[<10>] ====== Толкования на Быт. 2:3 ====== ===== Ап. Варнава ===== **И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал** См. Толкование на [[old:gen:02:01#ap_varnava|Быт. 2:1]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал** Так как Он уже не стал более творить, и все, что только восхотел, по своему человеколюбию произвел своим повелением и в шестой день положил конец творению, в седьмой же не хотел произвести ничего другого, потому что уже совершилось все, что только Он хотел, то, дабы и этот день имел некоторое преимущество и не казался менее важным из-за того, что в течение его ничего не создано, (Бог) удостаивает его благословения: **«И благослови**, – говорит, – **«Бог день седьмый и освяти его»**. Что же? Ужели прочие (дни) не были благословлены? Конечно; говорит; но для них вместо всякого благословения довольно было того, что в каждый из них созданы твари. Потому (Писание) и не сказало об них: **«благослови»**, а сказало это только о седьмом дне, и присовокупило еще: **«и освяти его»**. Что значит: **«и освяти его»**? Отделил его. Потом, чтобы показать нам и причину, по которой сказано: **«и освяти его»**, божественное Писание прибавляет: **«яко в той почи от всех дел своих, яже начать Бог творити»**. Вот уже здесь, в самом начале (бытия мира), Бог гадательно предлагает нам учение о том, чтобы мы один день в круге седмицы весь посвящали и отделяли на дела духовные. Для этого Господь, совершив все дела Свои в шесть дней, удостоил седьмой день благословения и освятил, **«яко почи в той ночи от всех дел своих, яже начать творити»**. Но здесь, вижу я, опять открывается нам беспредельное море мыслей, и желаю не пройти его без внимания, но – сделать и вас участниками этого духовного богатства. Какой же здесь возникает у нас вопрос? (Вот какой): божественное Писание здесь показывает, что Бог почил от дел своих, а в Евангелии Христос говорит: //«Отец мой доселе делает, и Аз делаю»// [[new:in:05:17|(Ин.5:17)]]: при снесении этих изречений не представляется ли какого-нибудь противоречия в них? Да не будет: в словах божественного Писания нет никакого противоречия. Когда Писание здесь говорит: **«яко почи Бог от дел своих»**, то этим научает нас, что Он перестал в седьмой день творить и производить из небытия в бытие; а когда Христос говорит: //«Отец мой доселе делает, и Аз делаю»//, то этим указывает вам на непрерывный Его промысл, и деланием называет сохранение существующего, дарование ему продолжения (в бытии) и управление им во все время. В противном случае, как могла бы существовать вселенная, когда бы верховная рука не управляла и не распоряжалась всем видимым и человеческим родом? **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 10.//** ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал** См. Толкование на [[old:gen:02:01#svt_amvrosij_mediolanskij|Быт. 2:1]] ===== Свт. Григорий Палама ===== **И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал** Почему же этот день, в который Он ничего не творил, Он и благословил, и освятил, а не первый, который как будто более превосходный? Почему же только об этом дне так сказал Моисей, а не о первом, в который Бог из ничего произвел вселенную и новым светом осиял ее, хотя еще не установил соответствующий порядок, по чину и виду возводя все. А если не этот, то почему же тогда не последующий за сим день, в который Он утвердил и распростер сию великую полость, имею в виду вокруг нас сущее небо, а после первого – оное второе (небо)? Почему же, в свою очередь, не день, сущий после сего, или последующие, в течение которых земля, после того как воды отступили, стала существовать и восприняла весь свой порядок и украшение, вложенные и свойственные ей, и небо получило два великих светила на подобие неких глаз, и из вод, по повелению Божиему, появились птицы и водяные животные по роду своему? Но оставив и это, спросим: почему же, более прочих, Бог не благословил шестый день, в который вывел из земли не только живую душу пресмыкающихся и четвероногих, но и явил достойное дело Своего совета, все возглавив в его лице, сочетавая в одно чувственное и духовное, дело единственное и величайшее, потому что по благодати оно Его Самого запечатлело в себе, и есть по образу и подобию Его созданное и знающее Его живое существо, именно – на земле явил человека? Почему же не этот день Он благословил и освятил, а именно – седьмой день, который был днем бездеятельности? Однако, ни один из дней, взятый по своему числу, не является превосходящим другой, в этом отношении, потому что Моисей не говорит, что цифра какого-либо из дней была похвалена Богом, но дела совершенные Им в каждый из дней были увенчаны похвалою; следовательно, и седьмой день достоин был похвалы не ради своего числа (но для этого было иное основание). Так что мы указываем причину, почему Бог нарочито благословил его и освятил, взяв начало из самых слов Моисея, именно: //«Яко почи//, – говорит он, – //Бог в день седьмый от всех дел Своих, яже сотвори»// [[old:gen:02:02|(Быт.2:2)]]. Затем присовокупляя: **«И благослови Бог день седмый, и освяти его»**, сразу же указывает на причину благословения, повторяя то же самое: **«Яко почи Бог от всех дел Своих, яже начат творити»**. Следовательно, есть такие дела Божия, которые Он не начинал творить, и творя которые не почил, как и Сам Господь открыл нам, говоря: //«Отец Мой доселе делает, и Аз делаю»// [[new:in:04:17|(Ин.4:17)]]. Итак, Бог желая нам дать посильное ведение таковых именно дел, и показать, что именно их должно искать более, нежели всего чувственного, седьмой день, в который почил от творения чувственного мира, благословил и освятил, как некое возвращение, путем упокоения, от нижнего мира (тон каа́то) к тому, который принадлежит лучшей и сверхмирной сфере. Потому что, сказать словами великого Дионисия: Бог, по преизбытку благости, бывает вне Самого Себя, и вследствие сбережения всех свойств к сему во всем возвращается, согласно могущей перемещаться (экстатикин) сверхсущественной силе, которая и по существу имеет статистический характер (анэкфититон) Его Самого; сошедши же человеколюбиво, насколько Он пожелал и насколько была в том необходимость, и сей наш чувственный мир создав в шесть дней, в седьмой – на свойственную Ему высоту, которую, однако, и не оставлял, Он, как это отвечало Божеству, возвратился (в Себя), и покой того дня более благословенным показал, научая и нас желать восходить, насколько возможно, в оный покой, который заключается в нашем умном созерцании, и чрез него в восхождении нашей мысли к Богу. К сему покою и Апостол ясно побуждает; потому что представив слова- сказанные Богом чрез Псалмопевца о народе Иудейском, именно: //«Яко кляхся во гневе Моем, аще внидут в покой Мой»// [[old:ps:094:11|(Пс.94:11)]], – он затем прибавляет: //«Рече негде о седмом (дне) сице: и почи Бог в день седмый от всех дел Своих»// [[new:evr:04:04|(Евр.4:4)]]. И несколько дальше: //«Потщимся убо и мы внити во оный покой»// [[new:evr:04:11|(Евр.4:11)]]; потому что тот, кто войдет, и сам почиет от своих трудов, как – Бог от Своих. Но желаете ли узнать более ясно, в чем заключается этот покой и каким образом в него войдем? – Если мы усвоим те Божественные дела, которые, будучи безначальными, не могут характеризоваться, как «начатые», но которые ничего не имеют с чувственным миром; итак, если мы усвоим эти дела, то еще более уясним значение сего покоя и вхождения в него. Какие же это дела? – Пусть поможет нам в сем деле Псалмопевец, пишущий так о Боге: //«Дела рук Его истина и суд»// [[old:ps:110:04|(Пс.110:7)]]. Значит, дело Божие не имеющее конца заключается в ведении всего существующего и в предведении будущего, которое если бы кто назвал «Истиною», не погрешил бы в наименовании, Дело Божие безначальное и нескончаемое есть суждение и предведение; потому что все существующее и прежде своего существования нуждалось в божественном предведении и суждении, чтобы могло придти в бытие; и после осуществления – дабы оно со временем не погибло, но, в одном случае, со временем изменилось бы для своей или универсальной пользы, или, в другом случае, пребывало бы неизменным. Безначальное дело Божие заключается в внимании Себе; ибо безначально Он был подвигнут к самосозерцанию. Воистину, кто, здраво исследуя, мог бы привести многое, относящееся к сему. И каждый из нас, братие, уклоняясь от приземляющих и весьма мучащих забот и соответственных им дел, да представит свой слух, внимая учению Духа; прежде всего, он будет похвален Господом, Который Марфу, заботящуюся о многом, хотя Ее забота и была о Нем, не одобрил; //«Мария же»//, говорит, которая сидела возле и внимала словам учения, //«благую часть избра, яже не отъимется от нея»// [[new:lk:10:42|(Лк.10:42)]]. **//Омилия 17. На Евангелие Новой Недели (Фомина Воскресения).//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал** **Благословение и освящение седьмого дня** не есть предварительное указание на закон иудейский субботы, установленной по исходе из Египта, как то некоторые полагают. Ибо Творец благословляет и освящает тот самый день, в который **почил**, и потому, что **почил от всех дел своих**. И закон говорит не о новом благословении и освящении седьмого дня, но о древнем и первоначальном [[old:ish:20:10|(Исх. 20:10-11)]], да и полагается между непреложными заповедями Десятисловия. Что такое **благословение** дня, можно разуметь из противоположного ему //проклятия// дня. День проклинается, когда он полагается началом и виною некоторого зла и в исступлении печали осуждается на сетование и как бы на уничтожение ([[old:iov:03:01|Иов. 3:1-9]]; [[old:ier:20:14|Иер. 20:14-16]]). Следственно, когда день благословляется, тогда он поставляется причастным особенного некоего блага, достойным радости и сохранения среди самых перемен времени. Наипаче же благословение Божие всегда есть источник блага твердого и пребывающего. //Освящение// вообще знаменует //отделение// к высшему назначению ([[old:nav:20:07|Нав. 20:7]]; [[old:chis:03:13|Чис. 3:13]]), и приписывается иногда тому, что само по себе свято ([[new:in:10:36|Ин. 10:36]]; [[new:in:17:19|Ин. 17:19]]), в особенности же освящение времен есть назначение их для богослужения ([[old:4ts:10:02|4 Цар. 10:2]]; [[old:neem:08:09|Неем. 8:9]]; [[old:iol:01:14|Иоил. 1:14]], [[old:iol:02:15|2:15-16]]). Итак, Бог, благословляя и освящая седьмой день, делает его незабвенным памятником Своей славы и веселия о творении [[old:ps:103:31|(Пс. 103:31)]] и временем, по превосходству, священным для человека. Нельзя сказать вопреки сему, что человек, которого все время было свято и все дела имели предметом Бога, не имел нужды в особливом священном времени. Если он был во времени, то не мог все делать во всякое время. И если есть //время всякому хотению под небесами// [[old:ekl:03:01|(Еккл. 3:1)]], если для Адама было время, когда он должен был отправлять дела своего владычества над тварями [[old:gen:01:28|(Быт. 1:28)]] и //возделывать сад Едемский// [[old:gen:02:15|(Быт. 2:15)]], то для чего не быть времени, в которое бы он единственно и совершенно погружался в Бога? Затмившаяся память освящения седьмого дня возобновлена обрядом — постановлением субботы, но седмичное счисление времени было в употреблении у патриархов [[old:gen:29:27|(Быт. 29:27)]] и еще до потопа ([[old:gen:08:04|Быт. 8:4]], [[old:gen:08:10|10]], [[old:gen:08:12|12]]). Всеобщность и древность предания о седьмом дне у язычников также показывает, что сие предание идет от начала мира. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал** Как деревья, травы, животные, птицы и человек были вместе и стары и молоды (стары по виду членов и составов их, молоды по времени своего сотворения), так и луна была вместе и стара и молода: молода потому, что едва была сотворена, стара потому, что была полна, как в пятнадцатый день. См. также Толкование на [[old:gen:02:01#prp_efrem_sirin|Быт. 2:1]] //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Блж. Августин ===== **И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал** См. Толкование на [[old:gen:02:02#blzh_avgustin|Быт. 2:2]] ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== ** И благослови Бог день седмый, и освяти его: яко в той почи от всех дел своих, яже начат Бог творити** **«Благослови Бог день седмый»**, т. е. соделал сей день днем радости о совершившемся творении. **«И освяти его»**. Освя­щение вообще знаменует отделение к высшему назначе­нию [[old:nav:20:07|(Нав. 20:7]]; [[old:chis:03:13|Чис. 3:13)]]; в частности, освящение времен есть назначение их для богослужения [[old:4ts:10:20|(4 Цар. 10:20]]; [[old:iol:01:14|Иол. 1:14]]; [[old:iol:02:15|2:15)]]. Таким образом под освящением седьмого дня должно разуметь посвящение его Богу преимущественно пред прочими днями седмицы. День сей, как посвященный Богу, человек обязан проводить в благодарственном памя­товании о Боге, Творце мира, в делах молитвы и общест­венного богослужения. – Закон иудейской субботы, уста­новленный по исходе из Египта, есть не что иное, как обновление первоначального освящения седьмого дня [[old:ish:20:10|(Исх. 20:10-11)]], ибо память о сем затмилась во времена до Моисея, хотя известно, что седмичное счисление време­ни было в употреблении у патриархов [[old:gen:29:27|(Быт. 29:27)]] и еще до потопа [[old:gen:07:04|(Быт. 7:4]], [[old:gen:07:10|10-13)]]. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Беда Достопочтенный ===== **И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал** См. Толкование на [[old:gen:02:01#beda_dostopochtennyj|Быт. 2:1]] ===== Лопухин А.П. ===== **И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал** //«И благословил Бог седьмой день…»// «Когда день благословляется, - говорит м. Филарет, - тогда он поставляется причастным особого некоего блага, достойным радости и сохранения среди самых перемен времени», разумеется, добавим мы от себя, в силу важности и знаменательности соединенного с ним воспоминания. //«и освятил его…»// Первое значение стоящего здесь в мазоретском тексте еврейского глагола заключает в себе мысль «об отделении» для какого-либо высшего предназначения и уже отсюда - об освящении, т. е. о назначении для святилища и Бога. В частности, освящение времен, по библейскому употреблению, есть назначение их для богослужения ([[old:4ts:10:20|4 Цар. 10.20]]; [[old:neem:08:09| Неем. 8.9]]). Это благословение и выделение седьмого дня, как дня благодарственно-радостного покоя, посвященного воспоминанию творения и прославления Творца, имело значение только для разумно-одаренных существ, т. е. людей, которые, вероятно, с этого времени начали соблюдение субботы, в подражание творческому покою Бога. Хотя, строго говоря, суббота характер определенной заповеди получила лишь в законодательстве Моисея [[old:ish:20:08|(Исх. 20:8;]] [[old:vtor:05:12|Втор. 5:12)]], но существует целый ряд сильных доказательств, из которых видно, что в форме благочестивого обычая она практиковалась гораздо раньше Моисея и что происхождение ее в этом смысле чуть ли не современно самому началу человеческой истории (доказат. см. в диссертации А. Покровского «Библейское учение о первой религии», с. 49-53). **//Толковая Библия.//** [<10>]