[<10>] ====== Толкования на Быт. 2:20 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему** Отсюда уже усматривай, возлюбленный, свободу воли и превосходство разума его, и не говори, будто он не знал, что хорошо и что худо. Кто был в состоянии дать соответствующие имена скотам, и птицам, и зверям, не нарушил при этом порядка, и не дал диким животным имен, приличных кротким, а свойственных диким не назначил кротким, но всем дал соответственные названия, тот не исполнен ли был мудрости и разума? Заключай же отсюда, как велика сила того вдуновения, и как велика мудрость, которою Господь одарил бестелесную душу, составив из двух сущностей столь чудное и разумное животное и бестелесную сущность души, как прекрасного художника, соединив с телом, как орудием. Поэтому, когда подумаешь о столь великой мудрости этого животного, изумляйся могуществу Создателя. Если взгляд на красоту неба возбуждает благомыслящего созерцателя к славословию Творца, то тем более разумное это животное, человек, размышляя о своем устройстве, о высокой чести, данной ему, о великих дарах и несказанных благодеяниях, может постоянно восхвалять Виновника и возносить посильное славословие Господу. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 14.//** ---- Что значит это краткое речение: **«Адаму же?»** Зачем прибавлен союз (**же**)? Не довольно ли было сказать: **«Адаму?»** **«Адаму же**, – говорит, – **не обретеся помощник, подобный ему»**. Заметь точность божественного Писания. Сказавши: **«Адаму же не обретеся помощник»**, оно не остановилось на этом, но прибавило: **«подобный ему»**, объясняя нам этим прибавлением причину, по которой оно употребило союз. Думаю, что более быстрые в соображениях сами уже предвидят, что будет нами сказано. Но так как мы, предлагая поучение всем вообще, должны стараться, чтобы слова наши были ясны для всех, то вот и покажем вам, почему (Писание) так сказало; только потерпите немного. Прежде, как помните, в божественном Писании сказано: //«сотворим помощника по нему»//, вслед затем сообщено нам о сотворении зверей, и пресмыкающихся, и всех бессловесных: **«и созда**, – сказано, – **Бог от земли вся звери,... и вся птицы небесные, и приведе я ко Адаму, видети, что наречет я»**; и (Адам), как господин, **«всем нарече имена»**, каждой породе зверей и птиц и всем бессловесным назначил, по дарованной ему мудрости, свойственное наименование. А чтобы мы видели, что все эти твари, хотя и исполняют некоторую службу и содействуют человеку в трудах, однако ж неразумные твари и весьма далеко отстоят от человека, чтобы мы подумали, будто о них сказал (Бог): //«сотворим ему помощника»//. Ведь если они и помогают человеку и службою своею доставляют ему много пользы, все же неразумны. Что они помогают (ему), это показывает самый опыт: одни из них пригодны к перенесению тяжестей, другие – к обрабатыванию земли; вол влачит плуг, прорезывает борозды и много других услуг оказывает нам при земледелии; осел также много помогает при перенесении тяжестей; да и многие другие из бессловесных служат нам к удовлетворению телесных наших нужд: овцы служат нам своею шерстью для устройства одежды; козы – и волосом и молоком, и другим, что пригодно в пищу нам. Итак, чтобы не к этим животным относили мы сказанное выше: //«сотворим ему помощника»//, для этого блаженный Моисей, начиная теперь слово, говорит: **«Адаму же не обретеся помощник подобный ему»**. Как бы так он учит нас и говорит: все эти (животные) созданы (Богом для человека) и получили себе названия от Адама, однако ж ни одно из них не оказалось достойным быть ему помощником. Потому и хочет (Моисей) внушить нам, что имеет быть создано новое животное и что это готовое явиться животное и есть то самое, о котором сказано: //«сотворим ему помощника по нему»//, подобного, то есть, ему, одной с ним природы, Достойного его, ничем не ниже его. Поэтому этот блаженный и сказал: **«Адаму же не обретеся помощник, подобный ему»**, показывая нам, что сколько бы бессловесные ни были нам полезны своими услугами, но помощь, оказываемая Адаму женою, другого рода и гораздо превосходнее. Итак, когда все животные были уже сотворены и получили имена от первозданного, человеколюбивый Господь, устрояя все для созданного Им, искал подобного ему помощника; создав для него всю эту видимую тварь, сверх всего прочего творит и жену. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 15.//** ---- См. Толкование на [[old:gen:02:18#svt_ioann_zlatoust|Быт. 2:18]] **//Восемь слов на книгу Бытия. Слово четвертое.//** ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему** См. Толкование на [[old:gen:02:19#svt_amvrosij_mediolanskij|Быт. 2:19]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему** Следствие обозрения и наречения животных было то, что **человеку не нашлось помощника подобного ему**. //Не нашлось// более значит, нежели //не было//. Первое предполагает понятие, искание или желание предмета. Из сего видно, что рассматривание животных, сотворенных //по четам//, привело человека к мысли о //чете человеческой//. Было ли особенное намерение Божие ввести его в сию мысль или он вошел в нее, только следуя образам чувственного мира, сего вопроса Моисей не разрешает. По крайней мере, Бог оправдывается в сотворении опасной помощницы тем, что человек сам измыслил ее. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И нарече Адам имена всем скотом, и всем птицам небесным, и всем зверем земным. Адаму же не обретеся помощник подобный ему** Не невозможно человеку изобрести немногие имена и сохранить их в памяти, но превышает силы человеческого естества и трудно для него в один час изобрести тысячи имен, и последним из именуемых не дать имени первых. Человек мог дать многие имена многим родам гадов, зверей, скотов и птиц, но не наречь один род именем другого есть уже дело Божие, а если это сделано человеком, то сие дано ему от Бога. Если же Бог даровал человеку владычество, соделал его участником в творчестве, облек славой, дал ему Едемский сад, - что еще оставалось сделать, и чего еще не было сделано для того, чтобы человек тщательно хранил заповедь? Сказав о сотворении животных, об именах, данных им Адамом, Моисей обращается к повествованию о его сне и о том, как была взята у Адама кость и из нее создана жена, и говорит: **Адаму же не обретеся помощник подобный ему**. Под именем помощника разумеется Ева. Хотя помощниками человеку стали звери и скоты, но пригоднее для него был бы помощник из его же рода. И Ева, кроме попечения о делах домашних, кроме заботы об овцах, волах и стадах других животных, могла, по возможности, быть помощницей мужу в постройках, вязаниях и других художествах. Хотя животные находились в рабстве у человека, но в этом не могли оказывать ему помощи. Потому Бог сотворил ему такую помощницу, которая бы вместе с ним имела о всем попечение и во многом помогала ему. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Исаак Сирин ===== **И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему** См. Толкование на [[old:gen:02:19#prp_isaak_sirin|Быт. 2:19]] ===== Блж. Августин ===== **И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему** См. Толкование на [[old:gen:02:19#blzh_avgustin|Быт. 2:19]] ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== Паремия, положенная на вечерне в пяток первой седмицы Великого поста (Быт. 2:20–25, 3:1–20). В сей паремии содержится повествование о создании жены Адаму и о грехопадении их. **И нарече Адам имена всем скотом, и всем птицам небесным, и всем зверем земным. Адаму же не обретеся помощник подобный ему** Обозревая животных и нарекая им имена, **Адам** не встретил между ними ни одного, с которым бы мог разде­лить владычество над земными тварями, предстоявшие ему труды телесные, также мысли и чувства. Все это были неразумные и бессловесные существа, ни одного между ними не было похожего на человека. **Адам**, нарекая имена животным, произносил членораздельные звуки, в которые облекал свои мысли и суждения; но эти звуки замирали в воздухе без разумного на них отзыва, эти мысли оставались без обмена. Адам не мог не чувствовать своего одиночества и нужды в подобном ему существе. Чувство это могло в нем возбудиться с особенною силой под влиянием наблюдения, что животные, которых он рассматривал, сотворены по четам. При взгляде на эти четы естественно могло воз­никнуть в нем желание сожития с существом, не только подобным ему по природе, но и парным ему. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Севериан Габальский ===== **И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему** См. Толкование на [[old:gen:02:19#severian_gabalskij|Быт. 2:19]] ===== Лопухин А.П. ===== **И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему** //«И нарек человек имена всем скотам…»// Так как это наречение не было случайным, а основывалось на знакомстве с природой нарекаемых существ и по большей части заключало в своей основе указание на более характерное свойство будущего носителя того или другого имени, то оно свидетельствует о сравнительно высоком состоянии умственного развития первого человека. Кроме того, по толкованию святого Иоанна Златоуста, наречение Адамом животных указывало на его господство над ними ([[old:ps:008:06|Пс 8.6-7]]): //«у людей есть обычай полагать знак своей власти в том, что они, купив себе рабов, переменяют им имена; так и Бог заставляет Адама, как владыку, дать имена всем бессловесным»// (Иоанн Златоуст). //«но для человека не нашлось помощника…»// В этих словах звучит как бы тихая грусть первого человека, возбужденная сознанием своего полного одиночества на земле, и слышится явное и сильное желание его к восполнению недостающего, что милосердый Господь и не замедлил вскоре же осуществить. [<10>]