[<10>] ====== Толкования на Быт. 2:25 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились** Подумай о великом блаженстве (прародителей), как они были выше всего телесного, как жили на земле, будто на небе, и, будучи в теле, не терпели нужд телесных: не нуждались ни в крове, ни в доме, ни в одежде, и ни в чем другом подобном. Об этом сообщило нам божественное Писание не просто и не без намерения, но для того, чтобы мы, узнав о такой их беспечальной и безболезненной жизни, и об ангельском, так сказать, состоянии, когда увидим потом, что они всего этого лишились и из великого обилия ниспали в самую крайнюю бедность, приписывали это их беспечности. Впрочем, надобно выслушать самое чтение. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 16.//** ---- После помазания елеем остается войти в купель святых вод. После снятия с тебя одежд священник сам сводит тебя в текущие воды. Почему обнаженным? Чтобы напомнить тебе о первоначальной наготе, когда ты был в раю и не стыдился. Как сказано в Писании: **И были Адам и Ева наги и не стыдились**, пока не облеклись в одеяние греха, отягченное многим стыдом. //**Заключительное огласительное слово.**// ---- Эдем значит – земля; Адам – земной, перстный, из земли рожденный. Для чего же Бог так назвал его? Этим име­нем Он хотел напомнить ему ничтожество природы его, и на имени, как бы на медном столпе, выставить низость его про­исхождения, чтобы имя учило его смиренномудрию, чтобы не слиш­ком много думал он о своем достоинстве. Мы, уже по самому опыту ясно знаем, что мы – земля, а он не видал, что­бы кто-либо прежде его умер и обратился в прах, но пре­красно было тело его, и сияло подобно золотой статуе, только что вынутой из горна. **//Беседа к роптавшим на продолжительность поучений.//** ---- Действует устав, возглашается закон. Всех стыдится мужчина, кроме своей жены; всех стыдится женщина, кроме своего мужа. Это, сказал я, по за­кону. Причина же, почему первые люди не стыдились наготы, заключалось в том, что они облечены были в бессмертие, одеты славою. Слава не дозволяла им видеть себя нагими; она при­крывала наготу. **//Беседа о пятом дне творения.//** ===== Свт. Григорий Нисский ===== **И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились** Дар воскресения обещает нам не что иное, как восстановление падших людей в первоначальное состояние; ибо эта ожидаемая благодать есть возвращение к первоначальной жизни, изгнанного из рая снова в него вводящее. Поэтому если жизнь восстанавливаемых имеет сродство с жизнью ангелов, то очевидно, что жизнь до преступления [Адама и Евы] была неким подобием жизни ангельской. Потому и возвращение к первоначальной нашей жизни [в раю] уподоблено ангелам [по образу жизни]. //**Об устроении человека.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились** Состояние невинности Моисей описывает с естественной и нравственной стороны. **Нагота** первых человеков, рассматриваемая в естественном отношении к телу, показывает, что оно, по бессмертной крепости своей, не требовало никакой защиты от действия внешних сил, а по красоте — никаких посторонних украшений. **Нагота**, приемлемая в нравственном отношении и чуждая **стыда**, есть знамение внутренней и внешней чистоты. Стыд есть ощущение действительного или воображаемого, но приметного недостатка в совершенстве или в красоте: следственно, тогда может иметь место стыд наготы, когда она открывает действительно или приводит на мысль некоторое несовершенство или безобразие, которое как не может быть делом Божиим, то, без сомнения, есть следствие нравственной порчи. Обыкновенное действие стыда есть желание скрываться, но сие желание свойственно делам тьмы, а не делам света. Из сего видно, что нагота первых человеков есть такое состояние, в котором они, ходя во свете и истине, ничего не имели скрывать от Бога и своей совести; что наша одежда есть памятник грехопадения; стыдливость — род покаяния, а бесстыдство — нераскаянности и закоснения. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И беста оба нага, Адам же и жена его, и не стыдястася** Потом Моисей говорит: **И беста оба нага, Адам же и жена его, и не стыдястася**. Не стыдились они не как не знавшие, что такое стыд, - ибо если бы они явились детьми, как говорят некоторые, то Писание не говорило бы, что были они наги и не стыдились. Не сказало бы также: **Адам же и жена его**, - если бы они были не в совершенном возрасте. Имена, нареченные Адамом, достаточно удостоверяют нас в его мудрости. Сказанное же: //делати... и хранити// рай, - дает нам знать о его телесной крепости. И заповедь, данная прародителям, свидетельствует о зрелом их возрасте; преступление же заповеди показывает превозношение их. Не стыдились же они потому, что облечены были славой. Но когда после преступления заповеди эта слава была отнята от них, они устыдились того, что стали наги, и с поспешностью устремились оба прикрыть листьями не тела свои, но срамоту свою. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Авва Дорофей ===== **И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились** Когда Бог в начале сотворил человека, Он поместил его в раю, исполненном всяческого совершенства, как повествует Священное Писание, дав ему заповедь не вкушать от древа, находившегося посреди рая. Человек пребывал в райском блаженстве, молитве, созерцании, во всей славе и чести, имея чувства неповрежденными и живя в раю в согласии с природой и будучи совершенным. Ведь Бог сотворил человека по подобию Своему, то есть бессмертным, с собственной волей, украшенным любой добродетелью. Когда же человек нарушил заповедь и вкусил от древа (ведь Господь не велел ему этого делать), тогда человек и был изгнан из рая. И изгнан был оттуда плотью (равно как ранее пребывал в раю своим существом), то есть в грехе, тщеславии, тяге к жизненным удовольствиям и остальным страстям. Они начали господствовать над ним, поскольку человек поработил себя своим страстям из-за нарушения заповеди. //**Поучения.**// ===== Блаж. Августин ===== **И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились** Не потому написано: **И оба были наги и не стыдились**, что им не была известна их нагота, но потому, что нагота еще не была гнусной, ибо вожделение еще не приводило в движение известные члены вопреки воле и плоть еще не явила свидетельства неповиновения человека. //**О граде Божием.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== **И беста оба нага, Адам же и жена его, и не стыдястася** Нагота располагает к стыду вследствие ощущения бес­порядочных движений в теле и также вследствие предпо­ложения, что в зрителе она возбуждает нечистые мысли. Адам и Ева, пока не преступили заповеди Божией, не ощущали в себе беспорядочных чувственных движений и, смотря друг на друга, не допускали в себе нечистых мыс­лей. Ум их был так светел, что его не помрачали похоти: любовь их к Богу была так чиста, что легко устраняла от их сердец чувственное пристрастие друг к другу. Половые их отношения были неукоризненного свойства, потому что имели целию не удовлетворение похоти, а исполнение благословения Божия: «плодитесь и размножайтесь». По­сему ни в себе не ощущая ничего нечистого, ни друг друга не подозревая в нечистых мыслях, возбуждаемых в греш­нике воззрением на чужую наготу, они не имели причин стыдиться своей наготы. Таково было состояние невиннос­ти первых людей. Сколько времени оно продолжалось, неизвестно. Далее следует повествование об искушении первых людей змием и о грехопадении их [[old:gen:03:01|(Быт. 3:1-20)]]. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились** //«И были оба наги… и не стыдились…»// До грехопадения первые люди не имели нужды в одежде и не были знакомы с ощущением стыда, который есть уже плод греха ([[old:gen:03:07|Быт 3.7]]; [[new:rim:06:21|Рим 6.21]]). Все духовные и физические силы первых людей находились в такой чудной гармонии и были так уравновешены, что естественный вид телесной наготы не пробуждал в них никаких нечистых мыслей и грязных пожеланий; а их физическая природа была настолько вынослива и крепка, что не нуждалась ни в каких средствах защиты от атмосферических влияний. [<10>]