[<10>] ====== Толкования на Быт. 2:15 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И взя Господь Бог человека, егоже созда, и введе его в рай сладости, делати его и хранити** Прекрасно он в самом начале поставил эти два имени; сказав: **«Господь»**, он не замолчал, но прибавил: **«Бог»**, научая нас этим чему-то тайному и сокровенному, дабы мы знали, что, услышим ли имя **«Господь»**, или **«Бог»**, в этих именах нет никакой разности. Об этом я упомянул теперь не без цели, но для того, чтобы, когда услышишь слова Павла: //«един Бог Отец из негоже вся, и един Господь Иисус Христос, имже вся»// [[new:1kor:08:06|(1Кор.8:6)]], не подумал ты, будто есть разность в этих названиях, и будто одно значит больше, а другое меньше. Писание для того и употребляет эти имена безразлично, чтобы любящие состязаться не могли примешивать своих измышлений к правильным догматам. А для удостоверения, что божественное Писание ни которого из этих имен не употребляет в нарочитом и отдельном значении, обрати внимание на то самое, что говорит оно теперь. **«И взя**, – говорит, – **Господь Бог»**. О ком, думает еретик, сказано это? Об одном Отце? Хорошо. Послушай же, что говорит Павел: //«един Бог Отец, из негоже вся, и един Господь Иисус Христос, имже вся»//. Видишь ли, как имя **«Господь»** он усвоил Сыну? Да и почему можно говорить, будто наименование **«Господь»** важнее имени **«Бог»**? Видите, какая нелепость, какое страшное богохульство! Кто не хочет следовать правилу божественного Писания, а дает место собственным умозаключениям, тот возмущает и ум свой, и в здравое учение о православных догматах вносит бесконечные споры и словопрения. **«И взя**, – говорит, – **Господь Бог человека, егоже созда, и постави его в раи сладости, делати его и хранити»**. Вот как он заботится о созданном человеке! Вчера блаженный Моисей показал нам, что //«насади Бог рай и постави тамо человека»// [[old:gen:02:08|(Быт.2:8)]], то есть, благоволил, чтобы человек имел там жилище и наслаждался раем. Сегодня он опять показывает нам неизреченную любовь Божию к человеку, и повторяет то же сказание: **«и взя Господь Бог человека, его же созда, и постави его в раи сладости»**. Не сказал только: **«в раи»**, но прибавил: **«сладости»**, чтобы показать нам то высокое наслаждение, которое человек вкушал, живя там. Но сказав: постави **«его в раи сладости»**, Моисей говорит: **«делати его и хранити»**. Великую попечительность показывает и это. Так как жизнь райская доставляла человеку полное наслаждение, сообщая и удовольствие от созерцания и приятность от вкушения, то, чтобы человек от чрезмерного покоя не развратился (//«мнозей бо злобе//, – сказано, – //научила праздность»//. – [[old:prsir:33:28|Сир.33:28]])), (Бог) повелел ему **«делати и хранити»** рай. Что же, скажут, рай нуждался в возделывании со стороны человека? Не говорю этого, но Бог хотел, чтобы человек имел, хотя малое и умеренное, попечение о хранении и возделывании его. Если бы он был совершенно свободен от труда, то, пользуясь совершенным покоем, тотчас бы предался беспечности; но теперь, занимаясь трудом безболезненным, чуждым страданий, мог быть целомудреннее. Притом, слово **«хранити»** употреблено не без причины, но по приспособлению речи, чтобы он, то есть, знал о себе ясно, что подчинен Владыке, Который дал ему такое наслаждение, но, вместе с наслаждением, поручил и хранение рая. Бог все предпринимает и делает для нашей пользы, но, вместе с тем, дает нам и наслаждение и покой. Если Он, по безмерному человеколюбию Своему, уготовал неизреченные те блага еще прежде создания нас, как Сам говорит: //«приидите благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие прежде сложения мира»// [[new:mf:25:34|(Мф.25:34)]], то тем более подаст в изобилии все здешние блага. Итак, сообщив созданному (человеку) столько благодеяний, и во первых, изведши его из небытия в бытие, и благоволив образовать тело его из персти, а потом, чрез вдуновение, даровав ему и важнейшее – бестелесную душу, затем повелев быть раю и поселив его там, после этого Господь Бог, подобно нежно любящему отцу, который для юного сына своего, пользующегося полным довольством и покоем, придумывает какую-нибудь легкую и умеренную заботу, чтобы он не испортился, повелел Адаму возделывать и хранить рай, чтобы в этих двух занятиях, при таком большом довольстве, безопасности и покое, он имел некоторую преграду, сдерживающую слишком большие его порывы. Таковы блага, которые уже были даны первозданному, а присоединенные к ним впоследствии другие показывают опять великую и необычайную любовь и снисхождение, которое (Бог) явил ему по своей благости. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 14.//** ---- Ввел его в готовый дом. По­добно тому как зовущий кого-нибудь на пир сначала приго­товляет дом, и затем уже вводит званого, так точно и здесь: Бог приготовил человеку великолепную храмину – рай, и затем уже ввел званного. Где создан был человек? На земле, вне рая. Подобно тому как светила созданы были в другом месте, и помещены на небе, так и Адам создан был вне рая, на другой земле, и потом уже был введен в рай. Откуда это видно? Писание, под конец (повествования о творении), когда Адам был изгнан из рая, говорит: //«и выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят»// [[old:gen:03:23|(Быт.3:23)]]. **«Поселил его в раю Едемском, чтобы возделывать его и хранить его»**. **«Возделывать»**. Чего же не доставало в раю? Но если даже делатель и нужен был, то откуда плуг? Откуда другие орудия земледелия? Дело Божие состояло в том, чтобы делать и хранить заповедь Бога, оставаться верным заповеди. //«Вот дело Божие//, – говорит Спаситель, –// чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал»// [[new:in:06:29|(Ин.6:29)]]. Следовательно, как веровать во Христа есть дело Божие, так делом было и верить заповеди, что если коснется (запрещенного дерева), умрет, а если не кос­нется, будет жить. Делом было соблюдение духовных слов. Какое дело было у Павла? Был ли Павел земледельцем? Имел ли он другое какое занятие? Не все ли его дело заклю­чалось в слове, в проповеди? //«Не мое ли дело//, – говорит он учени­кам, –// вы в Господе?»// [[new:1kor:09:01|(1Кор.9:1)]]. **«Возделывать**, – говорится, –** его и хранить его»**. От кого хранить? Разбойника не было, прохожего не было, злоумышленника не было. От кого хранить? Хранить его для себя самого; не потерять его преступлением заповеди; хра­нить для себя рай, соблюдая заповедь. Вместе с голосом утомляется и мой ум; но изъясним мысль. **«И поселил его в саду Едемском»**. Событиями предшествовавшими Писание прикровенно указывает уже на будущее. **//Беседа о пятом дне творения.//** ===== Свт. Игнатий Брянчанинов ===== **И взя Господь Бог человека, егоже созда, и введе его в рай сладости, делати его и хранити** Создав тело человека на земле и из земли, вдунув в него живую душу, душу, оживленную Святым Духом, Всемогущий Создатель вземлет человека превыше земли, в Рай; **взя Господь Бог человека, егоже созда**, — говорит Писание, — **и введе его в Рай сладости** [[old:gen:02:15|(Быт. 2, 15)]]. Какая цепь великих благодеяний, из которых всегда последующее превыше предваряющего! Но и в раю еще предоставлено было Адаму преуспеяние: ему предоставлено было **возделывать рай и хранить его** [[old:gen:02:15|(Быт. 2, 15)]]. Трудно в нашем состоянии падения понять с отчетливостью, в чем состояло возделывание и хранение рая; но никак не должно понимать этих слов в плотском смысле, как бы о возделывании и хранении сада для его украшения и очищения от недостатков. Рай насажден рукою Божиею; недостатков нет в нем: в нем преизобилует присутствие и благоухание благодати Божиеи; он приводит обитателей своих в непрестанное духовное наслаждение, приводит к созерцанию величия и благости Создателя, изображающейся в великолепии рая, как в обширном и чистейшем зеркале. Обильно и красноречиво вещает о Боге и проповедует Бога рай сладости. Во внимании этой проповеди, в изучении Бога, состояло главное делание рая; изучение изящества созданий было деланием второстепенным. Как ни был совершен Адам, но он был совершен относительно — относительно к ограниченной природе человека: изучение всесовершенного и бесконечного Бога составляло для него, по естественной необходимости, делание, достойное всего его внимания. Это делание представляло собою поприще бесконечного преуспеяния! Это делание сопряжено с высшим духовным наслаждением! Это делание — бесценный дар, достойный бесконечно совершенного и бесконечно благого Бога! Чистый ум человека, распростершись по необъятному Божеству, истощает всю свою естественную силу движения и стоит в священном иступлении пред непостижимым Божеством, вне и превыше всякого размышления, как Серафим, утоляя обильным славословием обилие наслаждения и ненасытно насыщаясь видением Невидимого, закрывая благоговейно и премудро очи пред предметом, превысшим видения. Заповедь о хранении рая соделывается понятною для нас, когда сообразим, что падшему ангелу, еще не исполнившему меры грехов своих, возможен был вход в рай, что человек был способен к открытой беседе с духами, что он не был утвержден в состоянии святыни, как утверждены в нем Ангелы Света. Хотя он не знал греха, но мог получить это знание, для него невыносимое и гибельное. **//Слово о человеке.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его** Человек введен в рай **возделывать** его. Хотя неповрежденная природа, конечно, была богата и без пособия искусства и хотя человек всего менее долженствовал служить своему телу; однако Бог назначает ему простой земледельческий труд, дабы он испытанием вещей умножал естественные свои познания, дабы сколько можно далее отстоял от опасного чувствования самодовольства и независимости и дабы видимое совершенствование земных произведений посредством труда приводило ему на мысль возможность и долг возделывать собственное сердце для принесения Богу совершеннейших плодов преподобия и правды. Ему поручено было также **хранить** рай не столько от тварей, подчиненных ему, сколько от собственного своего невоздержания и предусмотренного Всеведущим искусителя. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И взя Господь Бог человека, егоже созда, и введе его в рай сладости, делати его и хранити** Сказав о рае и о реках, исходящих из него, Моисей обращается к повествованию о введении в рай Адама и о данном ему законе: **И взя Господь Бог человека, повел и оставил его в раи сладости, делати его и хранити**. Но чем мог Адам делать, когда не было у него орудий? И для чего нужно ему было делать, когда в раю не было терний и волчцев? Как мог охранять рай, когда не мог оградить его? От кого было охранять, когда не было татя (разбойника), который бы мог войти в него? Охранение рая по преступлении заповеди свидетельствует, что при сохранении заповеди не было нужды в стерегущем. Потому на Адама возлагалось не какое иное хранение, как данного ему закона, не какое иное делание, как исполнение данной ему заповеди. Если скажут, что два этих дела возложены были на Адама вместе с заповедью, то не противоречу и ему. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Блж. Августин ===== **И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его** Хотя человек был поселен в райском саду, чтобы возделывать и хранить его, этот достохвальный труд не был утомительным. Ведь одно дело - возделывание райского сада, и другое - труд на земле, которым после грехопадения был наказан человек. Добавлением же слова **хранить** показано, какого рода был этот труд в раю. Ибо в безмятежности блаженной жизни, где нет смерти, всякий труд есть хранение того, что имеешь. //**О Книге Бытия против манихеев.**// ===== Блж. Иероним Стридонский===== **И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его** Вместо «наслаждения» в еврейском тексте стоит eden (עֵ֖דֶן). Выходит, что в данном случае сами Семьдесят толковников перевели eden как «наслаждение». А Симмах, который чуть ранее перевёл «цветущий рай», здесь поставил ἐν τῷ παρα­δείσῳ τῆϛ ἀκτῆϛ, что также означает «очарование» и «наслаждение». **//Еврейские вопросы на Книгу Бытия.//** ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== **И взя Господь Бог человека, егоже созда, и введе его в рай сладости, делати его и хранити** Если человек введен был в **рай**, это значит, что он сотворен был вне **рая**. То же видно из приговора об изгна­нии его из **рая**: //«изгна его Господь из рая сладости делати землю, от неяже взят бысть»// [[old:gen:03:23|(Быт.3:23)]]. Введение Адама в **рай** могло быть делом одной милости Божией и напоми­нало ему, что в случае непослушания Богу он мог лишиться ее. **Рай сладости** обещал, по-видимому, одни наслаждения, но Адам введен был в него не для одних наслаждений, не для того, чтобы быть только созерцателем красот райской природы, но вместе для того, чтобы **«делати рай»**, т. е. возделывать землю, и иметь уход за произрастениями ее, не допускать их до повреждения и до одичания. Этот труд не мешал, а споспешествовал блаженному состоянию жи­теля **рая**. Без труда, без упражнения телесных сил в соот­ветствующей им деятельности, они только тяготили бы человека и могли бы породить в нем чувство скуки, свой­ственное людям праздным. Труд возвышал наслаждение дарами райской природы по тому общему закону, что при­обретенное трудом мы больше ценим и любим, чем достав­шееся даром. Притом труд в **раю**, на благословенной его почве, усладителен был человеку и потому, что легко был вознаграждаем успехом. На изнурительный труд осужден был человек уже по грехопадении. Телесный труд имел и духовное значение для человека, ибо, поставляя его в особенную близость к предметам природы, давал ему случай изучать проявленные в них совершенства Творца и увели­чивал благоговение пред Ним и любовь к Нему. Возделывая **рай**, Адам обязан был в то же время **«хранить его»**, т. е. оберегать его от порчи и опустошений со стороны стихий и животных, и преимущественно от вторжения искусителя, который имел пробраться в **рай** самым лукавым способом, и потому потребна была особенная бдительность, чтобы не попасть в его сеть. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Ориген ===== **И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его** Разве Бог поселил бы вовсе несовершенное существо в райском саду, чтобы возделывать его и охранять? Ибо того, кто способен возделывать древо жизни и все, что насадил Бог, да чтобы после того все это зацвело, неправильно было бы назвать несовершенным. Быть может, он, будучи в некотором роде совершенным, стал несовершенным через непослушание и возымел нужду в том, кто усовершил бы его в его несовершенстве. И потому был послан Спаситель. //**Комментарии на Евангелие от Иоанна.**// ===== Евагрий Понтийский ===== **И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его** Помолившись как должно, ожидай недолжного, однако стой мужественно, охраняя плод свой. Ибо для этого ты и предназначен изначала: **делати и хранити**. А поэтому, возделав, не оставляй без охраны добытое трудом, иначе не будет тебе никакой пользы от молитвы. //**Главы о молитве.**// ===== Севериан Габальский ===== **И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его** Трудиться и хранить божественную заповедь, довериться ей было Божиим делом... Как вера во Христа действенна, так и вера в заповедь: если к ней буквально привязываться, убивает, а если нет - животворит. Соблюдение боговдохновенных слов и являлось делом... Апостол Павел говорит, что //[подвигом добрым] подвизался// [[new:2tim:04:07|(2 Тим 4:7)]] и соблюдал заповеди. От чего он себя хранил? Ведь он не был разбойником, не был проходимцем, равно как и злоумышленником - как же соблюдал заповеди? Соблюдал, потому что следил за самим собой и себя не погубил, совершив проступок, но, оставаясь верным заповеди, сохранил в самом себе рай. //**О творении мира.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его** //«чтобы возделывать его и хранить его».// Лучшее толкование этого места дает святой Иоанн Златоуст, который говорит: «так как райская жизнь доставляла человеку полное наслаждение, принося и удовольствие от созерцания («красоты рая»), и приятность от вкушения («снедей райских»); то, чтобы человек от чрезмерного удовольствия не развратился («праздность - сказано - научила многому худому», [[old:prsir:33:28|Сир. 33:28]]), Бог повелел ему делать и хранить рай, т. е. возделывать его почву и культивировать на ней разные растения, а также и оберегать его от неразумных животных, которые, забегая в сад, могли вносить в него беспорядок и повреждения. Это - первая божественная заповедь о труде человека, исключающая языческую идеализацию так называемого «золотого века» и осмысливающая существование человека. Легкий, необременительный и приятный труд был прекрасным средством для упражнения физического, а отчасти и умственных сил человека. **//Толковая Библия.//** [<10>]