[<10>] ====== Толкования на Быт. 5:32 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И бе Ное лет пяти сот, и роди сыны три, Сима, Хама, Иафета** И дабы мы с точностию знали, сколько времени этот сын (Ламеха) своим именем увещевал всех оставить нечестие, прилепиться к добродетели и чрез то избежать столь великого гнева Божия, (Писание) говорит: **«и бе Ное лет пятисот и роди Ное три сына»**. Вот и другой праведник, с женою и детьми весьма благоугодил Богу, избрав, вопреки всем (современникам), путь добродетели, и не встретил никакого препятствия ни от брака, ни от воспитания детей. Но при этом нельзя не изумиться и неизреченному долготерпению Божию, и крайней неблагодарности тогдашних людей. Вот в течение пятисот лет этот праведник вопиял и свидетельствовал своим именем о потопе, имевшем быть по всей вселенной за умножение нечестия, и при этом они не захотели однако отстать от нечестия. Но человеколюбивый Бог и после такого пророчества, и по истечении столь многих лет, еще не подвергает наказанию, но желая показать большее долготерпение, к мере Своего снисхождения прилагает и еще немалое число лет. Он создал человеческий род не для того, чтобы наказывать его, но совсем напротив, чтобы даровать ему наслаждение бесчисленными благами. Поэтому и видишь, как Он везде замедляет и откладывает наказания. **«И бе Ное**, – говорит Писание, – **лет пяти сот»**. Намеренно божественное Писание обозначило число лет праведника, чтобы мы видели, сколько времени он увещевал своих современников, и как они, избрав путь нечестия, погибли на нем, а праведник, идя путем совершенно противоположным, явил столь высокую добродетель, что привлек к себе благоволение Божие и, тогда как все прочие подверглись наказанию, один он с своим семейством избежал его. Представь же себе, как был предан добродетели этот праведник, когда, среди такого множества людей, с великою силою стремившихся к нечестию, один он шел противоположным путем, предпочитая добродетель нечестию, и ни единодушие, ни столь великое множество (злых) не остановило его на пути добра, но он уже наперед исполнил то, что впоследствии имел сказать блаженный Моисей: //«да не будеши со многими на злобу»// [[old:ish:23:02|(Исх.23:2)]]. И что особенно удивительно и чудно: в то время, как многие, или – лучше сказать – все склонялись к нечестию и к злым делам, и никто не располагал к добродетели, он сам собою устремился к ней с такою силою, что пошел против такого множества; не убоялся и не устрашился единодушия злых; не поступил так, как обыкновенно делают нерадивые, которые, когда увидят, что многие показывают в чем-нибудь единодушие, пользуются этим случаем для прикрытия своего нерадения и говорят: для чего мне, вопреки всем этим людям, предпринимать что-нибудь новое и особенное, противоречить такому множеству и вступать в борьбу с таким многолюдством? Разве я праведнее всех их? Какая мне польза от такой вражды? Какая выгода от такой ненависти? Но (праведник) не делал столь бесплодных соображений, да и не подумал делать; он опять наперед исполнил сказанное пророком, //«что лучший есть един творяй волю Господню, нежели тмы беззаконных»// [[old:prsir:16:03|(Сир.16:3)]]. Разве общение, думал он, и согласие с многолюдством, стремящимся к злу, может избавить меня от наказания? Знал он, верно знал, что каждый ответит за собственное свое спасение и что другому невозможно ни потерпеть наказание за согрешающего, ни получить чужую награду. Поэтому праведник, как искра посреди моря, не только не угасал, но и с каждым днем издавал яснейший свет, поучая всех своими делами. **«И бе**, – говорит Писание, – **Ное лет пяти сот, и роди три сына, Сима, Хама и Иафета»**. Замечай точность божественного Писания. Сказав нам о числе лет праведника, чтобы показать великость долготерпения Господа, оно хочет еще изъяснить нам и приумножение снисхождения Господня, и усиление нечестия человеческого. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 21-22.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И бе Ное лет пяти сот, и роди сыны три, Сима, Хама, Иафета** После исчисления десяти родов от Адама до Ноя, Моисей говорит о Ное, что **бе... лет пяти сот, и роди сыны три, Сима, Хама, Иафета**. Ной, в продолжении столь долгого времени хранивший девство, служил образцом для своих современников, ибо пятьсот лет хранил он девство среди людей, о которых сказано:// растли всяка плоть путь свой.// //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== X. Паремия, положенная на вечерне в пяток второй седмицы Великого поста (Быт 5:32; 6:1–8). В сей паремии описывается крайнее развращение людей пред всемирным потопом и излагается предопреде­ление Божие об истреблении их. 5:32 **И бе Ное лет пятисот, и роди сыны три, Сима, Хама, Иафета** Сие не так должно понимать, чтобы трое сыновей Но­евых родились в одном году, а так, что через пятьсот лет сперва родился у Ноя Сим, а за ним в последующие годы Хам и Иафет. Младшим из них был Хам [[old:gen:09:24|(Быт. 9:24)]]. Ной с тремя сыновьями заключает родословие благословенного племени до потопа; но тогда как предшествующие Ною члены родословия исчисляются только по линии нисходя­щей до Ноя, боковые же линии не упоминаются, – Ной именуется в родословии с троими сыновьями. Это, конеч­но, потому, что они с отцом пережили потоп и каждый из них был родоначальником многочисленного потомства после потопа. Кроме Сима, Хама и Иафета у Ноя могли быть и другие дети, родившиеся раньше или позже их, но бытописатель о них не упоминает потому, что не им суждено было продолжить существование человечества после потопа. Сам Ной был сын Ламеха, внука Енохова. Ной значит «успокоитель, утешитель". Сие имя дал ему отец в чаянии, что при нем будет покой земле, обремененной проклятием Божиим [[old:gen:05:29|(Быт. 5:29)]]. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Ною было пятьсот лет и родил Ной Сима, Хама и Иафета** См. Толкование на [[old:gen:05:30#lopuxin_ap|Быт. 5:30]] [<10>]