[<10>] ====== Толкования на Быт. 4:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 3-5 **Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его** **«И бысть по днех, принесе Каин от плодов земли жертву Господу»**. Смотри, как Создатель природы вложил в совесть познание. Кто, скажи мне, привел его (Каина) к этой мысли (о принесении жертвы Богу)? Никто другой, как только познание, положенное в совести. **«Принесе**, – говорит, – **от плодов земли жертву Господу»**. Он знал и понимал, что надлежит из своего имения приносить (Богу), как Владыке, какой-нибудь плод; не потому, что Бог нуждается в этом, но для того, чтобы, наслаждаясь столь великим благодеянием (Божиим), показать свою признательность. Бог не имеет ни в чем нужды и ничего не требует от нас; но, снисходя к нам, по Своему неизреченному человеколюбию, дозволяет это (принесение Ему жертв) ради нашего спасения, чтобы познание Господа служило для человеческой природы училищем добродетели. **«И Авель принесе и той от первородных овец своих»**. Не без цели и не напрасно я в самом начале беседы говорил вашей любви, что Господь наш не смотрит на различие лиц, но награждает намерение, испытывая душевное расположение. Так, вот смотри, было и теперь. Поэтому, возлюбленные, тщательно выслушаем сказанное и посмотрим, что Писание повествует о Каине и что об Авеле; не пройдем этого рассказа без внимания, потому что божественное Писание ничего не говорит просто и как случится; каждый слог, каждая даже черта заключает в себе некоторое скрытое сокровище; таково свойство всего духовного. Итак, что говорит Писание? **«И бысть по днех, принесе Каин от плодов земли жертву Господу: и Авель принесе и той от первородных овец своих, и от туков их»**. Более проницательные уже из самого чтения понимают сказанное. Но так как мы должны заботиться о всех вообще, – потому что духовное учение не знает различия, – то вот яснее раскроем вам эти слова, и для этого снова повторим их. **«Каин**, – сказано, – **принесе от плодов земли жертву Господу»**, потом, желая сообщить нам и об Авеле, божественное Писание говорит, что и он принес жертву от своего, пастушеского занятия: **«принесе и той от первородных овец своих и от туков их»**. Смотри, как Писание показывает нам боголюбивое его намерение и то, что он принес не просто от овец, но **«первородных»**, то есть, дорогих, отборных, далее, что от этих первородных (принес) самое драгоценнейшее: **«и от туков их»**, сказано, из самого приятного, наилучшего. О Каине ничего такого Писание не замечает, а говорит только, что он принес **«от плодов земли жертву»**, что, так сказать, попалось, без всякого старания и разбора. Опять говорю и не перестану говорить: Бог принимает наши приношения не потому, что нуждается в них, но потому, что хочет, чтобы и чрез них выражалась наша благодарность. Тому, кто приносит Богу и притом Ему принадлежащее, кто понимает различие природы (божеской и человеческой) и то, что человек удостаивается такой чести, надлежало, по возможности, исполнять свой долг, и приносить Богу драгоценнейшее. Но смотри, возлюбленный: кто отсюда имел средства познать свой долг, тот справедливо наказывается, теряя свое спасение по беспечности. Ведь и тот не имел какого-либо наставника и этот – руководителя и советника, но каждый приступил к такому жертвоприношению по внушению совести и мудрости, свыше данной человеческому роду; но различие в намерениях и беспечность воли были причиною того, что приношение одного было принято, а другого отвергнуто Богом. **«И призре Бог на Авеля и на дары его»**. Смотри, как исполняется здесь сказанное в Евангелии, что //«будут первыи последнии, и последнии первыи»// [[new:mf:19:30|(Мф.19:30)]]. Вот и имеющий преимущество по первородству и прежде принесший (жертву) оказался хуже брата, потому что принес не так, как следовало. Когда оба они принесли жертву, **«и призре**, – говорит божественное Писание, – **Бог на Авеля и на дары его»**. Что значит: **«и призре?»** Значит: принял, похвалил намерение, увенчал расположение, был, так сказать, доволен тем, что совершено. Мы, если говорим о Боге и осмеливаемся раскрывать уста о бессмертной той Природе, то, будучи людьми, не иначе можем представлять это, как только при помощи языка. Но вот, что (здесь) удивительно: **«призре**, – говорит, – **«Бог на Авеля и на дары его»**. Принесение овец Писание назвало дарами, потому что принесено было драгоценное, отборное, непорочное. Итак, Бог призрел на Авеля за то, что он сделал приношение с чистым расположением; призрел и на принесенные дары не за то только, что они были чисты, но за то, что во всех отношениях оказывались драгоценными, как по расположению приносящего, так и потому что (овцы) были первородные, и притом избранные, **«и от туков их»**, и из этих самых наилучшие. **«И призре Бог**, – сказано, – **Авеля и дары его: на Каина же и на жертвы его не внят»**. Так как Авель принес с надлежащим расположением и от искреннего сердца, то **«призре**, – сказано, – **Бог»** – то есть, принял, одобрил, похвалил; принесенное же назвал дарами, чтобы этим почтить расположение принесшего. **«На Каина же и на жертвы его не внят»**. Замечай точность (в словах) Писания. Словом: **«не внят»** оно показало отвержение принесенного, а названием принесенных плодов земли **жертвою** внушает нам еще нечто другое. Смотри, в самом деле, как Писание и самыми событиями и словами дает знать, что Господь желает от нас всего этого для того, чтобы наши внутренние расположения обнаруживались в делах наших и мы знали бы, что находимся под владычеством Господа и Творца, Который привел нас из небытия в бытие. Назвав овец дарами, и плоды земные – жертвою, божественное Писание этим научает нас, что Господь ищет не приведения бессловесных и не приношения плодов земных, но только душевного расположения. Поэтому и теперь, в зависимости от расположения, один был принят с даром, а другой по тому же отвергнут с жертвою. Слова же: **«призре на Авеля и на дары его: на Каина же и на жертвы его не внят»** – будем понимать богоприлично. Этими словами Писание хочет сказать, что Бог сообщил им познание о том, что Он расположением одного был доволен, а безрассудство другого отринул. Это совершено было со стороны Бога; посмотрим, что следует далее. **«И опечали**, – сказано, – **«Каина зело, и испаде лице его»**. Что значит: **«И опечали Каина зело»**? Его печаль происходила от двух причин: не только от того, что сам он был отвергнут, но и от того, что принят был дар брата его. **«И опечали**, – сказано, – **Каина зело, и испаде лице его»**. Что опечалило его? Два эти обстоятельства опечалили его: и то, что Господь не принял его жертвы, и то, что дар брата был благоприятен Ему. Следовало, узнав причину из того, что произошло, исправить погрешность, потому что человеколюбивый Владыка наш не столько отвращается от нас, когда мы согрешим, сколько в таком случае, когда мы коснеем в грехе; но он (Каин) нисколько не заботился об этом (исправлении). //**Беседы на книгу Бытия. Беседа 18.**// ===== Свт. Григорий Нисский ===== Ст. 3-5 **Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его** Помните и о том, что Авель принес Богу жертву от первородных овец своих и от туков их, а Каин — от плодов земли, но не от первых; и что Бог призрел на жертву Авеля, а на дары Каина не призрел. Какая [духовная] польза [для нас заключается] в этом повествовании? Она состоит в понимании того, что Богу благоугодно все, совершаемое со страхом [Божиим] и верою, но ему не угодно совершаемое хотя и расточительно, но без любви. //**О цели жизни по Богу и об истинном подвижничестве.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу** См. Толкование на [[old:gen:04:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 4:1]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу** В описании жертвоприношений Каина и Авеля показываются их время, предметы, неодинаковый успех и следствия от сего для Каина. **Случилось в конце года, что Каин принес от плода земли дар Господу**. **В конце года**. Буквально с еврейского: //в конце дней//. Если сие выражение должно иметь знаменование определенного времени, что требует понятие о конце, то конец дней есть или конец седмины, то есть день субботний; или конец месяца, то есть новомесячие; или конец жатвы, которому особенно приличествует жертвоприношение от плодов земли; или конец года, то есть новолетие. Вместо слова //год//, евреи употребляют: //лето дней// [[old:gen:41:01|(Быт. 41:1)]]; а вместо сего кратко говорят: //дни// [[old:lev:25:29|(Лев. 25:29)]]. Приношение в жертву //плодов земли// могло быть действием благодарности за благословение Божие, в их изобилии ниспосланное. Разные виды сея жертвы описаны в книге Левит [[old:lev:02:01|(Лев. 2:1-16)]], но жертва Каина, так же как и Авеля, вероятно, была всесожжение, яко род жертвоприношения простейший в обрядах, древнейший и всеобщий в употреблении. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 3-4 **И бысть по днех, принесе Каин от плодов земли жертву Богу: и Авель принесе и той от первородных овец своих и от туков их. И призре Бог на Авеля и на дары его** **И бысть... принесе Каин от плодов земли жертву Богу, и Авель принесе... от первородных овец своих и от туков их**. Авель принес жертву по выбору, а Каин - без выбора. Авель избрал и принес первородных и туки, Каин же принес или класы (колосья), или вместе с класами и плоды, бывшие в то время. Хотя жертва его была скуднее жертвы брата, но если бы он принес не с небрежением, то и его жертва была бы угодна, как и жертва брата его. Но поскольку когда вместе принесли они в жертву: один - овец из стад своих, а другой - плоды земные, то Каин уже в самом начале жертвоприношения показал свое небрежение, и Бог не восхотел приять от него жертвы, чтобы научить его, как должно приносить ее. У Каина были волы и тельцы, не было у него недостатка в зверях и птицах, чтобы принести их в жертву, но он не принес их в тот день, когда надлежало принести начатки земных плодов. И ужели был у него недостаток в класах, чтобы принести в жертву класы добрые, или в плодах древесных, чтобы избрать из них лучшие? Но он не сделал этого, хотя было то удобно (возможно), не позаботился о класах добрых или о плодах лучших. В душе приносящего жертву не было любви к Приемлющему приношения. И поскольку с небрежением принес он жертву, то Бог отверг ее, чтобы Каин не подумал, что Богу неизвестно его небрежение, или что Ему дары приятнее самих приносящих. Бог отверг жертву Каина и за то, что было им сделано, и за то, что готов он был сделать, потому что Каин был и родителям непокорен, и к брату жесток, и пред Богом неблагоговеен. Итак, жертва Авелева была принята по усердию Авеля, и Каинова отринута по небрежению Каина. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Блаж. Августин ===== Ст. 3-5 **Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его** Говорят, христиане осуждают священные обряды, жертвоприношения, всесожжения и прочее, что совершается при богослужении в храмах, хотя это самое богослужение было установлено ими или почитаемым ими Богом еще в первоначальные времена, когда было решено, что Бог нуждается в приношении первин. На это надлежит ответить так. Поскольку данный вопрос возникает в связи с тем местом нашего Писания, где сказано, что **Каин принес дар** Богу **от плодов земли**, Авель же - **первородных** от овец, то следует сделать вывод, что жертвоприношение - древнее установление. Причем истинное и священное Писание убеждает нас, что приносить жертвы следует только единому истинному Богу. Однако Бог не нуждается в этих жертвах, ибо в том же Писании прямо утверждается: //Я сказал Господу: ты Господь мой; блага мои Тебе не нужны// [[old:ps:015:02|(Пс 15:2)]]. Принимая или отвергая жертвы, Бог лишь подает тем самым совет человеку. Таким образом, наше богослужение приносит пользу не Богу, но нам самим. //**Послания.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== Ст. 3-5 **И бысть по днех, принесе Каин от плодов земли жертву Богу: и Авель принесе и той от первородных овец своих и от туков их. И призре Бог на Авеля и на дары его: на Каина же и на жертвы его не внят** **«И бысть по днех»**. Указание на время неопределенно, но, вероятно, бытописатель хотел сказать, что **Каин и Авель** стали **приносить жертвы**, когда уже возмужали и вступили во владение собственностью, которой свободно могли рас­полагать. **Приносить жертвы** было издревле правом и обя­занностью отца или главы семейства. **Каин и Авель** могли сделаться таковыми еще при жизни Адама [как например Иаков при жизни Исаака], который, удерживая верховную власть над ними, мог каждому из них дать часть своего имущества в полновластное их распоряжение, дозволить им жить отдельно от себя, и совершать жертвоприношения. **Жертвы Каина и Авеля** – первые из упоминаемых в Библии. Это не значит, однако, что дотоле не было жер­твоприношений. Первая **жертва**, вероятно, принесена была еще в раю. Догадываются, что кожаные ризы, в которые Бог облек Адама и жену его, сделаны были из кожи живот­ного, **принесенного в жертву**. Сами ли люди придумали угождать Богу **жертвы** имеют божественное происхождение. О **жертве Авеля** Апостол сказал, что он //«верою множайшую жертву принесе паче Каина»// [[new:evr:11:04|(Евр. 11:4)]]. Но //«вера//, – сказал тот же апостол, – //от слуха (от слуша­ния), слух же глаголом Божиим// [от слова Божия]» [[new:rim:10:17|(Рим. 10:17)]]. Следственно слово Божие, или заповедь Божия, было основанием для жертвоприношений, и Авель был только исполнителем этой заповеди, усвоив ее с верою. С какою целию установлены Богом **жертвы**? Без сомне­ния, Сам Бог в них не нуждался, ибо все Ему принадлежит. **Жертвы** должны были свидетельствовать о зависимости приносящих оные от Бога. Принося **в жертву** Богу дары благости Его, люди чрез сие должны были исповедывать и свою благодарность к Нему за Его дары, и также свое желание и надежду пользоваться вперед Его милостями. Кроме того, **жертвы** кровавые имели связь с грехом чело­века. Грех навлек на грешника гнев Божий, соделал его достойным вечного осуждения и проклятия от Бога. Кро­вавые **жертвы** установлены Богом для умилостивления Его, для утоления Его гнева. //«Я дал ее// [кровь] //вам на жертвен­ник, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очи­щает»// [[old:lev:17:11|(Лев. 17:11)]]. Но каким образом кровь животного может очищать душу? Сама по себе кровь, конечно, не имеет этой силы. //«Невозможно, чтобы кровь козлов и тельцев уничтожала грехи»// [[new:evr:10:04|(Евр. 10:4)]]. Для сей цели может довлеть только Кровь Богочеловека. Правосудный Бог, оскорбленный грехом человека, мог быть умилостивлен только Кровию Безгрешного и Невинного, каковым был один Богочеловек. Кровь Его пролита была во времени, но очистительная сила ее простирается на все времена. Он есть //«Агнец Божий, закланный от сложения мира»// [[new:otkr:13:08|(Откр. 13:8)]], по предвечному совету Божию. Он есть Вечный Первосвя­щенник [[old:ps:109:04|(Пс. 109:4]]; [[new:evr:07:21|Евр. 7:21)]], жертва Которого от вечности ходатайствовала пред правосудием Божиим за всех людей, как тех, которые принадлежат к новозаветной Церкви, так и чад Церкви ветхозаветной, с верою ожидавших Его при­шествия. Вера сия во времена ветхозаветные поддерживае­ма была не только многоразличными обетованиями и про­рочествами о Христе, но вместе кровавыми **жертвами**. В них Господь предварительно явил **жертву**, имевшую неког­да принестися на Крестном Жертвеннике. Животные пото­му и были приносимы в **жертву**, что кровь их, как неповин­ных в грехе человека, прообразовательно указывала на Кровь невинного и святейшего Богочеловека. Не усомним­ся сказать, что ветхозаветные **жертвы** были не только прообразованием искупления, но и средством к низведению благодати Христовой в души тех, которые, принося **жер­твы**, верою прозревали в грядущее искупление, и сердцем сокрушенным и смиренным жаждали его. Только под этим условием жертвенная кровь бессловесных могла «очищать душу». **«И призре Господь на Авеля и на дары его: на Каина же и на жертву его не внят»**. Каким образом можно было узнать, что одна **жертва** благоволительно принята Богом, а другая не принята? Нередко Бог свидетельствовал свое благоволение к **жертвам** ниспосланием огня на них. Так Он ниспослал огонь на жертву Аарона [[old:lev:09:24|(Лев. 9:24)]], на жертвы Гедеона [[old:sud:06:21|(Суд. 6:21)]], Давида [[old:1par:21:26|(1 Пар. 21:26)]], пророка Илии [[old:3ts:18:38|(3 Цар. 18:38)]]. Догадываются, что сие же знамение дано было **Авелю**. Причина предпочтения **жертвы Авелевой пред Каиновой** заключалась не в том, что один принес **жертву** кровавую, другой бескровную, – эта разность была следствием их неодинаковых занятий, каждый приносил **жертву** от плодов своих трудов, – а, главным образом, в душевном расположении принесших. //«Верою//, – говорит Апостол, – //Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин»// [[new:evr:11:04|(Евр. 11:4)]]; то есть причиною того, что **жертва Авеля** была угоднее Богу Каиновой, была сердечная его предан­ность Богу, основанная на вере в непреложность Его обетований, и на убеждении, что Ему, как Высочайшему Духу, подобает больше духовное поклонение, чем обрядовое. В **Каине** же не было этих духовных расположений: принося Богу **жертву**, он совершал один обряд и не возносился к Богу умом и сердцем. Он думал, что обязанности его к Богу состоят только в исполнении одного обряда. Разность ду­ховных расположений обоих братьев сказалась в самом выборе **жертв. Авель**, по сердечному усердию к Богу, при­нес Ему в **жертв** самых лучших животных из своего стада, таких, какими каждый хозяин преимущественно дорожит, то есть первородных и хорошо откормленных [тучных]. О **Каине** же не говорится, что он выбрал в жертву лучшие из плодов земных. По всей вероятности и по качеству, и по количеству они были незначительны. «Сойдут с рук и эти, – рассуждал он. – Зачем даром пропадать отборным плодам? Лучше они останутся в мою пользу. Бог ведь не станет их употреблять в пищу». Рассуждение, весьма по­хожее на речь Иуды о бесплодной трате драгоценного мира на помазание ног Иисуса Христа. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Ориген ===== Ст. 3-5 **Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его** В Каине испорченность его родилась не тогда, когда он убил брата своего. Ведь и прежде Бог, ведающий сердца людей, **не призрел** на Каина и на дары его. Просто злоба его вышла наружу, когда он убил Авеля. //**О молитве.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу** //Жертвоприношение первых сыновей Адама// //«Спустя несколько времени…»// Так переводит наш русский текст хронологическое указание текста еврейского, которое дословно означает: «в конце дней». Проникая в мысль библейского автора, экзегеты различно определяют тот период времени, в конце которого произошло описываемое событие: одни думают, что здесь имеется в виду «год» (точнее — «время новолетия»), другие видят указание на конец месяца, или окончание недели, именно на «субботу», в частности, — на установление «богослужебных времен», освящавшихся принесением жертвы. //«Каин принес от плодов земли»//... //«Авель от первородных стада своего и от тука»//. Хотя значение этих жертв определялось, по толкованию Апостола Павла, не достоинством приносимого, а внутренним расположением приносившего [[new:evr:11:04|(Евр. 11:4)]], однако, поскольку все внутреннее находит соответственное выражение и вовне, не без значения, разумеется, оставались и самые дары. Святой Иоанн Златоуст по этому поводу замечает: «Более проницательные умы уже из самого чтения понимают сказанное… Смотри, как Писание показывает нам боголюбивое намерение Авеля и то, что он принес не просто от овец, но от «первородных», т. е. дорогих, отборных: далее — что от этих отборных самое драгоценнейшее: и «от туков» сказано, т. е. из самого приятного, наилучшего. О Каине же ничего такого Писание не замечает, а говорит только, что он принес от плодов земли жертву, что, так сказать, попалось, без всякого старания и разбора». [<10>]