[<10>] ====== Толкования на Быт. 6:5 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время** **«Видев же**, – говорит Писание, – **Господь Бог, яко умножишася злобы человеков на земли»**. Что значат слова: **«видев же»**? Не то, чтобы не знал Господь; нет: божественное Писание повествует обо всем приспособительно к нашей немощи. Чтобы вразумить нас, что эти люди, и после столь великого долготерпения Божия, оставались в тех же грехах или впадали вновь еще в большие, оно говорит: **«видев же, яко умножишася злобы человеков на земли»**. От этого злого дела, как от источника, рождались у них и многие другие грехи; поэтому и говорится: **«злобы человеков»**. Где блуд, невоздержная и нечистая жизнь, там естественно рождается и пьянство, и бесчинство, и великая несправедливость, и лихоимство, и множество зла. **«Видев же**, – сказано, – **«Господь Бог, яко умножишася злобы человеков на земли, и всяк помышляет в сердце своем прилежно на злая во вся дни»**. Смотри, как здесь каждое слово указывает на множество грехов. Сказав вообще: **«яко умножишася злобы человеков на земли»**. Писание присовокупило: **«и всяк»**. Многозначительно это слово. Не только юноша (грешит), но и старец делает подобное ему; не только муж, но и жена; не только раб, но и свободный; не только богатый, но и бедный. И слово: **«помышляет»** также многозначительно. Они, то есть, делают это. Не урывками, но размышляя в сердце, каждый час стремясь к этому и нарочито заботясь об этом, – не то, что раз или два, просто и случайно, увлекшись грехом, оставляют потом нечестие, но прилежно упражняются в нем и делают злое; то есть, грех совершается ими с большим тщанием, не мимоходом, не небрежно и не в короткое время, но все дни, в течение всей их жизни. Видел ты усиление нечестия? Видел, как они сделали это своим занятием, прилежно совершая всякого рода зло, и как всякий возраст охотно стремился к деланию зла? **«Всяк»**, говорит (Писание); не было незрелого и непричастного злу возраста, но все тотчас и с самого начала соревновались в этом злом подвиге, стараясь превзойти друг друга в беззаконных делах. Представь же теперь необычайную мудрость праведника, когда он, среди такого единомыслия злых людей, мог избежать заразы и не потерпеть от них никакого вреда, но как бы имея другую природу, сохранил твердость духа и, по собственному изволению устремившись к деланию добра, уклонился от греховного единомыслия с ними, и избавился от постигшей всех погибели. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 22.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 5-8, 13-16, 18-20, 7:2-3 **И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. Ной же обрел благодать пред очами Господа. И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою. Введи также в ковчег из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут. Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых. и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского; также и из птиц небесных по семи, мужеского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли** Когда таким образом роды смешались одни с другими и все уклонились к необузданному греху, тогда **увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время**, или раскаялся, по другому переводу, разумею Акилы, **что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. Ной же обрел благодать пред очами Господа** [[old:gen:06:05|(Быт. 6:5-8)]]. Понимаешь ли, что Бог решил истребить всякого человека? Поскольку же Ной украшен был подвигами благочестия, то его одного пощадил Бог и не погубил с другими, а спас со всем домом. **И говорит ему: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье** [жилье] [[old:gen:06:13|(Быт. 6:13-16)]]. И немного спустя еще: **и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою. Введи также в ковчег из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут. Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых. И всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского** ([[old:gen:06:18|ст. 18-20]]; ср.: [[old:gen:07:02|7:2-3]]). Итак, когда все это было исполнено, как повелел Бог всяческих, погублена была всякая плоть, так как всю поднебесную наводнили дожди и ливни и стремительнейшие потоки вод, посланных свыше и с неба. Ковчег же плавал на поверхности, имея грузом своим души праведных. А когда воды немного опали, то остановился ковчег, сказано, по //прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега и выпустил ворона, который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды. Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли, но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег, ибо вода была еще на поверхности всей земли; и он простер руку свою, и взял его, и принял к себе в ковчег. И помедлил еще семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега. Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли. Он помедлил еще семь дней других и выпустил голубя; и он уже не возвратился к нему// [[old:gen:08:04|(8:4]] и [[old:gen:08:06|6-12)]]. Таким образом, он понял наконец, что вся вода иссякла на земле, и что земля снова стала сухою, равно как и то, что находится на ней. Когда же он вместе с детьми своими и со всеми собранными в ковчег вышел из него и увидел землю освобожденною от вод, он тотчас воздвиг жертвенник и постарался принести во всесожжение чистых и нескверных из скота и пернатых, вознося, как я думаю, благодарственные жертвы спасшему его Богу. Когда это совершено было, сказано //И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся// [[old:gen:07:21|(ст.21-22)]]. А кроме того еще //И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они// [[old:gen:09:01|(9:1-2)]]. Когда таким образом слово наше достигло сего, состоя в изложении буквального смысла и истории, то с этой стороны, как я думаю, совершенно ничего не опущено. Теперь по следам сказанного, проводя сокровенное внутри его умозрение, исследуем таинство Христа и покажем — как образ совершенного чрез Него спасения — самого Ноя и относящееся к ковчегу мудрое и неизреченное домостроительство. Итак, Ной Рожден Ламехом, не тем, который убил мужа и юношу, но одноименным ему, происшедшим от Сифа. И Господь наш Иисус Христос произошел от Израиля, святого ради отцов, но от народа, единонравного Ламеху и единомышленного убийце и даже одноименного убийце. В одном месте сказано иудеям: //Кого из пророков не гнали отцы ваши//? [[new:act:07:52|(Деян. 7:52)]]. И от Христа: //дополняйте же меру отцов ваших// [[new:mf:23:32|(Мф. 23:32)]]. А также и устами Исаии сказано: //И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови// [[old:is:01:15|(Ис. 1:15)]]. Затем Ной — одиннадцатый от Адама. В свою очередь и Христос родился по плоти как бы в крайнее и одиннадцатое время и начал домостроительство нашего спасения. Что все это так было и истинно, в том можешь быть убежден от Священных Писаний. Нанимавший делателей в виноградник за вознаграждение в одиннадцатом часу взывал к некоторым, а это были язычники: что вы стоите здесь целый день праздно? Когда же они откровенно сказали: никто нас не нанял, — ибо прежде пришествия Спасителя нашего никто не призывал язычников к богопознанию, — Он благостно и милосердно говорит им: //идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите// [[new:mf:20:06|(Мф. 20:6-7)]]. И закон, данный чрез Моисея, повелел совершать заклание агнца вечером и при светильниках ([[old:ish:29:39|Исх. 29:39]] и [[old:ish:29:41|41]]; [[old:chis:28:04|Чис. 28:4]] и др.): ибо, когда время приходило уже как бы к самому западу и едва не сокращался настоящий век, Единородный — Слово Божие соделался человеком и претерпел за всех заклание, освобождая от наказания и осуждения и делая уверовавших весьма далекими от всякого страха за сие. Сам Он есть истинный Ной, то есть правда и покой: так толкуется это имя; ибо мы оправданы, по Писаниям, //не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости// [[new:tit:03:05|(Тит. 3:5]]; [[new:rim:03:24|Рим. 3:24)]]. Итак, Христос соделался для уверовавших правдою и покоем, если истинно сказанное: //Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились …и Господь возложил на Него грехи всех нас, по слову пророка// [[old:is:53:05|(Ис. 53:5-6)]]. Таким образом, поскольку Христос пострадал за нас плотию, мы блаженны и достойны соревнования. Что же? Ужели не к тому мы призваны? Ужели не наслаждаемся небесных дарований и не обогащаемся причастием их, и, свергши неудобоносимое бремя греха, не успокаиваемся наконец в благоденствии духовном? Он Сам призывал нас к сему, говоря: //Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим// [[new:mf:11:28|(Мф. 11:28-29)]]. Что Христос имел упокоить нас, об этом и Архангел Гавриил предвозвещал Святой Деве, говоря: //не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус: ибо Он спасет людей Своих от грехов их// [[new:lk:01:30|(Лк. 1:30-31]]; [[new:mf:01:21|Мф. 1:21)]]. А также и божественные пророки точно предвозвещали имевший чрез Него быть покой. Так один из них говорил: //«не бойся»,// и Сиону: //«да не ослабевают руки твои!» Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя; возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей// [[old:sof:03:16|(Соф. 3:16-17)]]. Исайя же едва не наглядно представляет дело, говоря: //Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас. Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей// ([[old:is:35:03|Ис. 35:3-4]]; [[old:is:40:10|40:10-11]]). Итак, Христос соделался для нас правдою и покоем; Он же спас нас и от земли, которую проклял Господь Бог: //ибо это говорил нам о Ное Ламех, пророчествуя// [[old:gen:05:29|(Быт. 5:29)]]. Не сомнительно же, что вина преступления Адамова разрешена опять во Христе; //ибо Он был за нас клятвою//, согласно написанному [[new:gal:03:13|(Гал. 3:13)]], избавляя землю от древнего проклятия. Чрез Него, говорим, Отец и Бог все восстановил в древнее состояние; и древнее прошло, но //кто во Христе//, [тот] //новая тварь, теперь все новое// [[new:2kor:05:17|(2 Кор. 5:17)]]. Он есть второй Адам, послушанием ниспровергающий вину первозданного, разумею вину, бывшую в начале, преслушание. Так мыслить угодно было и божественному Павлу, ибо он пишет так: //Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие// [[new:rim:05:19|(Рим. 5:19)]]. А Христос послушным был Отцу //даже до смерти, и смерти крестной// [[new:fil:02:08|(Флп. 2:8)]] Как проклята была земля за бывшее в начале преступление Адамово, так стала благословенною за послушание Христово. Но Он искупил нас и иначе от земли, соделавшейся проклятою; //ибо нова небесе и новы земли по обетованиям Его чаем//, как сказал мудрый ученик Спасителя ([[new:2pet:03:13|2 Пет. 3:13]]; [[new:otkr:21:01|Апок. 21:1]]). Он же возобновил нам и восхождение на высоту и на небо [[new:evr:10:20|(Евр. 10:20)]]; и предтечею о нас [[new:evr:06:20|(Евр. 6:20)]] вошел во святую землю, наследовать которую, по Его словам [[new:mf:05:05|(Мф. 5:5)]], имеют кроткие, то есть детоводимые к кротости евангельскими учениями. Закон повелевал обидчикам воздавать //око за око, зуб за зуб и язву за язву// [[old:ish:21:24|(Исх. 21:24-25)]]. Нам же Христос говорит: //Ударившему тебя по щеке подставь и другую// ([[new:lk:06:29|Лк. 6:29]]; [[new:mf:05:39|Мф. 5:39]]). Итак, Ной был одиннадцатый от Адама чрез Сифа и Еноса, которые начали призывать имя Господа своего [[old:gen:04:26|(Быт. 4:26)]] по причине величайшего благочестия и боголюбезного жития. И Господь наш Иисус Христос, как передают святые Евангелисты, ведет свое родословие от Адама и до самого Иосифа, во всем, так сказать, святого, так как до него достигает родословие. Но скажем теперь и о бывшем смешении, и взаимном слиянии родов, святого, говорю, и не такового, то есть скверного и гнуснейшего. Как происшедшие от Еноса, по прозванию бога, воспламенились любовию к дщерям человеческим, вследствие чего тотчас соделались инонравными и, решившись жить по их нравам и законам, стали недуговать отпадением ко всему наихудшему: так и происшедшие от семени Израиля пока проводили святолепное житие и были ревностнейшими подражателями прародительского благочестия, удаляли от себя всякий вид порочности и соблюдали в себе совершенно неповрежденною похвалу доброхвального жития. Когда же вошли в общение с сопредельными племенами (языческими), хотя закон и осуждал это, то вскоре исполнились присущей им мерзости, стали удобопреклонны и легко совратимы ко злу, и в чем самом дурном не могли быть изобличены? И вот что всего более странно: язычники, хотя и служили твари помимо Создателя и Творца и уклонились в заблуждение многобожия, однако с полною искренностью чтили демонские скопища; Израиль же, святой по происхождению свыше и от отцов, совершенно за неважное считал отступничество. Посему Бог устами святыми говорит ему: //Ибо пойдите на острова Хиттимские и посмотрите, и пошлите в Кидар и разведайте прилежно, и рассмотрите: было ли [там] что-нибудь подобное сему? переменил ли какой народ богов [своих], хотя они и не боги? а Мой народ променял славу свою на то, что не помогает. Подивитесь сему, небеса, и содрогнитесь, и ужаснитесь, говорит Господь. Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды// [[old:ier:02:10|(Иер. 2:10-13)]]. И еще: //сколько у тебя городов, столько и богов у тебя, Иуда. Для чего вам состязаться со Мною? - все вы согрешали против Меня, говорит Господь// [[old:ier:02:28|(ст. 28-29)]]. Они доходили до такой степени развращения мыслей, или лучше действий, что имели сообщение с женщинами, блудно живущими. Когда же они рождали, и когда нужно было тотчас же назнаменать младенцев признаками служения иудейского, именно обрезанием в восьмой день и жертвами при сем: тогда они уносили от освященного народа в дар нечистым демонам. И в этом-то смысле, как я думаю, сказано о них устами пророка: //сынове чуждии рождены им// [[old:ps:017:46|(Пс. 17:46).]] Посему, так как святой род чрез соприкосновение с худшим был, наконец, поврежден и, что касается до качества и различия в мнении, образе жизни, и нравах, все это сведено было в нем к одному, то Зиждитель всяческих по справедливости решил погубить Израиль и все народы, существующие на земле. Но побеждаемый врожденною благостью, Он навел гнев, не равносильный грехам их. Дабы не совсем погиб род земной, Он предуказал чрез Ноя как бы оправдание в вере и отпущение чрез воду. Посему-то соделался человеком //и с человеки поживе Единородный//, согласно написанному [[old:var:03:38|(Вар. 3:38)]], — истиннейший Ной, который в прообразе древнего оного и славного ковчега устроил Церковь. Входящие в нее избегают угрожающей миру погибели. Так и божественный Павел истолковывает таинство о ковчеге, говоря: //Верою Ной… благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего// [[new:evr:11:07|(Евр. 11:7)]], которым Он, как и Петр говорит, //немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды, Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести// [[new:1pet:03:20|(1 Петр. 3:20-21)]]. Каким образом был устроен ковчег? Сказано, //длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху// [[old:gen:06:14|(Быт. 6:14-16)]]. А что такое устройство указывало на таинство Христа, хотя и очень неясно, это для всякого может быть явно, и очень легко, из того, что божественный Павел пишет к оправдываемым в вере, что он творит о них непрерывную молитву: //могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову// [[new:ef:03:18|(Еф. 3:18-19)]]. Какой смысл размеров ковчега? Они представляют прямое и отчетливое указание на Святую и Единосущную Троицу, и на Единое Божество, имеющее целость и совершенство во всем. Это может видеть всякий указываемым в предлежащих числах, обращая внимание на то, что богодухновенному Писанию обычно делать символами совершенства те числа, которые имеют кругообращение в самих себе. Так, например, седмеричное число, начинаясь от первого, в субботе завершается в седьмом дне. Затем опять мы исчисляем дни по порядку, начиная от первого и доводя опять до седьмого. Подобным образом и достигши десятого числа, мы опять идем, начиная от первого в следующем десятке. Точно таким образом и на том же основании слагается и совершенное из совершенных число, то есть сто, состоящее из десяти десятков и имеющее кругообращение и возвращение опять к единице. Как я сказал, символом совершенства в Божественном Писании служит всякое число, как бы возвращающееся назад по достижении приличествующего ему и назначенного предела. Итак, усматривай же всесовершенство Святой Троицы как бы в трехстах локтей: ибо такова длина ковчега. А что совершенство совершенств, так сказать, есть Божество в единице, на это очень хорошо указывает широта, достигающая пятидесяти локтей, то есть как числа, состоящего из семи седмиц, с присоединением единицы, потому что естество Божества едино. Да и самая высота не иную порождает в нас мысль, как эту. Она достигает трех десятков локтей, но сокращается опять в одном самом верхнем и превысшем, ибо **тридцать** , сказано, **высота его локтей, и в один локоть сведи его вверху** [[old:gen:06:15|(Быт. 6:15-16)]]. И Святая Троица, как бы расширяясь в три различия Ипостасей и собственных Лиц, так сказать, сокращается во едином естестве Божества. Эллины чтут путь заблуждения многобожия. Мы же, Отца и Сына и Святаго Духа, счисляя и полагая Их истинно в собственных Ипостасях, обыкли венчать единством естества. И в тождестве существа едва не собирая все к вершине, завершаем в одном локте долгий и широкий и высокий ковчег. Итак, спасает нас верою Христос и как бы в ковчег вводит нас в Церковь, в коей пребывая, мы избавимся от страха смерти и избегнем осуждения вместе с миром: ибо с нами праведный Ной, то есть Христос. //**Глафиры, или объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время** Дабы решительному суду Божию о первом мире дать образ справедливости и милосердия, вообще свойственный судам Божиим, Моисей изображает сперва крайнее растление человека и Божие о нем скорбение, а потом уже произносит самое определение суда Божия, с исключением Ноя [[old:gen:06:07|(Быт. 6:7-8)]]. **И всякий образ помышлений сердца их одно зло во всю жизнь**. Бог, яко первая причина всего, судит человека не по наружным действиям, но по их причинам и основаниям и находит повреждение самое глубокое, начинающееся от **помышлений сердца**; повреждение самое пагубное, простирающееся отсюда на всю деятельность; повреждение всеобщее, простирающееся на //все вырождения помышлений сердца//. Таким образом, когда самые основания добра повреждены, то нет уже места исправлению, но только разрушению. Впрочем, сие изображение человеческого рода должно почитать изображением каждого человека, находившегося в числе погибших от потопа [[old:ps:013:02|(Пс. 13:2-3)]]. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Видев же Господь Бог, яко умножишася злобы человеков на земли: и всяк помышляет в сердцы своем прилежно на злая во вся дни** После повествования об исполинах, рождавшихся в Каиновом потомстве, жены которого хотя и были красивы, но в сравнении с сынами Сифовыми слишком малорослы, Моисей говорит: **Видев же Господь Бог, яко умножишася злобы человеков на земли: и всяк помышляет в сердце своем прилежно на злая во вся дни**. Так в продолжении лет, данных для покаяния, люди прилагали грехи ко грехам. **Умножишася злобы человеков на земли**, то есть злоба распространилась в том и другом племени. Помышление сердец их было устремлено **на злая во вся дни**, потому что не временами только, но постоянно и во всякой час грешили, ни днем, ни ночью не переставая исполнять лукавое свое помышление. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== Ст. 5-6 **Видев же Господь Бог, яко умножишася злобы человеков на земли: и всяк помышляет в сердце своем прилежно на злая во вся дни: и помысли Бог, яко сотвори человека на земли, и размысли** Господь, как мы видели, призывая людей к покаянию, угрожал им, если не раскаются, истреблением. Но люди не вняли гласу Господа, презрели Его угрозы; **"злобы их"**, т. е. злые дела, не уменьшались, а со дня на день умножались. Исправления тем труднее было ожидать, что развращение проникло в глубину человеческого сердца, обратилось, можно сказать, в неискоренимую потребность его: **"всяк"** не только делал зло, но **«помышлял в сердце своем прилежно на злая во вся дни»**. Люди не только не боролись с возника­ющими в сердце худыми помыслами, склонностями и же­ланиями, но еще старались намеренно, с усилием вызывать и питать их в душе: **«прилежно помышляли на злая»**. Горько было Господу видеть людей в таком состоянии. **«И помысли Бог, яко сотвори человека, и размысли»**. Точнее с еврейского текста: «И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем». Раская­ние в собственном смысле немыслимо в Боге, ибо Он не может делать ничего такого, о чем бы Ему следовало потом пожалеть: все, что ни делает Он, делает с совершенною Премудростию и знанием всего, что выйдет из Его дела, – погрешности, достойной сожаления, в Его действиях быть не может, – она свойственна существам ограниченным, непредусмотрительным и изменчивым. Посему, хотя в не­которых местах Писания, как и в рассматриваемом нами стихе, говорится, что Бог раскаивался в том или другом случае (например, раскаялся в помазании Саула – [[old:1ts:15:11|(1 Цар. 15:11]], [[old:1ts:15:35|35)]], но на самом деле, как ясно говорит само же писание, //«Бог не человек, чтоб Ему раскаяться»// [[old:1ts:15:29|(1 Цар. 15:29]], слич. [[old:chis:23:19|Чис. 23:19)]]. Что же, однако, значит усвоение Богу этого человеческого свойства? В каком смысле можно го­ворить о Боге, не унижая Его совершенства, – что Он раскаивается в сделанном? В том смысле, что сделанное Им оказывается, как Он и предвидел, несоответствующим более своему назначению. Человек, когда заметит допу­щенную им грубую погрешность или сознает тяжесть своего греха, – горько раскаивается в том. Подобное человечес­кое раскаяние приписывает себе и Бог, хотя в сущности оно Ему не свойственно, – когда хочет внушить нам, как тяжко грешим против Него, как поведение наше несогласно с Его всеблагою и святою волею. Итак, слова бытописателя, «и раскаялся Господь, что создал человека на земле», означа­ют, что Бог признал человека далеко уклонившимся от своего назначения. Человек до того унизил себя, что трудно открыть в нем следы совершенств, данных ему при сотво­рении: словно это и не тварь Божия, словно не то существо, которое сотворено по образу и подобию Божию. Человеко­образно также сказано о Боге: **«и возскорбел в сердце своем»**. Скорбь не свойственна Существу Вседовольному и Всеблаженному, и приписывается Богу в том смысле, что Он признал человека уже недостойным любви и благости Своей. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Сальвиан Марсельский ===== Ст. 5-7 **И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их** По мере того как росло и увеличивалось число людей, росло и их нечестие. Священное Писание говорит: **И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время. И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил** [[old:gen:06:05|(Быт. 6:5-6)]]. Рассмотрим, каким образом во всем этом проявляется как милость Божия, так и Его суровость. Во-первых, Писание говорит: **И увидел Господь**; во-вторых: **восскорбел в сердце Своем**; в-третьих: **истреблю... человеков, которых Я сотворил**. Итак, в том, что Бог называется всевидящим, явлена Его забота; в том, что Он скорбит, явлен ужас Его гнева; в том, что Он карает, - суровость Его суда. Ибо когда в Писании говорится: **и раскаялся Господь, что создал человека на земле**, имеется в виду не то, что Бог испытывает перемену состояний или подвластен страстям. Божественное слово, намекая на большую полноту истинного смысла Писания и обращаясь к нам как бы с человеческим волнением, обозначает именем раскаяния силу Божественного гнева; а Божественный гнев есть кара грешникам. //**О правлении Бога.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время** //«Все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время…»// Корень глубокого развращения предпотопного человечества указывается в повреждении сердца, а так как последнее, по библейскому воззрению, считается центральным средоточием всей сознательной деятельности человека, то и развращение его равносильно заражению самого источника жизни ([[new:mf:15:19|Мф. 15:19]]). **//Толковая Библия.//** [<10>]