[<10>] ====== Толкования на Быт. 4:18 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 18-21 **У Еноха родился Ирад; Ирад родил Мехиаеля; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха. И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла. Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами. Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели** **«Родися же Еноху**, – сказано, – **Гаидад: и Гаидад роди Малелеила: и Малелеил роди Мавусала: Мавусал же роди Ламеха»**. Видишь, как сокращенно представил родословие блаженный Моисей, упомянув только о мужах, и не вспомнив ни об одной женщине. Но, как о Каине сказал, что он познал жену свою, не показав однако ж нам, откуда он взял жену, так точно и здесь опять говорит: **«и взя себе Ламех две жены, имя единой Ада; и имя второй Селла. И роди**, – говорит, – **Ада Иовила; сей бяше отец живущих в селениих скотопитателей. И имя брату его, Иувал; сей бяше показавый певницу и гусли»**. Обрати внимание на точность Писания. Оно передало нам, как имена сыновей, родившихся от жены Ламеха, так и то, какие они имели занятия, именно, что один из них занялся скотоводством, а другой изобрел певницу и гусли. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 20.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **У Еноха родился Ирад; Ирад родил Мехиаеля; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха** См. Толкование на [[old:gen:04:17#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 4:17]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **У Еноха родился Ирад; Ирад родил Мехиаеля; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха** Ирод, Мехиаел, Мафусал упоминаются или по тому, что в древности роды замечаемы были для разделения и означения времен; или для непрерывности повествования от Еноха до Ламеха. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Родися же Еноху Гаидад: и Гаидад роди Малелеила: и Малелеил роди Мафусала: Мафусал же роди Ламеха** Что Каин жил до седьмого поколения, во-первых, видно из того, что таково было определение Божия суда, а во-вторых, в том же удостоверяют годы жизни человеческой в первых поколениях. Если отец Каина Адам жил до девятого рода, то есть до Ламеха, и умер на пятьдесят шестом году жизни Ламеха, то неудивительно было и Каину прожить до седьмого рода. //**Толкование на Книгу Бытия.**// См. также Толкование на [[old:gen:04:16#prp_efrem_sirin|Быт. 4:16]] ===== Блаж. Августин ===== Ст. 18-22 **У Еноха родился Ирад [Гаидад]; Ирад родил Мехиаеля [Малелеила]; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха. И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла [Селла]. Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами. Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели. Цилла также родила Тувалкаина [Фовела], который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема** Место это читается так: **Мафусал родил Ламеха. И взял себе Ламех две жены; имя одной: Ада, и имя второй: Цилла. Ада родила Иавала; он был отец живущих в шатрах со стадами. Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели. Цилла также родила Тувалкаина, который был ковачем всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема.** Этим заканчиваются поколения Каина, которых от Адама было всего восемь, включая и Адама, то есть семь поколений до Ламеха, имевшего двух жен, а восьмое поколение составляли его дети, в числе которых упоминается и женщина. Этим превосходно обозначено, что земной град до самого конца своего будет иметь плотские рождения, происходящие от соединения мужей и жен. Поэтому же называются собственными именами и жены сего человека, который упоминается в этом месте как последний отец. //**О граде Божием.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== **Родися же Еноху Гаидад: и Гаидад роди Малелеила: и Малелеил роди Мафусала** Имена некоторых потомков Каина: **Еноха, Малелеила и Мафусала** одинаковы с именами потомков благочестиво­го племени [[old:gen:05:13|(Быт. 5:13]]; [[old:gen:05:19|19]]; [[old:gen:05:22|22)]]. Это показывает, что оба племени не чуждались одно другого. Из потомков Каина бытописатель с особенною подробностью повествует о Ламехе и его семействе, чтобы в их примере представить сокращение склонностей и пороков всего племени. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **У Еноха родился Ирад; Ирад родил Мехиаеля; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха** //«У Еноха родился Ирад»//, названный в славянской Библии ошибочно «Гаидад», вследствие смешения еще в греческом переводе LXX двух сходных по начертанию начальных букв этого имени и перестановки их. Филологически имя Ирад означает «город» и тем самым указывает на него, как на жителя города по преимуществу, как на первого истинного горожанина. Отсюда должно заключать, что постройка города, начатая Каином, продолженная Енохом, была относительно закончена лишь при рождении у последнего сына, которого он, для увековечения сего достопамятного события, и называет «Ирадом». //«Ирад родил Мехиаеля»// Имя сына Ирадова, по словопроизводству с еврейского, означает «пораженный, уничтоженный Богом» и, по догадке толковников, заключает в себе намек на какое-то особенно божественное вразумление забывшихся каинитов. Но в чем же именно состояло это вразумление, нельзя сказать ничего определенного: может быть, здесь увековечено было воспоминание о каком-либо страшном стихийном бедствии, в котором каиниты познали небесную кару. //«Мехиаель родил Мафусала…»// Имя этого нового каинитского родоначальника, по более правдоподобному его толкованию, значит: «человек, муж Божий», т. е. испрошенный у Бога, данный Им; в нем, равно как и предшествующем имени, не без основания усматривают следы некоторого смирения горделивых потомков Каина и их временного обращения к Богу, бывшего следствием обрушившегося на них небесного наказания. //«Мафусал родил Ламеха…»// На личности самого Ламеха и на истории его семьи бытописатель останавливается с некоторой подробностью, давая этим самым знать, что семья Ламеха особенно типична для характеристики всего каинитского племени. Обращает на себя внимание, прежде всего, уже самое имя «Ламех», которое значит «разрушитель, неприятель». [<10>]