[<10>] ====== Толкования на Быт. 3:10 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся** Откуда у тебя сознание наготы? Скажи Мне, что это за новость и странность? Кто мог бы когда-либо сказать тебе это, если бы ты сам себе не причинил такого стыда, если бы не вкусил от того одного дерева, от которого Я заповедал тебе не вкушать? Обрати внимание на человеколюбие и крайнее незлобие Господа. Он мог тотчас, даже не удостоив ответом сделавшего такой грех, подвергнуть его наказанию, которое Он наперед уже определил за преступление, однако долго терпит, медлит, вопрошает и выслушивает ответ, и опять спрашивает, как бы вызывая виновного к оправданию, чтобы, при открывшемся случае, показать ему Свое человеколюбие и после такого преступления. Чрез это Он внушает нам, чтобы мы, судя виновных, не обращались с ними грубо и не выказывали в отношении к ним зверской жестокости; но проявляли бы свое великодушие и снисходительность, как бы производя суд над своими членами, и памятуя, что они одной с нами природы, растворяли бы наказание человеколюбием. Не без намерения божественное Писание употребило такую снисходительность (в словах); грубостью речи оно учит нас человеколюбию Божию и возбуждает, ревность к тому, чтобы подражать благости Господа по мере сил человеческих. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 17.//** ---- Почему убоялся? Почему скрылся? Убоялся я вслед­ствие преступления; скрылся по причине наготы. Поистине слова преступника вызывают слезы. **«Голос Твой я услышал»**, – тот вожде­ленный голос, тот даровавший мне все голос, тот даровав­ший и уготовавший мне блага голос. **«Голос Твой я услышал»**. Я подумал, какой голос отверг я, какой голос презрел; **«и убоялся»**, преступив заповедь такого Владыки, **«я наг, и скрылся»**. **//Беседа о шестом дне творения.//** ---- См. Толкование на [[old:gen:03:09#svt_ioann_zlatoust|Быт. 3:9]] **//Слово на начало Святой Четыредесятницы.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся** Адам издалека узнает //глас ходящего Бога// или по внушению своей совести, или, вероятнее потому, что сей глас был известен ему из прежних подобных явлений. ...Желание //скрыться от Бога// представляет в прародителях поразительный пример смущенного грешника, пред которым яснейшие понятия, каково есть понятие о вездеприсутствии и всеведении Божием, затмеваются как бы в сновидении и который не столько лишается, сколько сам себя лишает света [[new:in:03:20|(Ин. 3:20)]]. ...Потом [Адам] признает свою наготу, и такую наготу, которая не только приводит его в стыд, но и в страх и заставляет не только покрывать некоторые части тела, но и совершенно скрываться, однако не спешит открыть ее причину. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Симеон Новый Богослов ===== **Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся** См. Толкование на [[old:gen:03:09#prp_simeon_novyj_bogoslov|Быт. 3:9]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 10-12 **И рече Ему: глас слышах Тебе ходяща в раи, и убояхся, яко наг есмь, и скрыхся. И рече ему Бог: кто возвести тебе, яко наг еси, аще не бы от древа, егоже заповедах тебе сего единаго не ясти, от него ял еси? И рече Адам: жена, юже дал еси со мною, та ми даде от древа, и ядох** **Глас Твой слышах... и убояхся... и скрыхся**, потому что умолчал о том, что следовало сказать, а вместо этого говорил о том, чего не нужно было. Вместо того, чтобы признаться, что сам сделал, что стало бы для него куда полезнее, Адам пересказывает, что происходило в нем, то есть говорит о бесполезном для него. Бог говорит ему: **кто возвести тебе, яко наг еси, аще не бы от древа, егоже заповедах тебе... от него ял еси**. Наготу свою увидел ты зрением, какое дано тебе древом, обещавшим тебе зрение божественное. Но Адам не исповедует своей вины, обвиняет же подобную себе жену: **жена, юже дал еси со мною, та ми даде от древа, и ядох**, - не я приблизился к древу, но моя рука простерлась к запрещенному плоду. Потому и апостол говорит, что не Адам согрешил, но Ева преступила заповедь [[new:1tim:02:14|(1 Тим. 2:14)]]. Но если Бог дал тебе, Адам, жену, то дал для того, чтобы помогала тебе, а не вредила, находилась у тебя в подчинении, и не повелевала тобой. //**Толкование на Книгу Бытия.**// См. также Толкование на [[old:gen:03:08#prp_efrem_sirin|Быт. 3:8]] ===== Блаж. Августин ===== Ст. 10-12 **Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел** Адам ответил, что скрылся, услышав голос Бога, потому, что был **наг**. Ответил он так в силу жалкого заблуждения - словно он мог быть неугодным Богу нагим, каковым Бог Сам сотворил его: ведь заблуждающемуся свойственно считать, будто неугодное ему неугодно также и Богу. Но следует понять возвышенным образом изреченное Господом: **Кто сказал тебе, то ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?** Ранее Адам был обнажен от притворства, но облекался божественным светом. Отвратившись же от него и обратившись к самому себе (это и значит есть от запретного дерева), он увидел свою наготу и устыдился того, что не имел ничего своего. ...Следуя обыкновению гордыни, Адам не себя обвинил за то, что послушался жены, но переложил на жену свою вину и так хитро уничижил себя, что попытался обвинить в своем прегрешении самого Бога. Ибо он не просто сказал: «Жена дала мне», но: **Жена, которую Ты мне дал, она дала мне**. Ничто так не свойственно грешникам, как желание переложить на Бога вину за любые свои прегрешения. При этом гордыня проявилась в том, что Адам согрешил из желания стать равным Богу, то есть свободным от Его господства, как и Он свободен от всякого господства над Собою, ибо Сам есть Господь всего. Но и не сумев сравняться с Богом в величии, уже поверженный и простертый в грехе, Адам вздумал выставлять себя равным Богу. //**О Книге Бытия против манихеев.**// ---- Не испытав Божественной суровости, Адам мог обмануться, сочтя это преступление извинительным. Поэтому, хотя он и не прельстился тем, чем прельстилась жена, он обманулся относительного того, как будут приняты слова, сказанные им впоследствии: **Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел**. Но чего же более? Пусть не оба они были обольщены, но оба были уловлены грехом и запутались в дьявольских тенетах. //**О граде Божием.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== **И рече ему** [Адам] **глас слышах Тебе ходяща в раи, и убояхся, яко наг есмь, и скрыхся** Звук **голоса**, услышанный Адамом, был тот же, к како­му привык Адам до падения: **голос** этот, по-прежнему, звучал благостию и любовию. Адам не мог не отозваться на него, не мог отвечать на него упорным молчанием: ожесточение еще не проникло в его душу, и страх право­судия еще не породил в ней отчаяния. Но вместе с сим в ответе Адама сказалась сила греха. **Убояхся**, говорит он, **яко наг есмь**. Грешник боится показать Богу свою **наготу**. Но как он мог признавать себя нагим, когда прикрыл **наготу** смоковным листвием? Видно, это прикрытие не истребило в нем чувства стыда; видно, оно не прекратило тех непра­вильных движений в теле, которыми возбуждено это чув­ство. Их он стыдится пред женою, тем стыднее ему в присутствии Бога. Но он стыдится только следствий пре­ступления заповеди Божией, а не самого этого преступле­ния. Грешник признается только в том, «чем» он стал, а не в том, «от чего» он стал таким. Как неполно такое призна­ние! – **"И скрыхся"**. Грешник не хочет иметь свидетелем своего смущения Того, пред кем вся нага и объявлена. Это свидетельствует и о силе смущения, и о силе греха, могу­щего смутить душу до некоторого помрачения в ней мысли о всеведении Божием. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся** //«голос Твой я услышал..., и убоялся… потому что я наг...»// Вместо искреннего и чистосердечного раскаяния, Адам прибегает к ложным извинениям - самооправданию, чем, конечно, только усиливает тяжесть сей вины. [<10>]