Словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою»// [[new:2pet:03:05|(2 Пет. 3:5)]]. **«И Дух Божий ношашеся верху воды»**. Здесь идет речь об участии Св. Духа, третьего Лица Пресвятой Троицы, в творении. Дух Святый **«ношашеся верху воды»**, или, точнее с еврейского текста, осенял ее наподобие гнездящейся птицы; это значит, что Дух Святый согревал и оживотворял водное естество и находящуюся под водою землю, для дальнейшего образо­вания их в продолжение шести дней, которое описывается в следующих стихах. Можно думать, что точно также Дух Святый действовал и в отношении к другим мирам. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою** Понятие «земли» на языке Библии часто обнимает собой весь земной шар, со включением сюда и видимого неба как его наружной атмосферической оболочки [[old:gen:14:19|(Быт. 14:19]], [[old:gen:14:22|22]]; [[old:ps:080:35|Пс. 80:35)]]. В этом именно смысле оно употреблено и здесь, как это очевидно из контекста, по свидетельству которого хаотическая масса этой «земли» впоследствии выделила из себя твердь и воду [[old:gen:01:07|(Быт. 1:7)]]. Слова «**безвидна и пуста**», которыми характеризуется первобытная масса, заключают в себе мысль о «тьме, беспорядке и разрушении» [[old:is:40:17|(Ис. 40:17]]; [[old:is:45:18|Ис. 45:18]]; [[old:ier:04:23|Иер. 4:23-26)]], т. е. дают идею о состоянии полного хаоса, в котором элементы будущего света, воздуха, земли, воды и также все зародыши растительной и животной жизни не поддавались еще никакому различению и были как бы перемешаны между собой. Лучшей параллелью к этим словам служит место из книги Премудростей Соломона, в котором говорится, что Бог сотворил мир из «необразного вещества» [[old:prs:11:18|(11.18)]] и [[new:2pet:03:05|2 Пет. 3.5]]. «**и тьма над бездною…**» Эта тьма была естественным следствием отсутствия света, который еще не существовал в качестве отдельной самостоятельной стихии, будучи выделен из первобытного хаоса лишь впоследствии, в первый день недели творческой деятельности. «Над бездною» и «над водою». В тексте подлинника стоят здесь два родственных по смыслу еврейского слова (tehom и maim), означающих массу воды, образующую целую «бездну»; этим самым делается указание на расплавленное жидкообразное состояние первозданного, хаотического вещества. «**и Дух Божий носился…**» В объяснении этих слов толковники довольно сильно расходятся между собою: одни видят здесь простое указание на обыкновенный ветер, ниспосланный Богом для осушения земли (Тертуллиан, Ефрем Сирин, Феодорит, Абен-Езра, Розенмюллер), другие – на Ангела, или особую умную силу, назначенную для той же цели (Златоуст, Кайзетан и др.), третьи, наконец, – на Ипостасного Духа Божия (Василий Великий, Афанасий, Иероним и большинство прочих экзегетов). Последнее толкование предпочтительнее прочих: оно указывает на участие в деле творения и третьего лица Святой Троицы, Духа Божия, являющего Собой ту зиждительно-промыслительную силу, которая, по общебиблейскому воззрению, обусловливает происхождение и существование всего мира, не исключая и человека ([[old:gen:02:07|Быт. 2:7]]; [[old:ps:032:06|Пс. 32:6]]; [[old:iov:27:03|Иов. 27:3]]; [[old:is:34:16|Ис. 34:16]]; [[new:act:17:29|Деян. 17:29]] и др.). Самое действие Святого Духа на хаос уподобляется здесь действию птицы, сидящей в гнезде на яйцах и согревающей их своей теплотой для пробуждения в них жизни [[old:vtor:32:11|(Втор. 32:11)]]. Этим самым, с одной стороны, позволяется усматривать в хаосе и некоторое действие естественных сил, аналогичное процессу постепенного образования в яйце зародыша, с другой, – как эти самые силы так и результаты их поставляются в прямую зависимость от Бога. **//Толковая Библия.//** [<10>]