[<10>] ====== Толкования на Быт. 3:17 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 17-18 **Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою** И отсюда открывается великое и несказанное попечение Господне о человеке; но выслушаем внимательно каждое слово. **«Адаму же рече: яко послушал еси гласа жены твоея, и ял еси от древа, егоже заповедах тебе сего единого не ясти, от него ял еси»**. Так как ты, говорит, послушал жены своей и вкусил от дерева, ее совет предпочел Моей заповеди, и не захотел воздержаться от одного только того дерева, от которого Я заповедал тебе не есть (Я повелел тебе воздерживаться не от многих дерев, а от одного только, а ты не воздержался и от него, но, забыв Мои заповеди, послушал жены), то за это на самом деле узнаешь, какое ты сделал зло. **«Адаму же рече Бог: яко послушал еси гласа жены твоея, и ял еси от древа, егоже заповедах тебе сего единено не ясти, от него ял еси»**. Так как ты, говорит, показал такую беспечность касательно соблюдения данной Мною заповеди и не воспользовался ни страхом, ни предварительным Моим объявлением того, что должно произойти с вами за вкушение, но дошел до такого нечестия, что, при таком (обилии) наслаждений, не мог удержаться от одного дерева, то поэтому **«проклята будет земля в делех твоих»**. Смотри на человеколюбие Господа как (неодинаково) Он наказывает змия и это разумное животное (человека). Тому говорит: //«проклят ты от земли»//; а этому не так; как же? – **«проклята земля в делех твоих»**. И справедливо. Так как земля создана для человека, чтобы он мог наслаждаться плодами ее, поэтому теперь Бог, за человека же, так согрешившего, налагает на нее проклятие; и так как наложенное на землю проклятие лишило человека покоя и благополучия, то **«проклята**, – говорит, – **земля в делех твоих»**. Потом, чтобы ты знал, что значит: **«проклята»**, прибавил: **«в печалех снеси тую вся дни живота твоего»**. Смотри, каждое наказание распростирается на весь век, чтобы не только они (прародители) получили от этого пользу, но и последующие роды познавали из этого, за что постигло их это наказание. **«В печалех**, – говорит, – **снеси тую вся дни живота твоего»**. Потом, еще точнее определяя вид проклятия и причину печали, прибавил: **«терния и волчцы возрастит тебе»**. Вот памятники проклятия! Терния, говорит, произрастят и волчцы. Я сделаю, что ты будешь переносить тяжкий труд и заботу, и в печали проводить всю жизнь, чтобы это было для тебя уздою, чтобы ты не мечтал о себе свыше своего достоинства, но постоянно помнил бы о своей природе, и впредь никогда не допустил себя до подобного обольщения. **«И снеси траву селную. В поте лица твоего снеси хлеб твой»**. Смотри, как после преслушания у него все стало не так, как в прежней его жизни! Я, говорит, вводя тебя в этот мир, хотел, чтобы ты жил без скорби, без труда, без забот, без печалей, чтобы ты был в довольстве и благоденствии и не подлежал телесным нуждам, но был чужд всего этого и пользовался совершенною свободою. Но так как тебе не была полезна такая свобода, то Я и прокляну землю так, что она впредь уже не будет, как прежде, давать плодов без посева и возделания, а только при большом труде, усилии и заботах; подвергну тебя постоянным скорбям и печалям, заставлю все делать с изнурительным напряжением, чтобы эти мучительные труды были для тебя всегдашним вразумлением вести себя скромно и знать свою природу. И это будет не на малое или краткое время, но продолжится во всю жизнь твою. //**Беседы на книгу Бытия. Беседа 17.**// ---- А ты, возлюбленный, и в том усматривай неизреченное человеколюбие Божие, что Адам всецело нарушил заповедь и преступил закон, а Бог, человеколюбивый и побеждающий благостию наши прегрешения, не всю честь отнял (у него) и не совсем лишил его владычества, но тех только животных изъял из-под власти его, которые не особенно полезны ему для жизни, а тех, которые необходимы и полезны и много способствуют нашему благоденствию, оставил в подчинении и покорности. Так Он оставил стада волов, дабы могли мы тащить плуг, орать землю, и сеять семена; оставил и виды подъяремных, дабы они помогали нам в трудах при перенесении тяжестей; оставил стада овец, дабы иметь нам достаточные средства к одеянию; оставил и другие роды животных, приносящих нам великую пользу. Так как Он, определяя человеку наказание за преслушание, сказал: //«в поте лица твоего снеси хлеб твой»// [[old:gen:03:19|(Быт.3:19)]], то, чтобы этот труд и пот не был невыносим, (Бог) облегчил тягость и обременительность его множеством бессловесных, помогающих нам в труде и работе. Он поступил точно так, как милостивый и попечительный господин, который, наказав своего раба, прикладывает врачество к ранам. Так и Бог, наказав согрешившего, всячески хочет облегчить это наказание: осудил нас на постоянный труд и пот, но для облегчения труда дал нам множество бессловесных. Значит, и то, что Он дал честь, и то, что опять отнял ее у нас, и то, что навел на нас страх зверей, и все прочее, если только рассматривать тщательно и добросовестно, свидетельствует о великой мудрости, о великой заботливости, о великом человеколюбии Божием. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 9.//** ---- Так как человек выказал непослушание, Бог лишил его той [райской] жизни и обуздал его гордыню, чтобы она не слишком превозносилась. Он осудил человека на скорбь и бедствие, только сказав ему: «Избыток своеволия и безнаказанность привели тебя к непослушанию и заставили забыть Мои заповеди. Безделье расположило тебя к тому, чтобы много возомнить о своем естестве... Поэтому осуждаю тебя на скорбь и бедствие, чтобы ты, возделывая землю, непрестанно помнил и о непослушании, и о ничтожности собственного естества». //**Огласительные слова к просвещаемым.**// ---- Опять благословлен­ный не подвергается проклятию, а проклинается земля. Один со­грешил, другая терпит казнь. Подобно тому как Евино про­клятие, а лучше сказать – наказание (потому что это было не про­клятие, а исправление), – итак, как Евино наказание: //«в болезни будешь рождать детей»// пребывает доселе (потому что всякая женщина рождает с болезнями), так точно и Адамово: **«проклята земля за тебя»**. Мы делаем беззакония, а земля несет казнь. Мы грешим, а земля подвергается проклятию. Бог щадит создание, как свободорожденного сына, и наказывает землю, как его воспитателя (раба). **«Проклята земля за тебя»**. Смотри не на природу, а на благодать Божию. Не сказал Бог: **«проклята земля»**, потому что, оставаясь проклятою, она не прино­сила бы плода. Подобно тому как Христос сказал смоковнице: //«да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла»// [[new:mf:21:19|(Мф.21:19)]], так сталось бы и с землею. Потому Бог говорит: **«за тебя»**. Когда я грешу, земля подвергается казни; когда пре­успеваю в добре, Бог благословляет ее. И заметь дивную вещь. Когда Бог сотворил землю, море, птиц, гадов, зверей, человека, то все благословил, но плодов не благословил, по­скольку знал, что земле предстоит это самое наказание, именно, чтобы она оставалась безплодной, когда люди грешат, и полу­чала плодородие, когда они делают правду. Бог не благословил плодов, потому что дар был бы непреложен. **//Беседа о шестом дне творения.//** ---- О, страшное проклятие, ужаснувшее все видимое и невидимое! О, прещение, которого бесконечные века не изгладят. О, наказание, которого сила и в долговременном существова­нии мира не ослабляется! О, слово, которого цари и правители, богачи и бедняки боятся и трепещут! **//Слово на начало Святой Четыредесятницы.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей** См. Толкование на [[old:gen:03:16#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 3:16]] ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== Ст. 17-19 **В поте лица твоего снеси хлеб твой, дондеже возвратишися в землю, от неяже взят ecи. Проклята земля в делех твоих: в печалех снеси тую вся дни живота твоего. Терния и волчцы возрастит тебе, и снеси траву селную** Таково определение, произнесенное Богом над падшим человеком. Не престает исполняться оно по вселенной видимой; не престает исполняться оно и таинственно в душе каждого служителя Божия. Вместо райского наслаждения предоставлено ему поприще покаяния; **землею** изображен весь человек, преимущественно же его сердце; **терниями и волчцами** — страсти; **печалию** назван плач со всеми отраслями его и начальными причинами; **хлебом** — спасение. Хлеб этот добывается в поте лица, то есть с великим трудом душевным и телесным, при многочисленных скорбях и лишениях. Подвиг покаяния и борьбы со страстями предначертан пожизненный. **//Приношение современному монашеству.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей** Осуждение мужа требовало большей строгости потому, что он с большею дерзостью, нежели жена, оправдывался во вкушении от запрещенного древа [[old:gen:03:12|(Быт. 3:12)]]. Ответствуя на сие суетное оправдание, Бог прежде всего укоряет Адама тем, что он охотнее **послушал слов жены своей**, нежели Господа своего, и что поступил против заповеди Божией, совершенно ему известной и в исполнении не трудной. За сим следуют наказания, которые по свойству своему упадают не только на лице и пол Адама, но и на весь род человеческий, в нем заключающийся. **Проклята земля тебя ради**. Сие проклятие можно изъяснять о скудости плодов земных как потому, что благословением вообще означается многоплодие и изобилие, а за проклятием следует опустошение ([[old:gen:27:27|Быт. 27:27-28]]; [[new:mk:11:21|Мк. 11:21]]; [[new:evr:06:07|Евр. 6:7-8]]; [[old:gen:08:21|Быт. 8:21]]), так в особенности потому, что здесь говорится о земле в том отношении, поскольку человек **питается от нее**; ибо следующие слова суда Божия можно принимать за изъяснение сего проклятия. Но если тварь, как говорит апостол, //совоздыхает и соболезнует, и чает освобождения от порабощения тлению// [[new:rim:08:19|(Рим. 8:19-22)]], и если для жительства правды //новое потребно небо и новая земля// [[new:2pet:03:13|(2 Пет. 3:13)]], то настоящее проклятие земли должно простираться более нежели на одно ее плодородие. Только мы не можем определить точно, сколь велико действие сего проклятия, потому что не видали ее в состоянии первобытного благословения. Вся земля подвергается проклятию, заслуженному человеком, ибо вначале для него вся земля получила благословение. Будучи сотворен владыкою твари, он в своем падении увлекает за собою все свое владычество. Но сие повреждение земли, столь естественно следующее за повреждением человека, есть вкупе и наказание для него, и милость. Тогда как отъемлется у покоренной суете твари часть совершенства, заграждается часть путей к ее злоупотреблению. И какое наставление для грешника — видеть грех, опустошающий вселенную! **С печалию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей**. Человек должен был вкушать земные произведения сообразно потребности естественной, но он вкусил для своевольного удовольствия, и потому отныне всякая пища его, в память сего законопреступного вкушения, растворена будет печалию. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Симеон Новый Богослов ===== Ст. 17-19 **И Адаму рече: яко послушал еси гласа жены твоея и ял еси от древа, егоже заповедах тебе сего единаго не ясти, от него ял еси: проклята земля в делех твоих, в печалех снеси тую вся дни живота твоего: терния и волчцы возрастит тебе, и снеси траву селную: в поте лица твоего снеси хлеб твой, дондеже возвратишися в землю, от неяже взят еси: яко земля еси, и в землю отидеши** Итак, тому, кто сделался тленным и смертным по причине преступления заповеди, по всей справедливости надлежало и жить на земле тленной, и питаться пищею тленною, ибо, как безтрудная жизнь и обильная пища (самородная) сделали то, что он забыл Бога и блага, которые Он даровал ему, и презрел заповедь Его, то справедливо осужден с потовым трудом обрабатывать землю и таким образом от нее получать мало-помалу пищу, как от какого эконома. Видишь, как тогда приняла преступника земля, после того как была проклята и лишилась первоначальной производительности, по которой плоды порождались из ней сами собой без труда? И для чего? Для того, чтобы быть обрабатываемою им в потах и трудах, и так давать ему то немногое, что произращает на потребу его, для поддержания жизни, а если не будет обрабатываема, оставаться бесплодною и произращать лишь терния и волчцы. Затем и все твари, когда увидели, что Адам изгнан из рая, не хотели более повиноваться ему, преступнику: солнце не хотело светить ему, ни луна и прочие звезды не хотели показываться ему; источники не хотели источать воду и реки продолжать течение свое; воздух думал не дуть более, чтобы не давать дышать Адаму, согрешившему; звери и все животные земные, когда увидели, что он обнажился от первой славы, стали презирать его, и все тотчас готовы были напасть на него; небо, некоторым образом, устремлялось было пасть на него, и земля не хотела носить его более. Но Бог, сотворивший всяческая и человека создавший, – что сделал? Зная прежде создания мира, что Адам имел преступить заповедь Его, и имея предопределенную для него новую жизнь и воссоздание, какие имел он получить чрез возрождение во святом Крещении, в силу воплощенного домостроительства Единородного Сына Своего и Бога нашего, – Он сдержал все эти твари силою Своею, и по благоутробию и благости Своей не дал им тотчас устремиться против человека и повелел, чтобы тварь оставалась в подчинении ему и, сделавшись тленною, служила тленному человеку, для которого создана, с тем, чтоб когда человек опять обновится и сделается духовным, нетленным и бессмертным, и вся тварь, подчиненная Богом человеку в работу ему, освободилась от сей работы, обновилась вместе с ним и сделалась нетленною и как бы духовною. Все сие предопределил всещедрый Бог прежде сложения мира. **//Слова (Слово 45-е).//** ---- Не потому, что [прародители] должны были снова быть призваны и вернуться в этот чувственный и вещественный рай (αἰσθητῷ τε καί ὑλικῷ παραδείσῳ): ибо не ради этого он сохранился до настоящего времени (μέχρι τοῦ νῦν ἐτηρήθη); и не по этой причине Бог не проклял его, но потому, что он является прообразом будущей бесконечной жизни и изображением вечного Царства Небесного. А если бы это было не так, то его надлежало бы проклясть еще более [земли], потому что и преступление произошло именно в нем. Но Он не делает сего, а [проклинает] всю прочую землю, которая, — как мы сказали, — была нетленной, как и рай, сама по себе всегда приносящая [плод], чтобы, оказавшись там, Адам не проводил бы уже, как прежде, безмятежной жизни, чуждой трудов и потов. Он проклял ее, сказав так: «**Проклята земля за дела твои; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою, **отданною зверям и неразумным животным**; в поте лица твоего будешь есть хлеб свой, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо земля ты и в землю возвратишься**». //**Слова нравственные. Слово первое. Перевод священника Максима Михайлова.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 17-19 **И Адаму рече: яко послушал еси гласа жены твоея и ял еси от древа, егоже заповедах тебе сего единаго не ясти, от него ял еси: проклята земля в делех твоих, в печалех снеси тую вся дни живота твоего: терния и волчцы возрастит тебе, и снеси траву селную: в поте лица твоего снеси хлеб твой, дондеже возвратишися в землю, от неяже взят еси: яко земля еси, и в землю отидеши** Когда Бог изрек определение Еве, в Адаме не обнаружилось покаяния; тогда и на него налагает наказание и говорит: **яко послушал еси гласа жены твоея,** и согласился вкусить **от древа, егоже заповедах тебе сего единого не ясти... проклята земля ради тебя**. Хотя за виновного Адама наказывается неповинная земля, но проклятием земли, которая не может страдать, подвергался страданию Адам, который мог страдать. Поскольку проклята стала земля, то подпал проклятию и тот, кто не был проклят. Не сказал же Бог, что в наказание человеку обратится проклятие, какому подпадает земля, ибо и ему самому произнес приговор, сказав:** в печалех снеси тую вся дни живота твоего** по преступлении заповеди. Как при соблюдении заповеди вкушал бы ты плоды ее беспечально, так теперь, после греха, земля** терния и волчцы возрастит тебе,** которых не произращивала, если бы не согрешил ты. **Снеси траву селную,** - ибо, вняв пустому обольщению жены, презрел ты вожделенные плоды райские: **в поте лица твоего снеси хлеб твой**, - потому что не угодно тебе было без всякого труда наслаждаться утешениями Едемского сада. И так продолжится для тебя, **дондеже возвратишися в землю, от неяже взят еси**, ибо презрел ты заповедь, которая вскоре даровала бы тебе вечную жизнь, пока тебе не дозволялось вкусить плодов древа жизни. И поскольку ты - от земли, но забыл сие, то **возвратишися в землю**, и через это уничижение познаешь, что ты такое. И сатана, сотворенный в те же шесть дней, когда сотворен и змий, в которого и вошел он, до того шестого дня был так же прекрасен, как прекрасны были Адам и Ева до преступления заповеди. Но сатана, соделавшийся в тот же день уже втайне сатаной, был обвинен и осужден тогда же тайно, потому что Бог не восхотел открыть прародителям Своего суда над ним, чтобы не смогли они предузнать его искушения. Потому-то и сказала жена: //змий прельсти мя// ([[old:gen:03:13|Быт.3:13]]), - а не сатана. Итак, сатана осужден был тайно, а с ним осуждены и все воинства его. Грех великий, но наказание казалось бы мало, если бы постигло только одного или некоторых. Однако теперь как Еве и всем дщерям ее определены болезни рождения, как Адаму и всем чадам его определены печали и смерть, как змию и всему семени его определено быть в попрании, - так и бывшему в змие со всеми воинствами его определено идти в огонь. Но это сокрыто в Ветхом Завете и открыто в Новом Завете Господом нашим, Который говорит: //О суде же, яко князь мира сего осужден бысть// [[new:in:16:11|(Ин.16:11),]] - то есть он (сатана) был тогда обвинен. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== Ст. 17-19 **Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься** //Вопрос//: Что такое проклятая в делах Адама земля, согласно возвышенному умозрению, и что значит - есть ее в печали? Что означают после слов **терния и волчцы возрастит тебе** слова: **траву сельную**? И, наконец, что значит: **в поте лица своего есть хлеб свой**? Ведь никогда не видано, чтобы человек ел землю или траву; равным образом, вкушающие хлеб [никогда] не едят его, в буквальном смысле слова, в поте лица. //Ответ//: Земля, проклятая в делах Адама, есть плоть Адама, вследствие дел его, то есть страстей оземлянившегося ума, всегда подвергаемая проклятию в виде бесплодия добродетелей - этих дел Божиих. Эту плоть и вкушает со многим страданием и печалью Адам, наслаждаясь лишь малым от нее удовольствием. А за такое тленное наслаждение эта плоть и взращивает для него заботы и попечения, подобно **"терниям"**, и великие искушения и опасности, подобно **"волчцам"** болезненно жалящие его со всех сторон, - и в разуме, и в яростном (начале), и в [начале] желающем, так что едва может добыть и вкусить, то есть получить, здоровье и благосостояние плоти, словно увядшую траву, а затем, после многого круговращения ужасных [страданий], в поте лица, то есть в тяжелом труде бесполезного рассмотрения чувственного бытия в чувственном [опыте], иметь, подобно хлебу, основание для устроения здешней жизни либо путем ремесла, либо путем какой-нибудь иной придуманной для [поддержания] жизни изощренности. Или лучше: **"земля"** есть сердце Адама, принявшее за преступление [заповеди] **"проклятие"**- лишение небесных благ. Эту землю во многих скорбях по деятельному любомудрию вкушает [человек], очищая ее от "проклятия" совести - постыдных дел. А затем, очищая разумом произрастающие в ней подобно **"терниям"** размышления о происхождении телесного бытия и, подобно **"волчцам"**, сухие рассуждения о промысле и суде касательно нетелесных [сущностей], он вкушает, как **"траву"**, духовным образом созерцание. И так, словно **"в поте лица"**, путем умелого навыка в ведении, [человек] вкушает нетленный Хлеб богословия, который только один и является подлинно животворным и сохраняет в нетлении бытие вкушающих. Итак, вкушаемая **"земля"** в хорошем смысле есть очищение сердца через [духовное] делание, **"трава"** же - знание тварных [существ, достигаемое] в естественном созерцании, а **"хлеб"** - истинное тайноводство по богословию. //**Вопросоответы к Фалассию.**// ===== Прп. Макарий Великий ===== Ст. 17-18 **Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою** Представь себе царя, у которого есть достояние и подвластные ему служители, готовые к услугам; и случилось, что взяли и отвели его в плен враги. Коль скоро он взят и уведен - необходимо служителям и приспешникам его следовать за ним. Так и Адам чистым создан от Бога на служение Ему, и в услугу Адаму даны твари сии; потому что поставлен он господином и царем всех тварей. Но скоро нашло к нему доступ и побеседовало с ним лукавое слово - Адам сначала принял его внешним слухом, потом проникло оно в сердце его и объяло все его существо. А по его пленении пленена уже с ним вместе служащая и покорствующая ему тварь, потому что через него воцарилась смерть над всякою душою и вследствие его преслушания так изгладила весь Адамов образ, что люди изменились и дошли до поклонения демонам. //**Духовные беседы.**// ===== Блж. Августин ===== Ст. 17-19 **Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься** А что мы скажем о приговоре, вынесенном мужу? Быть может, того, кто весьма богат, а потому без малейшего труда получает средства пропитания и не трудится на земле, следует считать избежавшим приговора, который гласит: **проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься**? Очевидно, однако, что никто не в силах избежать этого приговора, ибо всякий, кто рожден в эту жизнь, с трудом находит истину по вине тленного тела. Как говорит Соломон, //тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум// [[old:prs:09:15|(Прем 9:15)]]. В этом и заключаются труды и скорби человека, взятого из земли. А **терния и волчцы** суть жала мучительных вопрошаний или размышлений о том, где бы добыть пропитание в этой жизни; если их не вырывают и не выбрасывают за пределы Божиего поля, они обычно заглушают семя слова, дабы оно не плодоносило в человеке, как сказал Господь в Евангелии. //**О Книге Бытия против манихеев.**// ===== Тертуллиан ===== Ст. 17-18 **Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою** Я спрашиваю тебя: какой венец принял для спасения обоих полов Иисус Христос - Глава мужа, Лицо жены, Жених Церкви? Венец из терна и трилистника. Он есть символ грехов, в которые нас ввел прах плоти, но которые устранила крестная сила, терпением притупляя на главе Господа всякое жало смерти. Но и помимо символического значения терновый венец есть свидетельство поругания, бесчестия, позора и сплетенной из них жестокости. //**О венце.**// ===== Блж. Иероним Стридонский===== **Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей** Дела означают здесь не обработку земли, как думают многие, а грехи. Так написано в еврейском тексте. И Акила не противоречит этому: «Проклята земля из-за тебя», также Феодотион: «Проклята адама в преступлении твоём». **//Еврейские вопросы на Книгу Бытия.//** ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== **И Адаму рече: яко послушал еси гласа жены твоея и ял еси от древа, егоже заповедах тебе сего единаго не ясти, от него ял еси: проклята земля в делех твоих, в печалех снеси тую вся дни живота твоего** Приговор Адаму предваряется объявлением вины его, состоящей в том, что он, забыв свое значение, как руково­дителя жены, вместо того, чтобы внушить ей раскаяние в преступлении, сам дал себя увлечь ее недобрыми внуше­ниями, и что он преступил заповедь, которую сам непо­средственно, в ясных выражениях принял от Бога. Приго­вор: **«проклята земля в делех своих»** (точнее с еврейского: "за тебя"). За вину человека проклинается, т. е. или совсем лишается благословения плодородия, или на малоплодие осуждается земля, возделываемая руками человека. Про­клятие земли относится также к качеству ее произведений: пораженные проклятием они утратили в значительной сте­пени первоначальные совершенства, первоначальную пи­тательность и полезность для человека. **«В печалех снеси тую** [от нее] **во вся дни живота твоего»**. Вследствие ума­ления плодородия земли, приобретение пропитания по­средством земледелия будет стоить человеку великих бес­покойств и огорчений. Нет сомнения, что это проклятие земли отразилось и в мире животных, ибо животные, пи­таясь отселе плодами проклятой земли, не столь обильны­ми и менее годными для поддержания сил и здоровья, по необходимости должны утратить часть первоначальных своих совершенств, и может быть вследствие умаления, в количестве и качестве, растительной пищи, многие из них сделались плотоядными. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей** //«Адаму же сказал: за то, что ты послушал голос жены твоей и ел...»// Приговор над последним виновником грехопадения - Адамом - предваряется выяснением его сугубой вины, именно указанием на то, как он, вместо отрезвляющего действия на жену, сам подпал ее соблазнительному влиянию. //«проклята земля...»// Лучшее объяснение этого факта мы находим в самом же Священном Писании, именно у пророка Исаии, где читаем: //«земля осквернена под живущими на ней, ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней»// ([[old:is:24:05|Ис. 24:5-6]]). Следовательно, в этих словах дано лишь частное выражение общебиблейской мысли о тесной связи судьбы человека с жизнью всей природы ([[old:iov:05:07|Иов. 5:7]]; [[old:ekl:01:02|Еккл. 1:2]], [[old:ekl:01:03|3]]; [[old:ekl:02:23|Еккл. 2:23]]; [[new:rim:08:20|Рим. 8:20]]). По отношению к земле это божественное проклятие выразилось в оскудении ее производительной силы, что в свою очередь сильнее всего отзывается на человеке, так как обрекает его на тяжелый, упорный труд для насущного пропитания. **//Толковая Библия.//** [<10>]