[<10>] ====== Толкования на Быт. 1:16 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **И сотвори Бог два светила великая: светило великое в начала дне, и светило меншее в начала нощи, и звезды** См. Толкование на [[old:gen:01:14#svt_vasilij_velikij|Быт. 1:14]] ===== Свт. Григорий Нисский ===== **И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды** Так по взаимном стечении всех сих частиц, сколько их было всеяно в светоносной сущности солнечного естества, произошло одно великое светило; а также, и на луне, и на каждой из прочих движущихся и неподвижных звезд, соединение частиц каждой с однородным произвело которое либо одно из видимых светил. Таким образом пришло все в бытие. Великому же Моисею достаточно было поименовать только более известные из них—**светило великое и светило меньшее**, а все прочее назвать родовым именем: **звезды**. ...Говорю же это, имея в виду объяснить, какая была причина сего трехдневного продолжения, и что такого времени достаточествовало к отделению каждого светлого тела. Ибо явно, что непременно есть некая причина, хотя и недоступная нашему взору, по которой мера сего времени к отделению светоносной сущности служила и определенным своим течением, и количеством деятельности огня в его движении, при чем уделы света распределены по свойству светил, так что сии беспредельные разности светов поставили себя каждая в свойственном положении, какое естественным свойством указано там, куда каждую привела вложенная в нее естественная сила, и не произошло при сем никакого беспорядка или смешения; потому что Божественною премудростию по естественному свойству, какое дано каждому светилу, установлен у них непреложный порядок, так что самую высшую страну занимают те, которые восходят вверх удободвижнее всякой выси, стремящейся сущности. И из сих опять светил иные, или поставлены в средине, или сделались южными, или уклонились к северу, или заняли среднее между ними место, наполнили собою или млечный путь, или зодиакальный круг, и в нем опять производят или то или другое очертание созвездия; и опять в созвездии не самослучайно каждая из звезд, находящихся в его очертании, имеет положение или там, или здесь; но куда привело равномерно вложенное в звезду свойство, там пребывает в непреложном постоянстве по силе своего естества, согласно с преобладающею премудростию Сотворившего. //**О шестодневе, слово защитительное брату Петру.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И сотвори Бог два светила великая: светило великое в начала дне, и светило меншее в начала нощи, и звезды** См. Толкование на [[old:gen:01:14#svt_ioann_zlatoust|Быт. 1:14]] **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 6.//** ---- По­добно тому, как художник, когда окончит картину, прибивает ее на стене, также и Бог предварительно создал светила вне неба и затем уже, подобно художнику, утвердил их вверху, как и свидетельствует Писание: **«и создал Бог два светила, ...и поставил их Бог на тверди небесной»**. Как же Он утвердил их? Не были ли оба они соединены вместе? Это не согласно с разумом. А что же? Утверждение совершилось сообразно слову самого Бога: **"и создал**, – говорится, –** Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды»** (Быт.1:16). Солнце утвердилось на востоке, луна утвердилась на западе, поскольку последняя получила повеление начальствовать над ночью, а первое – над днем. Так произошла луна. И рождается она в первый день полнолунною, потому что не следовало творению в первый же момент являться в ущербленном виде, а нужно было показать светило таким, каким оно произошло. После же этого изменениями луны Творец показал сроки, времена и смену дней. Итак, Бог творил ее полною, какой она бывает в пятнадцатый день. Солнце взошло утром, так что, когда утверждена была утром луна, она явилась на западе. Поэтому, когда солнце склонило свой бег к западу, тотчас же начала подниматься луна, чтобы исполнить повеление: **«для управления днем ...и для управления ночью»**. Последний вопрос. Почему Бог создал луну полною? Слушай. Мысль трудная. Луне, явившейся на четвертый день, следовало светить как четырехдневной. Но если бы она была четырехдневной, она не захватила бы края запада. Таким обра­зом она оказалась имеющею одиннадцать лишних дней, со­творена четырехдневной, а являлась как пятнадцатидневная. На одиннадцать дней луна, таким образом, предваряла солнце, – не по творению, а по свету. Вот почему эти лишние дни, кото­рые имела тогда луна, она и отдает солнцу. Число дней, полу­чающееся по обращению луны каждый месяц, двадцать девять с половиной, в двенадцать месяцев года дает триста пятьдесять четыре дня, так как, если ты будешь считать месяц в двадцать девять с половиной дней, то дней в году будет триста пятьдесят четыре, так что след., те лишние дни, которые тогда имела луна, она отдает каждый год солнцу. Умеющий считать – пусть подсчитает. **//Беседа о третьем дне творения и о воскресении.//** ---- Чему нам больше удивляться? Недосягаемой ли вы­соте солнца, его размерам, силе, неистощимости его тепла, или безграничному распространению его света? Каким образом одно светило и одна материя совмещает в себе такие свой­ства? Не меньше поражает ум и мысль и совершаемое им течение: в один день является оно на востоке и достигает запада, всякое место согревая своими лучами. Где дети пер­сов, почитающие его как Бога и оставляющее Создателя, чтобы воздавать честь Его созданию? Разве не это самое солнце изо дня в день совершает свое течение так послушно и с та­кою правильностью, и то покрывается облаками, то помрачает свои лучи, когда пахнет ветер? Вот ваше солнце, на которое вы уповаете и которому служите. Все творения Божии весьма прекрасны и велики и поразительны, но они созданы для служения нам, а не для господства. Так и луна повелением Создателя поставлена для освещения ночи, и хотя то возрастает, то ущербляется, то с блеском переливается лучами света, то меркнет, но всегда без колебания совершает свой путь среди многочисленных хоров звезд. **//Слово на начало Святой Четыредесятницы.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды** Моисей не говорит о звездах неподвижных и планетах или о небесных телах собственно светлых и сияющих заимственным светом, по понятию нынешних испытателей естеств, но, рассматривая творение с земли, полагает между светилами различие по их видимой величине и по степени влияния их на земные вещи. Посему солнце называет светилом большим, луну — светилом меньшим. Прочие тела небесные совокупляет в один разряд звезд. Происхождение светил, имеющих заимственный свет, можно представить себе так, что они, будучи приемлемы в качестве темных тел, получили, подобно как земля, свойственное им образование в предыдущие дни творения. Будучи же рассматриваемы в состоянии светил, прияли сей образ бытия чрез образование собственно светлых тел небесных. Догадка сия выводится из того, что из вещества первосозданного света можно производить только собственно светлые тела; и оправдывается тем, что посредством оной соразмерность частей творения со днями творения становится ощутительнее. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Сщмч. Дионисий Ареопагит ===== Ст. 16-19 **И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый** Это великое, всесветлое и вечно сияющее солнце - являющий Божественную благость образ и ничтожный отзвук Добра; оно просвещает все способное быть ему причастным, и имеет избыточный свет, посылая по всему космосу сияние своих лучей. И если что-либо их не воспринимает, то не от слабости или ограниченности распространяемого солнцем света, но оттого, что не стремящиеся быть причастными свету не способны и принять его. //**Об именах Божиих.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И сотвори Бог два светила великая: светило великое в начала дне, и светило меншее в начала нощи, и звезды** Сказано: **сотвори Бог два светила великая: светило великое в начала дне, и светило меншее в начала нощи, и звезды**. Во дни, предшествовавшие четвертому, создание тварей относится к вечеру, но приведение в устройство тварей четвертого дня осуществилось утром. После того, как третий день кончился, и было сказано:// И бысть вечер, и бысть утро, день третий// [[old:gen:01:13|(Быт.1:13)]], - не в вечернее время сотворил Бог два светила, чтобы не нарушился порядок ночи и дня, и утро не стало ранее вечера. Поскольку и последующие дни следовали такому же порядку, как день первый, то и ночь четвертого дня, подобно ночам прежним, предваряла день. Если вечер этого дня был ранее утра, то следует, что светила сотворены не вечером, но в утреннее время. Сказать, что одно из светил сотворено вечером, а другое утром, не позволяет следующее: //да будут светила// [[old:gen:01:14|(Быт.1:14]]), и: **сотвори Бог два светила великая** [[old:gen:01:16|(Быт.1:16)]]. Если светила во время своего сотворения были велики, и сотворены они утром, то следует, что солнце стояло тогда на востоке, а луна против него - на западе, солнце виделось низко и частью погружено, потому что сотворено на месте восхождения его над землей, а луна стояла выше, потому что сотворена там, где бывает в пятнадцатый день. Поэтому в то время, когда солнце стало видимо на земле, оба светила увидели друг друга, и потом луна как бы погрузилась. И самое место, где была луна при своем сотворении, ее величина и светлость показывают, что сотворена она в том виде, в каком бывает в пятнадцатый день. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Блж. Августин ===== Ст. 16-19 **И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый** //Великий, так называемый в просторечии Платонов, год// **И сотвори Бог два светила: светило большее в начало дне, и светило меньшее в начало нощи, и звезды.** — Что называет он началом дня и началом ночи, это будет после видно. Но относятся ли к началу ночи и звезды, о которых прибавлено здесь, или же не относятся, это возбуждает недоумение. По мнению некоторых, здесь дается понять, что луна первоначально сотворена полною, потому что только полная луна восходит при начале ночи, т. е. непосредственно после солнечного заката. Но нелепо начинать счет не с первого, а с шестнадцатого или с пятнадцатого [числа]. К принятию этого мнения ни в каком случае не может побуждать нас то, что это светило, только что сотворенное, должно было быть полным. Полно оно каждый день, но его полнота видна бывает людям только тогда, когда оно находится против солнца. Ибо, когда луна находится вместе с солнцем, то, занимая положение под солнцем, она кажется исчезающею; но она бывает полною и тогда, потому что освещается с другой своей половины и только лишь не может быть видима теми, которые находятся внизу, т. е. населяют землю. Предмет этот не может быть выяснен в немногих словах, а требует основательных исследований и доказательств при посредстве некоторых наглядных фигур. **И положил Бог на тверди небесной, яко светити на землю.** Каким образом, сказавши раньше: //да будут на тверди//, опять теперь говорит: **сотвори Бог светила и положи на тверди,** как будто они созданы были вне [тверди] а потом поставлены на ней, когда и раньше сказано, что они были на ней? Или не дается ли и отсюда видеть, что Бог произвел это не так, как делают обыкновенно люди, но рассказано об этом так, как оно могло быть у людей; именно: у людей одно значит сделал, а другое — положил; у Бога же, который творя полагает, и, полагая, творит, то и другое составляет одно и то же действие. **И владети днем и нощию и разлучати между днем и нощию.** — Раньше было сказано: //в начало дне и в начало нощи//, что здесь [писатель] поясняет, говоря: **владети днем и нощию.** Отсюда начало то мы должны понимать в смысле первенства, потому что как днем из всего, что мы видим, нет ничего превосходнее солнца, так и ночью — ничего превосходнее луны или звезд. Поэтому указанное нами выше недоумение не должно больше смущать нас, и мы должны думать, что звёзды поставлены [на тверди] так, что они относятся к началу ночи, т. е. к первенствующему положению в ней. **И виде Бог яко добро.** Порядок тот же, что и выше. Припомним кстати, что и этого [творения] Бог не назвал по имени, хотя и могло бы быть сказано: "И назвал Бог светила звёздами", потому что не всякое светило — звезда. **И бысть вечер, и бысть утро, день четвертый.** — Если при этом иметь в виду дни такие, которые ограничиваются восходом и закатом солнца, то этот день будет не четвертый, а, может быть, первый; так что, можно думать, солнце взошло в то время, когда оно было сотворено, и зашло пока были созданы остальные светила. Но кто знает, что, когда у нас бывает ночь, в другом месте светит солнце, а когда у нас светит солнце, в другом месте бывает ночь, тот будет доискиваться более возвышенного значения для исчисления этих дней. //**О Книге Бытия буквально. Книга неоконченная.**// ---- Здесь манихеи первым делом спрашивают, почему только на четвертый день были сотворены светила, то есть солнце, луна и звезды. В самом деле, как можно было обойтись в первые три дня без солнца, если ныне мы видим, что день начинается и завершается с восходом и закатом солнца, а ночь длится, пока его нет, пока оно перемещается к востоку от противоположной стороны света? Спрашивающим так ответим: может статься, что из трех предыдущих дней каждый считается за тот промежуток времени, за который солнце описывает круг, отправляясь с востока и вновь возвращаясь к востоку. Ибо такой промежуток времени люди способны ощущать, даже если бы они жили в пещерах и не могли видеть восходящего и заходящего солнца. Мы разумеем, что этот временной промежуток мог существовать и в отсутствие солнца, когда оно еще не было сотворено, и что сам это промежуток в те три дня мог считаться за каждый из этих дней. Так бы мы ответили, если бы не противоречило этому сказанное: **И был вечер, и было утро** [[old:gen:01:03|(Быт. 1:3]], [[old:gen:01:05| 5,]] [[old:gen:01:08| 8)]]. что кажется невозможным, если нет движения солнца. Значит, остается понимать так: в этом промежутке времени существовали различения, носившие свои названия в зависимости от деятельности; вечер назывался так потому, что работа прекращалась, а утро - потому, что работа начиналась. Так же бывает и в человеческих делах, которые начинаются утром и завершаются вечером... Сказано также: **Поставил их Бог... управлять днем и ночью и отделять свет от тьмы.** Манихеи клевещут, когда говорят: как же различал Бог день и ночь , если сотворил светила только сейчас, на четвертый день? Но здесь эти слова: отделять свет от тьмы, равнозначны тому, как если бы было сказано: распределять между собой день и ночь таким образом, чтобы солнцу был отдан день, а луне и прочим светилам - ночь. Ибо день и ночь уже были разделены (но еще не между светилами); теперь же людям ясно из самого числа светил, что одному из них назначено светить днем, а другому - ночью. //**О Книге Бытия против манихеев.**// ---- Можно наблюдать за звездами для того, чтобы узнать погоду, как это делают земледельцы и моряки; или чтобы определить, в каком направлении совершается движение, как это делают кормщики и те, кто среди песчаных пустынь юга не находят верной тропы; или чтобы образно обозначить элемент полезного учения, упомянув о некоторых светилах. Кто не разумеет, насколько велика разница между этими полезными видами наблюдения и суетностью людей, глядящих на звезды не для того, чтобы узнать состояние воздуха, или определить свое местоположение, или уточнить время, или провести духовную аналогию, но для того, чтобы вызнать по звездам предопределенный судьбою ход вещей?! //**Послания.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== **И сотвори Бог два светила великая: светило великое в начала дне, и светило меньшее в начала нощи, и звезды** **«И сотвори Бог два светила великая»**, т. е. солнце и луну. Под сотворением **светил** здесь разумеется обращение со­лнца и луны, сотворенных, как мы заметили, еще в первый день, – в светлые тела, из которых одно стало светить собственным, другое – заимствованным от солнца светом. И солнце, и луна названы **великими**, потому что с земли они кажутся по величине большими прочих тел небесных, и еще потому, что свет от них обильнее, чем от прочих тел небесных, изливается на землю. По сравнению силы света от солнца и луны, первое названо **светилом великим**, а луна – **светилом меньшим**. Солнце устроено **«в начала дне»** [для управления днем], т. е. назначено быть источником дневного света, ночью оно скрывается и господствующим светилом, **«в начала нощи»**, является луна. В то же время сделались светлыми и прочие тела небесные, которые на­званы общим именем звезд, т. е. неподвижные звезды, пла­неты и подобные луне, спутнику земли, спутники прочих планет. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Ориген ===== Ст. 16-19 **И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый** Эти видимые светила созданы //для знамений, и времен, и дней, и годов// [[old:gen:01:14|(Быт. 1:14)]], дабы светить с небесной тверди находящимся на земле. Подобно этому и Христос, озаряя Свою Церковь, дает ей знамения Своими заповедями, дабы она знала, что всякий воспринявший знамение избегает //грядущего гнева// [[new:1sol:01:10|(1 Фес. 1:10)]], чтобы //день не застал// его, //как тать// [[new:1sol:05:04|(1 Фес. 5:4)]], но чтобы он смог дожить до //лета Господня благоприятного// [[old:is:61:02|(Ис. 61:2)]]. Итак, Христос есть //Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир// [[new:in:01:09|(Ин. 1:9)]]; и Церковь, озаренная Его светом, сама становится //светом миру// и просвещает //находящихся во тьме// [[new:rim:02:19|(Рим. 2:19)]]. Так же и сам Христос отвечает Своим ученикам: //Вы - свет мира// [[new:mf:05:14|(Мф. 5:14)]]. ---- Как солнце и луна именуются **светилами великими на небесной тверди**, так и для нас светила - Христос и Церковь. Но Бог поместил на небесную твердь еще и звезды, посему посмотрим, каковы наши звезды, то есть звезды на небе нашего сердца. Моисей - звезда для нас, которая сияет и освещает нас делами своими. Также Авраам, Исаак, Иаков, Исаия, Иеремия, Иезекииль, Давид, Даниил и все те, о ком свидетельствует Священное Писание, - [также они суть звезды,] потому что были угодны Богу. И как //звезда от звезды разнится в славе// [[new:1kor:15:41|(1 Кор. 15:41)]], так из святых каждый зажигает в нас свой светоч согласно тому, насколько он велик. //**Гомилии на Книгу Бытия.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды** Хотя эти великие светила и не названы здесь по имени, но из всего контекста повествования, равно как из соответствующих относящихся сюда библейских параллелей ([[old:ps:103:19|Пс. 103:19]]; [[old:ps:135:07|Пс. 135:7-9]]; [[old:ps:148:03|Пс. 148:3-5]]; [[old:ier:31:35|Иер. 31:35]]), совершенно ясно, что здесь подразумеваются солнце и луна. Но если такое название вполне оправдывается и наукой применительно к солнцу, как астрономическому центру всей мировой системы, то оно совершенно не выдерживает научной критики в отношении луны, которая по точным данным астрономии представляет собой одну из сравнительно малых планет, далеко уступающих в этом отношении даже земле. Здесь мы имеем новое доказательство того, что Библия не излагает положений науки, а говорит языком сынов человеческих, т. е. языком обыденного мышления, опирающегося на непосредственные чувственные восприятия, с точки зрения которых солнце и луна действительно представляются самыми крупными величинами на небесном горизонте. //«и звезды»//. Под общим именем звезд разумеются тут все те миллионы иных миров, которые, будучи удалены от нашей земли на огромные пространства, рисуются нашему невооруженному взору лишь в виде маленьких светящихся точек, рассеянных по всему небосклону. Недаром созерцание величественного небесного свода умиляло и вдохновляло многих ветхозаветных библейских писателей к прославлению премудрости и благости Творца ([[old:ps:008:03|Пс. 8:3-4]]; [[old:ps:018:01|Пс. 18:1-6]]; [[old:iov:38:31|Иов. 38:31-33]]; [[old:is:40:21|Ис. 40:21-22]],[[old:is:40:25|25-26]]; [[old:is:32:13|Ис. 32:13]];[[old:is:66:01| Ис. 66:1-2]]; [[old:ier:33:22|Иер. 33:22]]; [[new:otkr:05:08|Откр. 5:8]] и др.). **//Толковая Библия.//** [<10>]