[<10>] ====== Толкования на Быт. 2:2 ====== ===== Ап. Варнава ===== **И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал** См. Толкование на [[old:gen:02:01#ap_varnava|Быт. 2:1]] ===== Свт. Василий Великий ===== **И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал** **«И почил Бог от всех дел своих в день седьмой».** Пусть знатоки науки чисел и те, кто изучал подобного рода предметы и считает знания в этой области чем-то важным, скажут, что число «шесть» сродни сотворению мира по своей плодовитости, поскольку рождает из себя много числовых сочетаний и является совершенным в своих частях. Что же касается теорий о шестерке, излагаемых математиками в школьных рассуждениях, то пусть те, у кого есть досуг, говорят об этом особо. Пусть также говорят и о семерке, что в этом числе есть некая бесплодность, потому что число «семь» ничего из себя не рождает и само от другого не рождается. Чтобы избежать чрезмерного увлечения этим пространным предметом, я скажу о нем немного и перейду к тому, что легче для понимания. Сведущие в этих вопросах пусть знают, что сокровище этих знаний заложено в нас. Вот почему именно здесь семена математики, если математика есть нечто важное. Поскольку эта наука порождена мудростью мира или сама есть мудрость мира, мы не собираемся хвастаться тем, что сами заимствовали кое-что из значительных трудов. И чтобы показать этим людям, что исследуемое ими со столь великим усердием в наших глазах презренно, обойдем молчанием изучение этих вопросов, к тому же теоретизирование по этому поводу не всем будет понятно. Но Церковь существует не для того, чтобы слушать отвлеченные рассуждения, а чтобы искать решения проблем домостроительства. Итак, седьмой день, то есть суббота, был особенно почитаемым днем. Седьмое число было в почете у иудеев, на него приходились праздники кущей, труб и умилостивления. У них почитался седьмой год, называвшийся годом отпущения долгов. В эпоху, когда они владели землей обетованной, им разрешалось шесть лет обрабатывать землю, на седьмой же год надлежало довольствоваться тем, что произрастет само собой. Шесть лет еврей был рабом, а на седьмой год освобождался от рабства. На семидесятый год у них прекратился плен. Однако вернемся к нашему предмету. Семь раз, как говорит (Писание), праведник упадет и встанет. Так постепенно семерка входит в наш обиход. Енох, седьмой от сотворения, не увидел смерти: это — тайна Церкви. Будучи седьмым после Авраама, Моисей получил закон, который явился изменением жизни, падением беззакония [Вариант: освобождением от греха], введением справедливости, схождением Бога, благочинием в мире, законодательством того, что должно делать. В семьдесят седьмом поколении от Адама появился Христос. Петр знал потаенный смысл семерки. //«Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз?»// Петр знал тайну недостаточно; он еще не познал ее, так как был только учеником. //«До семи ли раз?»// Не пренебрегал семеркой и Учитель; что же касается ученика, то он сказал то, что знал. Господь несравненно превосходил его. //«Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня?»// Почему он (Петр) не спросил: «Не до шести ли раз?», «Не до восьми ли раз?», а опросил: //«До семи ли раз?»// Почему Господь не ответил: «до ста сотен», но умножил число семь? Ни Петр в своем вопросе не употребил другое число, ни Господь не вышел за пределы канона «семерки». Петр заметил, что эта традиция древняя, что семерка обозначает известное отпущение грехов, заключительный отдых, знаком коего является суббота, седьмой день после начала творения. Петр (дошел) до семи раз, Господь — до семижды семидесяти раз. Грехи наказуются семь раз. Разве не сказано: //«Всякому, убившему Каина, отомстится всемеро»//? И здесь речь идет о семи, а, скажем, не о восьми. Почему? Потерпи немного — и ты откроешь тайну. Первое преступление наказывается семь раз. Вторым грехом было убийство, совершенное Ламехом. //«Если за Каина отомстится всемеро, то за Ламеха — семьдесят раз всемеро»//. Если для Петра семикратное отпущение восходит к наказанию Каина, то снисхождение от Господа отпускать (грехи) до семижды семидесяти раз соответствует осуждению Ламеха семьдесят раз всемеро. Как ни велико прегрешение, столь же велико и милосердие. Там, где прегрешение невелико, невелико и отпущение, ибо кому мало оставляется, тот и мало любит. //«Где умножился грех, стала преизобиловать благодать»//. В чем же, однако, тайна? Восьмым днем называют то время суда, когда грешник будет наказан всемеро, а совершивший тяжелое преступление — семьдесят раз всемеро. Праведнику воздается всемеро, а сверхправеднику — семьдесят раз всемеро. Ныне по человеколюбию Божию мы постигаем грядущее гадательно, тогда же, во время пришествия, истина предстанет светлой и прозрачной: она покажет, кто чего достоин. Итак, Господь дарует нам, грешникам, семикратное отпущение грехов, сжалившись над нами ради нашей исповеди и раскаяния. Вот почему, зная этот страшный день и предоставленную грешникам возможность расплатиться со своими долгами, давайте путем раскаяния заранее предложим воздаяние, соответствующее долгу, совершенным проступкам, и уничтожим наши грехи, чтобы избежать тогда (в день суда) гнетущего обилия долгов. Итак, скажем, что теперь седьмой день перед тем восьмым днем расплаты (за грехи) века сего. **«И почил Бог от дел Своих».** В этот день нет в мире больше ни работы, ни свадеб, ни торговых сделок; не производится сельских работ, но вся земля в оцепенении, тварь в смятении, все в поте лица. Даже праведники будут в тревоге о том, какой жребий им выпадет. Даже Авраам тогда будет испытывать страх, не потому, что и он может быть осужден в геенну, а в ожидании определения, и какой чин праведников он будет поставлен: в первый, второй или третий: Господь сходит с небес, а сами небеса разверзаются, все могущество обнаруживается, вся тварь содрогается. Кто свободен от страха? Даже ангелы (в трепете)! Хотя они присутствуют не для того, чтобы дать ответ Богу, однако славное явление всем внушает трепет. Не слышишь ли, что говорит Исаия: //«Если бы Ты расторг небеса, перед лицом Твоим потряслись бы горы»//. В тот день замерзнут моря, прекратится творение, природа замрет. Всякое обращение к словам бессмысленно перед лицом Того, Кто грядет с неба. Тогда восхитят праведников, а колесницей праведникам послужат облака; тогда провожатыми праведников будут ангелы; тогда праведники вознесутся от земли на небо, подобно звездам. Грешники же, в оковах, под бременем своих грехов ниспадут в преисподнюю со своей нечистой совестью. Тот седьмой день прообразуется этим седьмым днем: **«И почил Бог от всех дел Своих».** В этот день уже не должно быть места чрезмерным житейским попечениям. Улеглись юношеские страсти, нет стремления к браку, нет желания родить детей, нет беспокойства о золоте, ты, сребролюбец, забыл о своей мошне; ты, землевладелец, забыл о земельных владениях; ты, честолюбец, забыл о славе. Все это вылетело из мыслей. Душа находится пред Тем, Кто внушает страх; она (объята) ожиданием грозящих ужасов. Страх изгоняет все страстные помыслы, поселившиеся в наших душах. Там, где присутствует страх Божий, исчезают все пятна страстей из наших мыслей. Таков этот седьмой день — отпечаток того седьмого дня. //**Беседа вторая о человеке.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал** **«И соверши**, – говорит, – **Бог в день, шестый дела своя, яже сотвори»**. Смотри, как оно и раз и другой повторяет одно и то же, чтобы мы знали, что все дела творения продолжались до шестого дня: **«соверши**, – говорит, – **Бог в день, шестый дела своя, яже сотвори: и почи в день седьмый от всех дел своих яже сотвори»**. Что значит: **«и почи в день, седьмый от всех дел своих яже сотвори?»** Замечай, как по-человечески и с каким снисхождением к нам говорит о всем божественное Писание: иначе бы нам не понять ни одного слова его, если бы оно не удостоило нас такого снисхождения. **«И почи**, – говорит, – **в день седьмый от всех дел своих, яже сотвори»**, то есть перестал творить и приводить из небытия в бытие. Все, что нужно было, уже произвел; создал и того, кто имел пользоваться этими тварями. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 10.//** ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал** См. Толкование на [[old:gen:02:01#svt_amvrosij_mediolanskij|Быт. 2:1]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал** Вместо **седьмого** дня окончания дела Божия перевод семидесяти толковников полагает **шестой**. Понятие одно, но в словах вид противоречия. Может быть, греческие толковники хотели предупредить вопрос: не было ли что сделано и в седьмой день? Последний день творения назван //окончанием всех дел// Божиих; хотя //Бог доныне делает// [[new:in:05:17|(Ин. 5:17)]]. То есть Он производит новые твари, но не новые виды тварей. Продолжает творение сохранением законов естества, но не постановлением новых. Новотворит в царстве благодати [[new:2kor:05:17|(2 Кор. 5:17)]], промышляет в царстве природы. Окончание творения запечатлено торжественным покоем Творца и благословением и освящением седьмого дня. Бог //успокаивается// не от утомления, Ему не свойственного [[old:is:40:28|(Ис. 40:28)]], но //от дел//. Сей покой не есть только //совершение дел//, но некоторое особливое последствие оного. И человеческий покой не есть совершенное бездействие, ибо совершенное бездействие невозможно; но действие сил, уравновешенных между собою и со внешними предметами действия, так как труд есть продолжаемое превозможение действующих сил над предметом действия. Подобно сему труд Божий есть действование в твари, еще не достигшей в меру совершенства, предопределенного ей премудростию и благостию Творца; но действование в тварях, пришедших в исполнение своего предопределения и, по своей возможности, сообразных с Божественными совершенствами, есть покой Божий. Бытия телесные и чувственные не принесли покоя Богу, но человек, соединенный с Богом силою подобия его и чрез свое посредство утвердивший прочие твари в союзе с его совершенствами. Поелику же человек при сотворении своем поставлен еще в состояние приготовления и на пути к полному своему совершенству, то покой Божий относительный к творению есть еще преобразование и надежда того совершенного покоя, когда //будет Бог все во всем// [[new:1kor:15:28|(1 Кор. 15:28)]]. По сему то, может быть, седьмому дню Моисей не дает вечера и утра, то есть продолжения, имеющего пределы. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Исаак Сирин ===== День воскресный есть неприемлемая нами, пока мы с плотию и кровию, тайна ведения истины, и она превосходит помышления. В сем веке нет дня осьмого, ни субботы в подлинном смысле. Ибо сказавший: ...**почи Бог в день седьмый** - означил отдохновение по совершении течения жизни сей, потому что гроб есть тело, и оно от мира. Шесть дней совершаются в делании жизни хранением заповедей; седьмой день весь проводится во гробе и осьмой - в исшествии из гроба. Как удостаиваемые в притче приемлют здесь тайны воскресного дня, а не самый день в существе его, так и подвижники в притче приемлют тайны субботы, но не в действительности самую субботу, которая есть отдохновение от всего скорбного и совершенное упокоение от беспокойств. Ибо таинство, а не истинную действительность устроить дал нам здесь Бог. Истинная и несравненная суббота есть гроб, показующий и знаменующий совершенное упокоение от скорбей, от страстей и от сопротивного покою делания. Там субботствует человечество, и душа и тело. Бог в шесть дней привел в порядок весь состав мира сего, устроил стихии, состав их предал приснодвижному движению для служения, и не остановятся они в течении до своего разорения. Их-то силою, то есть силою первобытных стихий, составил Он и наши тела. Но и стихиям не дал покоя в движении их, ни телам нашим, из стихий происшедшим, отдохновения от делания. Предел же отдохновения от делания положил в нас, тогда как тела наши последуют первому своему сродству, и это есть разрешение от жизни сей. //**Слово 19.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал** См. Толкование на [[old:gen:02:01#prp_efrem_sirin|Быт. 2:1]] ===== Блж. Августин ===== Ст. 2-3 **И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал** Утешительнее этой песни о славе благодати Христа, кровью Которого мы спасены, для града того [Божиего] не будет решительно ничего. Тогда исполнятся слова:// Остановитесь и познайте, что Я Бог// [[old:ps:045:11|(Пс. 45:11)]]. Это будет поистине великая невечерняя суббота, которая восхваляется Господом при первых делах мира, там, где читаем: **И почил в день седьмой от всех дел Своих, которые сделал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал** [[old:gen:02:02|(Быт. 2:2-3)]]. «Седьмым днем» будем и мы сами, когда будем усовершены и обновлены Его благословением и освящением. Там, остановившись, увидим, что Он есть Бог. Мы и сами хотели быть богами, когда отпали от Него, услышав слова искусителя: //вы будете как боги// [[old:gen:03:05|(Быт. 3:5)]], и отделились от истинного Бога, по творческой воле Которого мы должны были быть богами не через оставление Бога, но через причастность. Ибо что сделали мы без Него, как не изнемогли во гневе Его? Освободившись от этого гнева и достигнув совершенства превозмогшею гнев благодатью, мы будем свободны вовеки, видя, что Он есть Бог, Которым и мы будем полны, когда Он будет все во всем. //**О граде Божием.**// ===== Блж. Иероним Стридонский===== **И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал** Вместо «шестого дня» в еврейском тексте стоит «день седьмой». Поэтому мы немного ограничим дерзость иудеев, которые хвалятся субботним покоем, так как уже тогда, в начале, суббота была отменена, если Бог творит дела в субботу, приводя их к концу в этот день и благословляя сам день, потому что в субботу Он всё совершил. **//Еврейские вопросы на Книгу Бытия.//** ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== **И соверши Бог в день шестый дела Своя, яже сотвори: и почи в день седмый от всех дел Своих, яже сотвори** **"И почи"**. Сие выражение нельзя разуметь об отдыхе Творца, – отдыху предшествует утомление, которое Богу несвойственно [[old:is:40:28|(Ис. 40:28)]]. **"Почи"** значит: перестал. От чего перестал? **От всех дел Своих, яже сотвори**. Т. е. Богу не угодно было продолжать творение, не угодно было творить новые виды существ. Но это не значит, что Он прекратил всякую деятельность. О сотворенном надлежало промыш­лять, – без Промышления Божия о тварях, без попечения о их сохранении, без содействия их силам они не могут продолжать своего существования: //«отвращшу же Тебе лице, возмятутся: отъимеши дух их и изчезнут и в персть свою возвратятся»// [[old:ps:103:29|(Пс. 103:29)]]. Посему, почив, престав от дел творения. Господь не престал от дел Промышления: //«Отец Мой доселе делает»//, сказал Господь Иисус о промыслитель­ной деятельности Отца Своего [[new:in:05:17|(Ин. 5:17)]]. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Беда Достопочтенный ===== **И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал** См. Толкование на [[old:gen:02:01#beda_dostopochtennyj|Быт. 2:1]] ===== Лопухин А.П. ===== **И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал** «**И совершил Бог к седьмому дню**…» Этот день неодинаково называется в наших русской и славянской Библиях: в первой стоит седьмой, а во второй шестой день. Произошло это от разности подлинников, в которых сделаны эти переводы: именно в еврейском тексте, равно как в Вульгате и арабском переводе, указывается «седьмой» день, но в греческом переводе LXX (за исключением некоторых стихов), а также у И. Флавия и в сирском переводе и самаритянском тексте, поставлен «шестой» день. Контекст речи, в котором лишь дальше идет речь о «седьмом дне» и где, по-видимому, отличается день окончания творения от дня начала, наиболее благоприятствует последнему чтению, за что ручается и авторитетность древнего самаритянского текста. «**и почил в день седьмый**…» Почил в еврейском тексте выражено словом sabat. Отсюда, седьмой день недели, посвященный воспоминанию этого божественного покоя, сохранил за собой у евреев название субботы (у нас же значение этого дня перешло на воскресенье, причем заменено и само содержание воспоминания). Как же понять этот «покой» Божий, когда сам Господь наш Иисус Христос сказал: //«Отец Мой доныне делает, и Я делаю»// [[new:in:05:17|(Ин. 5:17)]]? Ответ на это имеется в самом рассматриваемом нами тексте, где ясно указано то дело, от которого Бог почил в седьмой день: это, именно, Его творчески-образовательная деятельность шести предшествующих дней; «Б**ог почил от всего дела, которое Он делал**» и речь о котором только что шла все время перед этим, – «перестал творить вещи, подобные только что сотворенным», как поясняет текст Библии арабский перефраз ее. «**Бог почил**, – говорит блаженный Августин, – от создания новых видов твари, потому что Он уже не творил больше какого-либо нового рода ее». «**Почил**,– говорит святой Иоанн Златоуст, – значит перестал творить и производить из небытия в бытие». Но, прекратив творчество, Бог никогда не оставлял Своей промыслительной деятельности по отношению к миру и человеку [[old:ps:103:28|(Пс. 103:28]]; [[old:ekl:12:07|Еккл. 12:7]]; [[old:is:57:16|Ис. 57:16]]; [[old:ier:38:16|Иер. 38:16]]; [[old:neem:09:06|Неем. 9:6]]; [[new:in:05:16|Ин. 5:16-17]]; [[new:evr:04:09|Евр. 4:9-10)]]. **//Толковая Библия.//** [<10>]