[<10>] ====== Толкования на Быт. 1:23 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 23-25 **И бысть вечер, и бысть утро, день пятый. И рече Бог: да изведет земля душу живу по роду, четвероногая и гады, и звери на земли, и скоты, и вся гады земли по роду: и бысть тако. И сотвори Бог звери земли по роду их, и скоты по роду их, и вся гады земли по роду их: и виде Бог, яко добра** **И бысть, сказано, вечер, и бысть утро, день пятый**. Видел ты, как божественное Писание преподало нам учение и о том, что сотворено в пятый день? Но подожди несколько, и опять увидишь человеколюбие Господа. Он не только возбудил воды к порождению животных, но повелел и из земли произойти животным суши. Не неуместно сегодня коснуться несколько и того, что сотворено было в шестой день. **И рече**, сказано, **Бог: да изведет земля душу живу по роду, четвероногая и гады, и звери на земли, и скоты, и вся гады земли по роду: и бысть тако**. Видишь, как и земля, повинуясь Божию повелению, приносит двойной плод. Тогда произвела она растения, а теперь одушевленныя животныя, четвероногия, пресмыкающияся, зверей и скотов. Вот и теперь оказывается то же, о чем я прежде говорил, то есть, что Бог создал все не для нашего только употребления, но и для того, чтобы мы, видя великое богатство созданий Его, изумлялись могуществу Создателя, и могли понять, что все это с премудростию и несказанною благостию создано для чести имеющаго явиться человека. **И сотвори**, сказано, **Бог звери земли по роду их, и скоты по роду их, и вся гады земли по роду их: и виде Бог, яко добра**. Где теперь осмеливающиеся говорить: для чего звери? для чего пресмыкающияся? Пусть они послушают слов божественнаго Писания: **и виде Бог, яко добра**. Скажи мне, сам Творец одобряет творимое, а ты осмеливаешься поносить? Какое же это безумие! Ведь, что касается до семян и растений, земля произвела не только плодовитая древа, но и безплодныя, не только безполезныя для нас травы, но и неизвестныя и даже вредныя нам; однакож поэтому никто не осмелится хулить эти создания, так как ничего не создано напрасно и без цели: да и похвалы не получило бы от Творца, если бы не было создано для какого-либо полезнаго употребления. Как и между деревами не все плодоносныя, но много и безплодных, а между тем и эти последния не меньше плодоносных доставляют нам удивительную пользу, способствуя нашему покою, потому что из них мы приготовляем дома и многия другия удобства, способствующия нашему покою, да и вообще нет ничего, что бы создано было без цели, хотя человеческая природа и не в состоянии наверно узнать цель всякой вещи, - и так, как между деревами, так и между животными одни годны нам в пищу, а другия для работы. Да и звери и гады доставляют нам не малую услугу, и если кто захочет разсмотреть дело добросовестно, найдет, что и теперь, когда мы, за преслушание перваго человека, лишились власти над ними, много бывает нам от них пользы. Врачи, наприм., и из них берут много такого, из чего составляют лекарства, полезныя для здоровья нашего тела. А с другой стороны, какой вред от сотворения зверей, когда и они, подобие кротким животным, долженствовали находиться под властию имеющаго вскоре быть созданным человека? //**Беседы на книгу Бытия. Беседа 7.**// ===== Свт. Димитрий Ростовский ===== **И был вечер, и было утро: день пятый** В пятый день, называемый нами четвергом, создал рыб и гадов водных и произвел птиц. //**Келейный летописец.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И был вечер, и было утро: день пятый** (Период 5 в истории Церкви) С продолжением животворного действия Духовного Солнца, воды отверженных прежде народов изводят из себя души, живущие духовною жизнью, и выспренние умы над видимым и временным возлетают к чистому созерцанию невидимого и вечного. ...(Период 5 в жизни человека) Иисус Христос, будучи солнцем, сияющим в душе, и словом, в ней глаголющим, производит в ней внутреннюю новую жизнь. Из самых вод скорбей внутренних и внешних возникают живые и животворные дела любви, возрастают и умножаются. В тверди очищенного духа в минуты восхищения являются превыспренние помышления. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Блж. Августин ===== **И был вечер, и было утро: день пятый** См. Толкование на [[old:gen:01:21#blzh_avgustin|Быт. 1:21]] ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== **И бысть вечер, и бысть утро, день пятый** См. Толкование на [[old:gen:01:22#ep_vissarion_nechaev|Быт. 1:22]] ===== Лопухин А.П. ===== **И был вечер, и было утро: день пятый** См. Толкование на [[old:gen:01:22#lopuxin_ap|Быт. 1:22]] [<10>]