[<10>] ====== Толкования на Быт. 4:25 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И познал Адам еще [Еву,] жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, [говорила она,] Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин** Доведши родословие до Ламеха, божественное Писание снова возвращается к Адаму и жене его, и говорит: **«позна же Адам Еву жену свою, и заченши роди сына; и именова имя ему Сив, глаголющи: воскреси бо ми Бог семя другое вместо Авеля, егоже уби Каин. Роди**, – говорит, – **сына и именова имя ему Сив»**. Не удовольствовавшись наречением имени сыну, мать говорит: **«воскреси бо ми Бог семя другое вместо Авеля, егоже уби Каин»**. Смотри, как и мать названием новорожденного сына увековечивает память о злом том деле, и, чтобы и последующие роды могли знать о преступлении Каина, говорит: **«вместо Авеля, егоже уби Каин»**. Это слова души скорбящей, возмущаемой воспоминанием о совершившемся злодеянии и в тоже время приносящей благодарность за родившегося и в имени его, как бы на столбе, изображающей преступление Каина. И подлинно, он причинил родителям не малую скорбь, поднял руку свою на брата, и этого любезного и дорогого им сына дал им увидеть поверженным на землю, мертвым и бездыханным. Если Адам уже получил себе приговор: //«земля еси и в землю отыдеши»//, и: //«в оньже аще день снесте от него смертию умрете»//, то этот приговор пока выражался только словами, и (первые люди) еще не знали, что такое смерть. Но этот, по ненависти к брату и снедаемый внутреннею злобою, решился умертвить Авеля и – первый представил родителям ужасное зрелище (смерти). Вот почему мать, лишь только несколько ободрилась и нашла облегчение своей невыносимой печали в новорожденном сыне, приносит благодарение Господу и увековечивает поступок братоубийцы, налагая и сама на него величайшее наказание тем, что предает вечной памяти его поступок. Видите, сколь великое зло грех? В какой стыд и бесславие повергает он тех, кто сделает его? Видите, как за него (Каин) лишился небесной милости и сделался позорищем для всех? Видите, как он за свое злое дело стал ненавистным даже родителям, побуждаемым самою природою любить своих детей? См. также Толкование на [[old:gen:05:03#svt_ioann_zlatoust|Быт. 5:3]] **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 20.//** ===== Свт. Климент Александрийский ===== **И познал Адам еще [Еву,] жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, [говорила она,] Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин** Мы согласны с тем, что невоздержание и блуд - дьявольские страсти, тогда как гармония благоразумного брака занимает срединное положение: через воздержание он ведет к молитве, а через почтенное брачное соединение - к деторождению. Во всяком случае, время, подходящее для деторождения, называется в Писании знанием - там, где сказано: **И познал Адам Еву, жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф; потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя вместо Авеля**. //**Строматы.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин** От племени Каина Моисей переходит к новой линии потомства Адамова, в кратком описании которой не видно ничего более, как примеры благочестия. Из сего видно, что, изобразив //семя змия//, он теперь указует на //семя жены//. **И нарекла ему имя Сиф**. Имя сие, по производству от слова שית //положить//, может значить //основание//. Давая сие имя своему сыну, Ева предполагает и надеется, что он будет основанием нового племени, несмотря на то, что в то же время имеет в мыслях Авеля, коего пример доказывает, по–видимому, неизвестность таковой надежды. Она утверждает что сие основание нового племени полагает сам Бог и что Сиф не будет подобен Каину, а будет **вместо Авеля**, коего цену если не при рождении его, то в жизни и смерти, она, конечно, узнала. Все сие показывает, что в Сифе надеется она восстановления и сохранения благословенного семени и нарекает ему имя в духе веры и прозрения в будущее. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Блаж. Августин ===== **И познал Адам еще [Еву,] жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, [говорила она,] Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин** Когда родился Сиф, Адам по Божественному внушению вполне мог сказать: **Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин**. [Но сказано это] потому, что Сифу предстояло заменить Авеля по святости своей жизни, а не потому, что он родился первым по порядку после Авеля. //**О граде Божием.**// ===== Блж. Иероним Стридонский===== **И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин** Seth (שֱ֑ת) означает, собственно, θέσιϛ, то есть «полагание». Таким образом, поскольку Бог «положил» его вместо Авеля, по этой причине он получает имя Seth («полагание»). Вот и в переводе Акилы сказано: «И назвала его именем Сиф, говоря: “Потому что Бог положил мне другое семя”». **//Еврейские вопросы на Книгу Бытия.//** ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== **Позна же Адам Еву жену свою: и заченши роди сына, и именова имя ему Сиф, глаголющи: воскреси бо ми Бог семя другое, вместо Авеля, егоже уби Каин** Для продолжения благословенного племени Бог дает прародителям вместо **Авеля** другого сына. Мать называет его **Сифом**, что значит «замена», и сама объясняет смысл этого имени: **«воскреси бо**, т. е. восставил, **ми Бог семя другое вместо Авеля».** **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин** //Рождение Сифа// //«И познал Адам еще жену свою… и она родила сына и нарекла имя ему: Сиф…»// На место двух старших детей Адама и Евы, из коих один не оправдал возлагавшихся на него надежд (Каин), другой - безвременно погиб (Авель), хранителем истинной веры и благочестия Бог дарует им третьего сына - по имени Сифа. Значение его имени объяснено в самом тексте, в смысле «утверждения, основания» истинной веры, или «подстановки, возмещения» той утраты, которая нанесена была погибелью Авеля. «Все сие показывает, что в Сифе Ева надеется на восстановление и сохранение благословенного Семени и нарекает ему имя в духе веры и прозрения в будущее» (Филарет). И действительно, будучи родоначальником благочестивых патриархов допотопного периода (сифитов), Сиф явился тем столпом, на котором стояла и утверждалась первобытная религия и церковь. В этом отношении Сиф как бы является прототипом самого Господа нашего Иисуса Христа ([[new:1kor:03:11|1 Кор. 3:11]]). **//Толковая Библия.//** [<10>]