[<10>] ====== Толкования на Быт. 5:25 ====== ===== Блаж. Августин ===== Ст. 25-27 **Мафусал жил сто восемьдесят семь лет и родил Ламеха. По рождении Ламеха Мафусал жил семьсот восемьдесят два года и родил сынов и дочерей. Всех же дней Мафусала было девятьсот шестьдесят девять лет; и он умер** Теперь что касается той разницы в числах, которая замечается между еврейскими и нашими кодексами и не противоречит долговечности древних. Если различие оказывается таким, что нельзя признать истинным и то и другое, нужно искать историческую достоверность в том языке, с которого сделан наш перевод. Возможность для этого предоставляется всякому желающему. Но это не значит, что кому-нибудь дозволено по еврейским кодексам исправлять Септуагинту в том многом, в чем они с теми кодексами не согласны. Это различие не есть так называемая погрешность, и я думаю, что его никоим образом не следует считать таковым. Но в тех случаях, где нет ошибки переписчика и где есть смысл, согласный с истиной и предвозвещающий ее, надо полагать, что переводчики Септуагинты говорили иначе, нежели в еврейских кодексах, не как переводчики, а с той свободой, которая свойственна пророкам. //**О граде Божием.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 25-27 **Мафусал жил сто восемьдесят семь лет и родил Ламеха. По рождении Ламеха Мафусал жил семьсот восемьдесят два года и родил сынов и дочерей. Всех же дней Мафусала было девятьсот шестьдесят девять лет; и он умер** Пресловутый вопрос, обсуждавшийся во всех церквах, - вопрос о времени смерти Мафусала. Согласно тщательному подсчету получается, что он умер четырнадцать лет спустя после потопа. В самом деле: Мафусал жил сто шестьдесят семь лет и родил Ламеха; и Ламех жил сто восемьдесят восемь лет и родил Ноя. И прожил Мафусал до дня рождения Ноя триста пятьдесят пять лет. Потоп же наступил на шестисотый год жизни Ноя. В таком случае, если сложить все эти временные отрезки, получится, что Мафусалу было девятьсот пятьдесят пять лет, когда наступил потоп. Но поскольку ранее было сказано, что **Мафусал жил девятьсот шестьдесят девять лет**, нет никакого сомнения в том, что он умер через четырнадцать лет после потопа. Как же тогда может быть истинным, что лишь восемь душ спаслись в ковчеге? Следовательно, здесь, как и во многих других местах, допущена ошибка в подсчетах. К тому же, в книгах евреев и самаритян находим, что написано так: **Мафусал жил сто восемьдесят семь лет, и родил Ламеха. По рождении Ламеха, Мафусал жил семьсот восемьдесят два года, и родил сынов и дочерей. Всех же дней Мафусала было девятьсот шестьдесят девять лет; и он умер**. //Ламех жил сто восемьдесят два года, и родил... Ноя//. Следовательно, от рождения Мафусала до дня рождения Ноя прошло триста шестьдесят девять лет. Прибавь к ним возраст Ноя, ибо потоп наступил на шестисотый год его жизни. Таким образом, получается, что Мафусал умер на девятьсот шестьдесят девятом году жизни: в тот год, когда начался потоп. //**Еврейские вопросы на Книгу Бытия.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Мафусал жил сто восемьдесят семь лет и родил Ламеха** //«Мафусал… родил Ламеха…»// Из генеалогии каинитов нам уже известно, что имя «Ламех» значит «свирепый человек, муж войны и разрушения». Трудно только с точностью определить, как мысль сифитов символизируется таким, по-видимому, неподходящим для них именем. Всего вероятнее, что в нем должно усматривать след воинственного и боговраждебного духа каинитов, начавшего с этой генерации заметно сильно ощущаться и в среде сифитов. [<10>]