[<10>] ====== Толкования на Быт. 3:13 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела** После того, как всеблагий Господь довольно побеседовал с Адамом и тот сделал признание во грехе, сложив, как он думал, вину на жену, – смотри, какое опять употребляет (Господь) снисхождение, как удостаивает и жену ответа пред Собою. **«Рече**, – сказано, – **Бог жене: что сие сотворила еси?»**. Ты слышала, говорит, что муж слагает вину на тебя и все приписывает тебе, которая дана ему в помощь и для того создана, чтобы доставлять ему утешение, какое только можешь, как подобная ему и имеющая общую с ним природу. Зачем же ты это сделала, жена? Для чего стала и для себя и для мужа виновницею такого стыда? Какая вышла тебе польза от такого невоздержания? Какая тебе прибыль от обольщения, которому ты поддалась добровольно и в котором сделала участником и мужа? Что же жена? **«Змий прельсти мя**, – отвечала она, – **и ядох»**. Смотри, и она объята великим страхом и оправдывается в совершенном грехе. Как муж думал сложить вину на свою жену, говоря: жена принесла и дала мне, и я ел, – так и она, не находя никакого убежища, признается в сделанном и говорит: **«змий прельсти мя, и ядох»**. Это злое, говорит, животное причинило нам такую погибель; его пагубный совет поверг нас в такой стыд, оно обольстило меня, и я ела. Не пройдем, возлюбленные, этих слов без внимания, но рассмотрим тщательно, чтобы получить нам отсюда великую пользу. Суд здесь страшный и полный ужаса, и надобно выслушать внимательно все, что ни говорится, собрать из этого великое сокровище для ума. Смотри, и муж говорит: **«жена, юже дал еси со мною, та ми даде, и ядох»**. Нет никакого принуждения, никакого насилия, видно произволение и решимость: только **«даде»**, не принудила, не заставила насильно. И жена опять в свое оправдание не сказала: змий принудил меня, **«и ядох»**, – но что? **«Змий прельсти мя»**; а уступить или не уступить обольщению было в ее власти. **«Змий**, – говорит, – **прельсти мя»**. И точно, враг нашего спасения, действовавший и давший совет посредством этого лукавого животного, обольстил (жену), т. е. не принудил и не заставил насильно, но привел в дело обман свой чрез гибельный совет, так как нашел, что жена легко может принять обман, не заслуживающий никакого извинения. Змий **«прельсти мя, и ядох»**. Смотри же, как всеблагий Господь довольствуется их словами и ничего более не принуждает их говорить. Ведь и об этом Он спрашивал не потому, чтобы не знал: Он знал, и совершенно знал, но для того, чтобы показать Свое человеколюбие, Он снисходит к их немощи и призывает их к исповеданию греха. Поэтому Он больше ни о чем и не спрашивает. Надлежало знать и вид обмана; но чтобы нам показать, что вопрос (жене и мужу) сделан не по незнанию, Бог удовлетворяется тем, что сказано ими. Сказав: **«змий прельсти мя, и ядох»**, жена этим указала на то гибельное внушение, которое она приняла от диавола чрез змия, т. е. что после вкушения //«будете яко бози»//. Видели вы, с какою тщательностью был вопрошаем Адам? С каким снисхождением введена в судилище и жена? Как оба они оправдывались? Посмотрите теперь и на преизбыток несказанного человеколюбия Судии. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 17.//** ---- И посмотри: подобно тому как судья, если примет оправдание, представляемое подсудимым, более уже не допрашивает его, а переходит к другому, почему тот ободряется и говорит тогда: «допрос мой кончен», так и Бог оставляет Адама, чтобы освободить его от страха, и обращается к жене: **«что ты это сделала?»** Жена отвечает: **«змей обольстил меня, и я ела»**. Так как она сказала совершенную правду, то Бог не порицает правдивого ее извинения и оставляет ее без дальнейшего допроса. Он не сказал ей: и тот змей именно заслужил веры больше, чем Я? Он обещал бого­равенство, а причинил смерть. Однако Бог не судит ее тот­час же; нет, Он щадит ее, как слабый сосуд, и перехо­дит к змею, дабы показать Адаму и Еве, что переходит к виновнику (преступления). **//Беседа о шестом дне творения.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела** Обличение продолжается, и совершается также вопрошением: **что ты это сделала?** …Третье [вопрошение] приводит жену к самому исповеданию греха: **ела**. …Жена в свою очередь слагает часть вины своей на змия: **змей обольстил меня**. …Только змий не вопрошается; и сие потому, что Бог не провидит в нем покаяния. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 13-15 **И рече Господь Бог жене: что сие сотворила еси? И рече жена: змий прельсти мя, и ядох. И рече Господь Бог змию: яко сотворил еси сие, проклят ты от всех скотов и от всех зверей земных: на персех твоих и чреве ходити будеши, и землю снеси вся дни живота твоего: и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем тоя: той твою блюсти будет главу, и ты блюсти будеши его пяту** Когда же Адам не захотел исповедать своей вины, тогда Бог обращается с вопросом к Еве и говорит: **что сие сотворила еси**? И Ева, вместо того, чтобы умолять со слезами и принять на себя вину, как бы не желая исходатайствовать прощения себе и мужу, не говорит, какое обещание дал ей змий и чем убедил ее, а говорит же просто: **змий прельсти мя, и ядох**. Когда оба были спрошены, и открылось, что не имеют они ни покаяния, ни истинного оправдания, тогда обращается Бог к змию, но не с вопросом, а с определением наказания. Ибо где было место покаянию, там поставлен вопрос, а кто чужд покаянию, тому изречен прямо приговор суда. А что змий не мог принести покаяния, то уразумеваем из слов Бога:** яко сотворил еси сие, проклят ты от всех скотов**, - причем тут змий не говорит, что не сделал этого (искушения), ибо боится солгать, но не говорит также, что сделал, потому что ему чуждо покаяние. **Проклят ты от всех скотов**, - потому что ввел в обман поставленных владыками над всеми скотами. И поскольку ты хитрее всех зверей, то будешь проклят **и от всех зверей земных... и на чреве твоем ходити будеши**, - ибо жену подверг ты болезням рождения.** Землю снеси вся дни живота твоего,** потому что Адама и Еву лишил плодов древа жизни. **И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между Семенем тоя**, потому что жену и рождаемых ею ввел ты в обман и поработил смерти своей коварной любовью. Объясняя вражду, которая полагается между змием и женой, между семенем змия и Семенем жены, Бог говорит: **Той твою сотрет главу**, - ту главу, которую желал ты освободить от рабства Семени ее, а ты будешь поражать его (змия) не в слух, но в пяту. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Авва Дорофей ===== **И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела** О, братья мои, что творит чрезмерная гордость? И чем же сильно смиренномудрие? Какая была необходимость в таком завершении [событий]? Ведь если бы [Адам] изначально смирился и послушался Бога и сохранил бы заповедь, то не был бы изгнан [из рая]. Ведь из-за преступного поступка он получил возможность покаяться и сожалеть [о содеянном], но выя его осталась гордой. Сказал же [Бог]: «//Адам, где// же //ты//?», и в ответ [услышал]: «От воздаяния славы [Тебе] пришел к творению греха». И потом спросил его [Господь]: «Чем же ты согрешил? Какой преступил запрет?» Он как бы увещевает его ответить следующим образом: «Согласен [что согрешил]». - И где же это согласие? Ни смирения, ни покаяния, наоборот, [Адам] возражает: «//Жена дала мне// его [плод с дерева]». Он не говорит: «Жена моя соблазнила меня», но: «//Жена дала мне// его», словно это сказал кто-то другой: «[Плод] очутился у меня случайно». Случилось, братья, так, будто бы человек оказался не в силах бранить самого себя и скорее поспешил оправдаться перед Богом. Затем [Бог] начал об этом [спрашивать]: «А почему ты-то не сохранил заповедь?» Сказал это, будто подразумевал следующее: «Скажи же, что согласен, поскольку смирилась душа твоя и ты просишь прощения». Но снова [Адам] не соглашается и говорит: «Змей соблазнил меня», как если бы кто и согрешил, но у него было [уважительное] обстоятельство». Что вы делаете, несчастные [Адам и Ева]? Отбросили всякое покаяние, совершаете ошибку, стыдитесь своей наготы. Никто из них не удостоил порицания самого себя, ни один не обладал даже малым смирением. Итак, обратите внимание на то, где постановление [закона] нас предупреждает: вот откуда и какое зло вынудило нас осуждать друг друга и следовать [в этом] друг другу, проявлять собственную волю; вот каковы плоды ненавистной Богу гордости. //**Поучения.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== **И рече Господь Бог жене: что сие сотворила еси? И рече жена: змий прельсти мя, и ядох** Жена в ответе на вопрос Судии подражает мужу: вину свою она слагает на змия, не рассуждая, что змий потому обольстил ее, что встретил в ней не сопротивление, а со­чувствие к его льстивым внушениям. – Допрос кончен. Следует приговор сперва змию, потом людям. Змию сделан приговор без предварительного допроса, потому что целию допроса могло быть только приведение виновного к рас­каянию, которое немыслимо в змие-искусителе, т. е. диа­воле. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела** //«змей обольстил меня...»// В ответе жены, хотя и не отрицается сам факт нарушения заповеди, но точно также слагается ответственность за него и переносится на другого. Это самооправдание падших прародителей - очень характерная черта всех упорных грешников, свидетельствующая об их нравственном огрубении. Сам факт прельщения жены змием удостоверяется в Священном Писании очень легко ([[new:2kor:11:03|2 Кор. 11:3]]; [[new:1tim:02:14|1 Тим. 2:14]]). [<10>]