[<10>] ====== Толкования на Быт. 3:11 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть** Откуда бы ты, говорит, мог узнать это и покрыться таким стыдом, если бы не предался крайней невоздержности и не пренебрег Моею заповедью? Обрати, возлюбленный, внимание на преизбыток благости Божией: Он ведет с ним (Адамом) речь, как друг с другом, и упрекает его за нарушение Своей заповеди. **«Кто возвести тебе, яко наг еси, аще не бы от древа, егоже заповедах тебе сего единого не ясти, от него ял еси»**? Не мало силы заключается и в словах: **«сего единого»**. Разве, говорит, Я стеснил тебя в наслаждении (удовольствиями райскими)? Разве не дал Я тебе полной свободы и не отдал во власть всего, что есть в раю, заповедав воздерживаться от одного только дерева, чтобы ты видел, что находишься под Владыкою и должен оказывать некоторое послушание? Что же за беспечность такая, что ты, имея столько наслаждений, не мог воздержаться от одного этого (дерева), но так скоро нарушил данную Мною заповедь и подверг себя стольким бедствиям? Какую получил ты пользу? Не говорил ли Я об этом наперед? Не удерживал ли и не предохранял ли страхом наказания? Не сказал ли, что произойдет с вами? Не для того ли запретил вам вкушать (от древа), чтобы вы не подверглись этим (бедствиям)? Кто даст тебе прощение, когда ты после стольких предостережений оказался столь невнимательным? Не заповедал ли Я обо всем, как отец возлюбленному чаду, и не внушил ли – от других дерев вкушать, а от того удерживаться, дабы не потерять тебе всех своих благ? Но ты признал конечно совет другого добрым и даже более достойным доверия, чем Мою заповедь, и сделал это, надеясь достигнуть большего; презрев Мои повеления, дерзнул вкусить от дерева. Вот ты собственным опытом познал, как пагубен этот совет. Видите человеколюбие Судии? Видите несказанную Его кротость и незлобие? Видите снисхождение, превосходящее всякое слово и мысль? Видите, как вопросом и словами: **«Кто возвести тебе, яко наг еси, аще не бы от древа, егоже заповедах тебе сего единого не ясти, от него ял еси»**? – (Бог) хочет открыть ему двери к оправданию, чтобы явить такому грешнику Свое человеколюбие. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 17.//** ---- Бог продолжает ободрять. **«Кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?»**. Бог как бы говорит: не сделал ли ты именно того, что Я запретил? Смотри, как Бог спрашивает, как будто не ведая. Не съел ли ты от того дерева, от которого Я заповедал тебе не есть? И смотри на человеколюбие Божие. **«Кто сказал тебе?»** Бог продолжает беседу для того, чтобы уничтожить страх и возбудить смелость, так как Адам замечал, что в словах Божиих нет ни­чего жестокого, ничего сурового, ни унижения, ни укоров. Учи­телем для тебя служит обыденный опыт. Когда провинив­шийся раб приходит к господину, то с первых же слов его или ободряется, или впадает в страх. Если господин начнет сердиться, обзывать его вором, подлецом, заслужива­ющим тысячи казней, он падает духом; если услышит от него такие укоры: «несчастный, как это с тобой случилось? Зачем ты согрешил?», он тотчас же приободряется, стано­вится смелым, после того как видит, что господин, не как господин, наказывает его, а наставляет, как учитель. Так и Бог. **«Кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?»** Много ли я запретил тебе? Одно единственное запретил только, и то не по зависти, а заботясь о тебе. **«Кто сказал тебе, что ты наг?»** Адам не сказал в ответ ничего постыдного; не ответил: не знаю. **//Беседа о шестом дне творения.//** ---- См. Толкование на [[old:gen:03:09#svt_ioann_zlatoust|Быт. 3:9]] **//Слово на начало Святой Четыредесятницы.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть** Бог по снисхождению приемлет на Себя образ неведения для того, чтобы уменьшить смятение, ощущаемое грешниками от Его присутствия, и для того, чтобы не строгостью принужденное исторгнуть из них признание, но кротостью побудить их к искреннему и спасительному покаянию. По сему же обличение и продолжается, и совершается также вопрошениями: **кто тебе сказал, что ты наг?** ...Второе [вопрошение] приводит мужа к самому исповеданию греха: //ел// [[old:gen:03:12|(Быт. 3:12)]]. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Симеон Новый Богослов ===== **И рече ему Бог: кто возвести тебе, яко наг еси, аще не бы от древа, егоже заповедах тебе сего единаго не ясти, от него ял еси** См. Толкование на [[old:gen:03:09#prp_simeon_novyj_bogoslov|Быт. 3:9]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И рече ему Бог: кто возвести тебе, яко наг еси, аще не бы от древа, егоже заповедах тебе сего единаго не ясти, от него ял еси** См. Толкование на [[old:gen:03:10#prp_efrem_sirin|Быт. 3:10]] ===== Блаж. Августин ===== **И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть** См. Толкование на [[old:gen:03:10#blazh_avgustin|Быт. 3:10]] ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== **И рече ему** [Адаму] **Бог: кто возвести тебе, яко наг еси, аще не бы** (точнее с еврейск. разве) **от древа, егоже заповедал тебе сего единаго не ясти, от него ял еси?** Грешник признает свою наготу, или срамоту, но не открывает ее причины. Господь хочет привести его к со­знанию того преступления, которое послужило первона­чальною причиной его срамоты. Бог не прямо обличает Адама в сем преступлении, а только вопрошает его: разве он ел от плодов запрещенного древа? – вопрошает для того, чтобы дать ему возможность искренним ответом сво­бодно осудить самого себя в грехе. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть** //«не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил...» // Божественное милосердие неизреченно: как бы идя навстречу ложной стыдливости и греховной косности человека, Бог сам предположительно называет его вину; последнему оставалось только, подобно блудному сыну евангельской притчи, из глубины сокрушенного сердца воскликнуть: //«я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим»//. Но человек, по действию греха, оказался неспособным этим непосредственным покаянием восстать от своего падения. [<10>]