[<10>] ====== Толкования на Быт. 4:20 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами** См. Толкование на [[old:gen:04:18#svt_ioann_zlatoust|Быт. 4:18]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами** **Сей** (Иовил) был **отец живущих в кущах со скотом**. //Отец живущих// значит здесь //изобретателя образа жизни//. Изобретение Иовила не есть жизнь //пастушеская//, которую до него начал уже Авель, но некоторый выгоднейший образ ее, сходственный с расположениями сынов века сего, которые в своем роде мудрее сынов века оного, то есть род жизни //кочевой//. Изобретатель имел в мыслях и спокойствие постоянного жилища, и выгоды от непрестанной перемены места для удобнейшего питания многочисленных стад: сделав //кущи//, или подвижные жилища, он сделал угождение и роскоши, и любостяжанию. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И роди Ада Иовила: сей бяше отец живущих в селениих скотопитателей** См. Толкование на [[old:gen:04:16#prp_efrem_sirin|Быт. 4:16]] ===== Блаж. Августин ===== **Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами** См. Толкование на [[old:gen:04:18#blazh_avgustin|Быт. 4:18]] ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== **И роди Ада Иовила: сей бяше отец живущих в селениих скотопитателей** Начало пастушеского рода жизни положено было еще Авелем. Изобретением **Иовила** можно почитать только со­единение ее с кочеванием. **«Селения скотопитателей»** – это кущи или палатки. Перегоняя стада с одного места на другое по мере потравы пастбищ, **скотопитатели** стали переносить и свои палатки и ставили их при стадах. Такое кочевание благоприятствовало размножению стад, а вмес­те с сим – корыстолюбию их хозяев и сластолюбию: не мудрено, если они, вопреки первоначальному закону о пище [[old:gen:01:29|(Быт. 1:29)]], стали употреблять мясную пищу. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 20-22 **Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами. Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели. Цилла также родила Тувалкаина, который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема** //Начало пастушеской и промышленной жизни// Три первых имени этого раздела истолкованы в самом тексте, что значительно облегчает установку их филологического смысла. Так, первый сын Ады Иавал значит «кочевник, ведущий стада», и в Библии он называется «отцом живущих в шатрах со скотом», т. е. родоначальником или, точнее, только устроителем пастушеско-кочевого образа жизни. Имя второго сына Ады - Иувала, происходящее от слова jobel (юбилей) – протяжный музыкальный звук, издаваемый трубою, – указывает на него, как на изобретателя «струнных и духовых» инструментов, о чем прямо говорится и в самом библейском тексте. Наконец, третий сын Ламеха, рожденный уже от другой жены, носил имя Тувалкаина (по-греч. LXX – Фовела). Библия не объясняет нам значение имени этого патриарха, но она прекрасно определяет его роль, как изобретателя разного рода медных и железных инструментов, потребных для земледелия, скотоводства, охоты, войны и музыки. Краткая заметка бытописателя обо всем этом служит попутным указанием на весьма важный культурно-исторической момент, знаменующий переход из каменного века в металлический, при этом обращает на себя особенное внимание и та любопытная подробность, что и Библия, в полном согласии с позитивной историей культуры, обработку «меди» ставит раньше выработки «железа». //«И сестра Тувалкаина Ноема…»// Вот теперь Писание в первый раз упоминает отдельно о женщине, – говорит Златоуст: «не просто и не беспричинно поступил так блаженный пророк, но чтобы доказать нам нечто сокровенное». И так как имя «Ноема» означает «миловидная, прекрасная», то ученые экзегеты строят догадку, что Ноема, наряду со своими братьями, тоже была своего рода изобретательницей, именно положила начало известному общественному институту, особенно характеристичному для развращенных каинитов. Полагают даже, что именно она стояла во главе тех «дщерей человеческих», которые вовлекали в падение «сынов Божьих» и тем самым насадили на земле вообще нечестие [[old:gen:06:02|(Быт. 6:2,]] [[old:gen:06:05|5)]]. [<10>]