[<10>] ====== Толкования на Быт. 3:20 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих** Смотри, какая обстоятельность (в словах) божественного Писания, как оно не умолчало и об этом, но сообщило нам, что Адам дал имя и жене. **«Нарече**, – говорит, – **имя жене своей Ева, что значит – жизнь, яко та мати всех живущих»**, то есть, она есть начало всех, имевших произойти от нее людей, корень и основание последующего рода. Потом, сообщив нам о наречении имени жене, опять показывает нам благость Божию, как Он не оставляет без внимания созданных Им, когда они были в таком стыде и наготе. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 18.//** ===== Свт. Климент Александрийский ===== **И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих** Та женщина [Ева], которая первой совершила преступление, была названа «жизнью» потому, что, став причиной последовательности рожденных и грешивших, она равно сделалась матерью праведных и нечестивых. При этом каждый из нас сам решает, быть ему праведным или, наоборот, непокорным. //**Строматы.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих** С первого взгляда представляется, что повествование о наречении жене нового имени Евы, то есть //жизни//, находится вне связи с предыдущим и последующим повествованием о падении человека, что самое имя //жизни// неприлично жене после осуждения на //смерть//. В разрешение сего затруднения толкователи полагают, что Моисей упоминает о наречении жены, предшествовавшем грехопадению, и желает обнаружить погрешность Адама в сем наречении; или и что Адам, осужденный на смерть, именует жену свою жизнью в укоризну и уничижение; и что сим наименованием показывается неосмотрительность и надменность грешника даже после осуждения; или что жизнь, которою Адам утешается в наименовании жены, есть отсрочка смерти телесной; или что жена именуется жизнью по разуму обетования, данного Богом о ее семени, долженствующем стереть главу змия, имеющего державу смерти, и //сделалась матерью всех живущих//, яко мать Второго Адама, который есть //дух животворящий// [[new:1kor:15:45|(1 Кор. 15:45)]]. Сия последняя догадка паче прочих соответствует порядку и духу повествования Моисеева и оправдывается примерами других имен, в которых праотцы заключали исповедание веры и упования, каковы суть имена Каина, Сифа, Ноя. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Нил Синайский ===== **И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих** Первая Ева прообразовательно названа жизнью [[old:gen:03:20|(Быт. 3:20)]], чтобы означать ей вторую Еву, то есть – Святую Марию, родившую Жизнь человеков, Христа, Господа славы. Ибо Она оказывается истинно Матерью всех живущих по Евангельски и не умирающих душами за неверие. **//Письма на разные темы. Председателю Кириллу.//** ===== Блж. Иероним Стридонский===== **И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих** Показывается, почему она была названа «Ева», то есть «жизнь»: потому что она мать всех живых. Ведь «Ева» переводится как «жизнь». **//Еврейские вопросы на Книгу Бытия.//** ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== **И нарече Адам имя жене своей жизнь** [Ева], **яко та мати всех живущих** Несмотря на выслушанный от Бога приговор смерти, Адам **дает жене имя**, по-видимому, неуместное после этого приговора. Это свидетельствует о его благодарности к Богу, обетовавшему сделать жену матерью великого Семе­ни, имеющего победить диавола и притупить жало смерти. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих** //«И нарек Адам имя жене своей...»// До сих пор у нее, как видно из Писания, не было собственного имени, а она обозначалась лишь со стороны своего отношения к мужу словом «жена». Имя же, данное ей теперь, ХавваЕвр , означает «жизнь», или, собственно, «производительница жизни» (ζωογονος - Симмаха). В том обстоятельстве, что даже в самый момент божественного приговора о смерти Адам не усомнился в непреложности божественного обетования о жене (и ее Семени), как восстановительнице жизни («Еве»), отцы Церкви справедливо видят доказательство сознательной, живой и горячей веры падших прародителей в обетованного Искупителя (Мессию). [<10>]