[<10>] ====== Толкования на Быт. 5:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Адам жил сто тридцать лет и родил сына по подобию своему по образу своему, и нарек ему имя: Сиф** **«Роди**, – говорит, – **Адам и роди... по виду своему, и по образу своему, и нарече имя ему Сиф»**. А о рожденном прежде, то есть, о Каине ничего такого не сказал, наперед уже давая знать о наклонности его к злу; и справедливо: Каин не сохранил отеческих нравов, но тотчас уклонился к злу. Здесь же Моисей говорит: **«по образу своему и по подобию своему»**, то есть (Адам родил сына) однородного родившему, с теми же добродетельными свойствами, являющего в себе посредством дел своих образ отеческий, могущего своею добродетелию вознаградить за преступление старшего (сына). Здесь Писание, говоря: **«по образу своему и по подобию своему»**, сообщает нам не о телесных чертах, но о состоянии душевном, дабы мы знали, что этот сын (Сиф) не будет таким же (как Каин). Потому и мать, давая имя этому сыну, дает его с благодарностию, и рождение дитяти приписывает не природе и собственной способности рождать, но силе Божией, которая и возбудила природу к рождению, и говорит: //«и нарече имя ему Сиф, глаголющи: воскреси бо ми Бог семя другое вместо Авеля, егоже уби Каин»// [[old:gen:04:25|(Быт.4:25)]]. Смотри, какая точность в словах. Не сказала: дал мне Бог, но //воскреси ми//. Замечай, как этим выражением уже с тех пор, хотя и не ясно, указываются начатки воскресения. Она как бы так говорила: вместо умершего воскресил мне этого. Хотя тот, говорит, от братней руки пал на землю и подвергся смерти, но сила Божия вместо падшего восставила этого. Так как не настало еще время воскресения, то Бог восставил не падшего, но другого вместо его, потому и говорит Ева: //«воскреси бо ми Бог семя другое вместо Авеля, егоже уби Каин»//. Видел ты благодарность жены? Видел человеколюбие Господа, – как скоро Он подал им (Адаму и Еве) утешение? Вот и Ева то самое, что было для нее причиною скорби, обратила в побуждение к славословию, и все приписывает Господу, говоря: //«воскреси ми Бог семя другое вместо Авеля, его же уби Каин»//. Видишь как она не только не возроптала и не сказала ни одного печального слова (божественное Писание не пропустило бы, если бы что-нибудь такое было сказано ею), напротив, перенесши великодушно несчастие, удостаивается скорого утешения и обнаруживает еще большую благодарность, возвещая благодеяние Господне? Смотри же, с какою щедростию и Господь подает свои дары. Не только даровал другого сына, но еще заранее показывает, что этот сын будет и добродетелен. **«Роди бо,** – говорит Писание, – **по виду своему и по образу своему»**. И чтобы мы тотчас же убедились в добродетели этого сына, смотри, как и сам он в имени собственного своего сына высказывает боголюбивую свою душу. //«И Сифу//, – сказано, – //бысть сын, и нарече имя ему Енос. Сей упова призывати имя Господа Бога»// [[old:gen:04:26|(Быт.4:26)]]. Вот имя, которое светлее диадимы, блистательнее порфиры! Что может быть блаженнее человека, который украшается призыванием Бога и это самое (призывание) носит вместо имени? **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 21.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Адам жил сто тридцать лет и родил сына по подобию своему по образу своему, и нарек ему имя: Сиф** **Родил сына по подобию своему и по образу своему**. Сиф имел подобный Адаму образ естества человеческого; но не о сем, кажется, говорит Моисей; ибо кто усомнится в том, что первый человек родил другого человека? Образ благочестия, но и о сем не упомянул Моисей, говоря о Авеле. Образ греха и смертности; и о сем‑то наипаче образе, конечно, мыслил здесь Моисей, когда противоположил его Божию образу. Сим образом уничтожает он гордое мнение тех, которые производили человеков от рода богов и под именем родоначальника о всем роде человеческом исповедует то, что Давид исповедал о себе [[old:ps:050:07|(Пс. 50:7)]]. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Поживе же Адам лет двесте тридесять и роди сына по виду своему и по образу своему, и нарече имя ему Сиф** Исчислив роды в племени Каиновом и окончив повествование о беседе Ламеха с женами его, Моисей обращается к исчислению родов в племени Сифовом и, начиная с Адама, говорит: **Поживе же Адам лет сто тридесять и роди сына по виду своему и по образу своему**. В Сифе, который по всему подобен был Адаму, представлено нам подобие Сына Божия, Который есть образ родшего Его Отца, - как Сиф есть образ родившего его Адама. Когда же у Сифа родился Енос, тогда, как говорит Писание, //начали называтеся по имени Господню// [[old;gen:04:26|(Быт. 4:26)]], то есть поскольку Сиф отделился от рода Каинова, род его начал называться по имени Господню, или праведным народом Господним. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Ориген ===== Ст. 3-5 **Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф. Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер** ...Образ Сына Божиего, о Котором ныне идет речь, можно рассмотреть и с той точки зрения, что Он есть //образ Бога невидимого// [[new:kol:01:15|(Кол. 1:15)]], как сын Адамов Сиф называется, согласно Писанию, образом Адама. Ибо написано: **и родил (Адам) сына по подобию своему, по образу своему, и нарек ему имя: Сиф**. Этот образ заключает в себе единство природы и существа Отца и Сына. Если же все, //что творит Он (Отец), то и Сын творит также// [[new:in:05:19|(Ин. 5:19)]], значит, в соответствии с тем, что Сын делает все то же, что и Отец, образ Отца отображается в Сыне, Который, будучи рожден от Отца, есть как бы воля Его, выступившая из Его разума. //**О началах.**// ===== Блж. Иероним Стридонский===== **Адам жил сто тридцать лет и родил сына по подобию своему по образу своему, и нарек ему имя: Сиф** Следует обратить внимание на то, что вплоть до описания потопа там, где в наших книгах говорится, что кто-либо родил в 200 с чем-то лет, в еврейском тексте будет 100 с чем-то лет (то есть на 100 лет меньше. – Прим. перев.). **//Еврейские вопросы на Книгу Бытия.//** ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== **Поживе же Адам лет двесте тридесять и роди сына по виду своему и по образу своему, и нарече имя ему Сиф** Ряд **сынов** Божиих в потомстве **Адама** открывается **Сифом**, который дан прародителем по смерти Авеля, вза­мен его (отчего получил свое имя – [[old:gen:04:05|Быт 4:5]]), для продол­жения благословенного племени. Впрочем, бытописатель в рассматриваемом родословии обозревает не весь род **Сифа**, а только тех членов его, от которых по прямой нисходящей линии произошел Ной. Линию от **Сифа** до Ноя Моисей избрал отчасти потому, что только этой линии суждено было продолжить существование человеческого рода после потопа, от которого уцелел один Ной с семей­ством, отчасти потому, что только в среде потомства Ноева, в избранной его части, сохранится и исполнится обетова­ние о пришествии Христа. **"Роди сына [Сифа] по виду своему и образу своему". Сын** походил на отца, может быть, и по наружности, но паче по благочестию. Отец хотя грехом помрачил в себе образ Божий, но покаянием старался обновить черты его, и умел достигнуть того, что «премудрость», как сказано в книге премудрости Соломоновой, //«изведе его от греха»//, т. е. по­могла ему в борьбе со грехом [[old:prs:10:01|(Прем. 10:1)]]. Сие благочестие наследовал от **Адама** и **Сиф**, и это наследие передал сыну своему Еносу, при котором, как мы видели (см. выше, VIII паремию), общество чтителей истин­ного Бога начало резко отделяться от нечестивых потомков Каина. Иисус, сын Сирахов, воспевая славных мужей вет­хозаветной Церкви, упоминает в числе их и о **Сифе**. Он поставляет **Сифа** наряду с Симом, давая разуметь, что как Сим после потопа, так и **Сиф** до потопа был родоначальни­ком лучших людей, пребывших верными истинному бого­почтению [[old:prsir:49:18|(Сир. 49:18)]]. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Адам жил сто тридцать лет и родил сына по подобию своему по образу своему, и нарек ему имя: Сиф** В изложении самой родословной таблицы, библейский автор, начиная с Адама, придерживается все время одного и того же порядка: назвав имя известного патриарха, он указывает на его возраст в момент рождения у него следующего члена генеалогии, затем определяет количество лет остальной жизни этого патриарха, подводит общий итог его долголетию и заканчивает все это упоминанием о его смерти. В некоторых хронологических датах, главным образом в относящихся ко времени рождения у того или другого патриарха сына, замечается несогласие между русским и славянским текстами, происходящее из-за различия в еврейской и греческой Библиях. Различие это, по всей вероятности, случайного происхождения (внесено каким-либо переводчиком или переписчиком) и во всяком случае никакого серьезного значения для существа веры не имеет, наглядно доказывая только ту очевидную истину, что в Библии нет точной хронологии, а имеющаяся - довольно условна и относительна, и, по крайней мере, в некоторых своих отделах, по всей вероятности, внесена в нее позднее. Другой, еще более важный вопрос, имеющий отношение к этой допотопной генеалогии, это вопрос о поразительном долголетии ее членов, достигавшем почти целого тысячелетия. В противоположность тенденциозности и неосновательности рационалистических попыток подорвать веру в патриархальное долголетие, признание его располагает целым родом действительных доказательств. За него, прежде всего, говорит факт предыдущего райского бессмертия человека: хотя через грехопадение человек и утратил этот божественный дар, однако зараза смертности могла лишь постепенно сокрушать первобытную крепость организма. О том же, далее, свидетельствует аналогия патриархального периода с детством человека: патриархально-допотопный период был своего рода эпохой младенчества в жизни человечества, т. е. временем особенного богатства, целостности, продуктивности и свежести всех его как духовных, так и физических сил. Справедливость этого, до известной степени, подтверждается целым рядом параллельных преданий других древних народов, записанных египетским жрецом Манефоном, финикийским - Мохом, халдейским - Берозом и др. Наконец, важным подтверждением, а вместе и лучшим объяснением факта патриархального долголетия служит очевидное действие божественного Промысла, осуществлявшего путем его высокие религиозные цели: хранение религиозной истины, распространение человеческого рода и утверждение основных элементов религии, морали и культуры (подробнее об этом смотри у И. Спасского, «Библейская хронология», Пластова, «Священная летопись» и А. Покровского, «Библейское учение о первобытной Религии»). //«Адам… родил (сына) по образу своему (и) подобию своему»//. Данными словами довольно выразительно устанавливается прирожденность основных духовно-физических свойств человеческой природы; в силу этого, на потомство Адама перешли как черты заложенного в его природу образа Божия, так и свойства того греховного подобия, которое помрачило этот божественный образ в факте грехопадения ([[old:gen:01:28|Быт. 1:28]]; [[old:gen:03:16|Быт. 3:16]]; [[new:rim:05:12|Рим. 5:12]]). [<10>]