[<10>] ====== Толкования на Быт. 6:8 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ной же обрел благодать пред очами Господа** Если, говорит, все множество (людей) впало в столь великое нечестие, то этот праведник сохранил искру добродетели, а вместе с тем и всем этим людям в течение всего этого времени проповедовал и внушал отстать от нечестия, и себя соблюл свободным от их скверны. И как они злыми своими делами подвигали на гнев человеколюбивого Бога, так и этот, возлюбив добродетель, **«обрете благодать пред Господом Богом»**. //«Бог бо несть лицеприятен»// [[new:act:10:34|(Деян.10:34)]]; если в таком множестве Он найдет хотя одного делающего угодное Ему, то не оставляет его без внимания, но удостаивает Своего попечения и тем большую выказывает заботливость об нем, чем он сам ревностнее, при столь многих, влекущих его к нечестию, идет путем добродетели. Так как благой Бог определил наказать род человеческий за усилившееся нечестие всеобщею гибелью, сказав: //«потреблю человека, его же сотворих, от лица земли»//, и, показывая силу Своего гнева, произнес этот приговор не на человеческий только род, но и на всех скотов, и гадов, и птиц (потому что, когда должны были погибнуть в потопе люди, для которых созданы эти твари, то естественно и им разделить с людьми наказание), так как, говорю, приговор был неограничен и не полагал никакого различия, то, чтобы ты знал, что Бог нелицеприятен и что, проникая в сердца наши, Он не презирает никого, но, если найдет с нашей стороны хотя малый повод, являет Свое неизреченное человеколюбие, и чтобы мы не подумали, что будет всецелое истребление рода человеческого, но знали, что Он, по Своей благости, соизволяет сохранить роду человеческому искру и корень, от которого бы он разросся в длинные ветви. Писание говорит: **«Ное же обрете благодать пред Господом Богом».** Замечай точность Писания, как и одного даже слога нельзя найти (в нем) без значения. Сообщив нам о чрезмерном усилении нечестия человеческого и о великом наказании, которому должны были подвергнуться виновники этого, Писание показывает нам и того, кто среди такого множества мог сохранить чистоту добродетели. Конечно, добродетель и сама по себе достойна удивления; но если еще кто творит ее окруженный препятствиями, то она является гораздо более дивною. Поэтому божественное Писание, как бы удивляясь праведнику, говорит, что среди такого множества людей, имевших подвергнуться за свое нечестие гневу Божию, **«Ное обрете благодать пред Господом Богом. Обрете благодать»**, но – **«пред Богом»**; не сказано просто **«обрете благодать»**, но пред **«Господом Богом»**, дабы показать нам, что единственною целью его было – заслужить одобрение от того недремлющего Ока и что он нисколько не заботился ни о славе, ни о бесчестии, ни о насмешках людских. Естественно, что он, за свою решимость, вопреки всем, подвизаться в добродетели, терпел великое поношение и осмеяние, так как все нечестивые обыкновенно всегда издеваются над решившимися удаляться нечестия и прилепляющимися к добродетели, что и ныне часто бывает. Не маловажное дело – не обращать внимания на тех, которые злословят, насмехаются и издеваются. Но этот праведник поступил не так: он пренебрег не только десятью и двадцатью и ста человеками, но всею их совокупностию, столькими тьмами людей. Вероятно, что все насмехались над ним, издевались, ругались, причиняли ему много оскорблений; может быть, хотели даже растерзать его, если бы было можно. Нечестие всегда проявляет большую злобу против добродетели; и не только нимало не вредит ей, но, нападая на нее, делает ее только сильнее. Такова-то сила добродетели, что она, и страдая, побеждает причиняющих (страдания), и, подвергаясь нападениям, бывает выше нападающих. Ной непрестанно взирал на недремлющее Око и к нему устремлял взор души своей; поэтому уже и не заботился обо всех этих (ругателях), как будто бы их и не было. Так и должно быть: кто уязвлен этою любовию и стремится сердцем к Богу, тот уже не обращает внимания на видимое, но постоянно созерцает предмет своих стремлений – и ночью и днем, и когда ложится, и когда встает. Пусть же не удивляет тебя, если и этот праведник, единственно устремив туда свою мысль, не помышлял уже ни о ком из тех, которые старались его совратить. Исполняя свой долг и стяжав вышнюю благодать, он стал выше всех их. **«Ное**, – сказано, – **обрете благодать пред Господом Богом»**. Пусть он не был приятен и любезен всем тогдашним людям, потому что не хотел идти одним с ними путем; за то обрел благодать у Испытующего сердца, Который одобрил его душевное расположение. //**Беседы на книгу Бытия. Беседа 22-23.**// ---- Из того, что Писание не просто восхваляет Ноя, но добавляет, что он был праведным **в роде своем**, явствует, что он был праведным в то время, когда многое препятствовало праведности. И хотя после Ноя прославились многие, он ничем не уступит им, так как в свое время был совершенным. //**Гомилии на Евангелие от Иоанна.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Ной же обрел благодать пред очами Господа** См. Толкование на [[old:gen:06:05#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 6:5]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Ной же обрел благодать пред очами Господа** Сим паки смягчается ужас Божия суда. И спасаемый спасается не своим оправданием, но благодатиею Божиею, конечно, и погибающие погибают не от строгости суда, но от крайнего упорства против милующей благодати. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Блаж. Августин ===== Ст. 8-9 **Ной же обрел благодать пред очами Господа [Бога]. Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом** Ною, человеку праведному и, как говорит о нем на своем правдивом языке Писание, **непорочному в роде своем** (не так, разумеется, непорочному, как будут непорочны граждане града Божиего в том бессмертии, которым они сравняются с ангелами Божиими, но так, как могут они быть непорочны в этом своем странствии), Бог повелел сделать ковчег, в котором он мог бы спастись от потопа... //**О граде Божием.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== **Ное же обрете благодать пред Господем Богом** Правосудный Бог, осудивший на истребление все че­ловечество, нашел достойным пощады одного Ноя с семей­ством. Но сею особенною милостию к Ною растворяется гнев Божий на всех. В лице спасаемого Ноя и его сыновей сохраняется залог физического и духовного обновления человеческого рода после потопа. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Ной же обрел благодать пред очами Господа** //Праведный Ной// //«Ной же обрел благодать…»// Фраза, совершенно аналогичная с ранее сказанной об Енохе //«и угоди Енох Богу»// (славян., LXX) и имеющая соответствующие себе параллели в других местах Библии ([[new:lk:01:30|Лк. 1:30]]; [[new:act:07:46|Деян. 7:46]] и др.). [<10>]