[<10>] ====== Толкования на Быт. 6:9 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом** **«Ное человек праведен, совершен сый в роде своем: Богу угоди Ное»**. Необыкновенный способ родословия. Сказав: **«сия же роды Ноевы»** и возбудив наше внимание, намереваясь как будто рассказывать родословную Ноя – кто был его отец, откуда он вел свой род, как явился на свет, и все прочее, о чем обыкновенно повествуют излагающие родословные, божественное Писание оставляет все это и, вопреки обычаю, говорит: **«Ное человек праведен, совершен сый в роде своем: Богу угоди Ное»**. Видел ты чудное родословие? – **«Ное,** – говорит, – **человек»**. Смотри, и общее имя природы обращается в похвалу праведнику. В то время, как другие, погрузившись в плотские удовольствия, перестали даже быть людьми, Ной, сказано, среди такого множества (развращенных) сохранил образ человека, потому что именно человек тот, кто упражняется в добродетели. Не то, что мы имеем вид человеческий – и глаза, и нос, и уста, и ланиты, и прочие члены, не это отличает человека: это члены телесные. Человеком мы назовем того, кто сохраняет образ человека. В чем же состоит образ человека? В том, чтобы быть разумным. Что же, скажут, разве те не были разумными? Но и этого мало: чтоб быть человеком, надобно еще быть добродетельным, убегать пороков, побеждать нечистые страсти, и исполнять заповеди Господни. А чтобы тебе увериться, что Писание преданных нечестию и нерадящих о добродетели обыкновенно не удостаивает и имени человека, послушай тех слов Божиих, о которых мы вчера сказали: //«не имать Дух мой пребывати в человецех сих...: зане суть плоть»// [[old:gen:06:03|(Быт.6:3)]]. Я, говорит (Бог), дал им, вместе с плотию, и власть (или: существо) души; а они, как бы обложенные только плотию, так вознерадели о доблести души, что сделались наконец совершенно плотию. Видишь, как Бог называет их за нечестие плотию, а не человеками! Вот и другой весьма важный вид похвалы: **«праведен»**. Этим наименованием (Писание) означает все вообще добродетели Ноя; имя «праведник» мы обыкновенно даем тем людям, которые упражняются во всякой добродетели. Потом, дабы ты знал, что Ной достиг самой высоты добродетели, что и тогда требовалось от нашего естества. Писание говорит: **«праведен, совершен сый в роде своем»**. Все, говорит, исполнил, что следовало выполнить человеку добродетельному (это и значит **«совершен»**), ничего не опустив, ни в чем не преткнувшись. Не то, чтобы одно исполнил, а в другом погрешил; но во всякой добродетели был совершен; это и надлежало ему выполнить. Далее, чтобы представить нам праведника еще в большем свете указанием на время и чрез сравнение с другими, Писание говорит: **«совершен сый в роде своем»**, в то время, в развращенном роде своем, который предался такому нечестию и не хотел показать и следа добродетели. В таком-то роде, в такие-то времена праведник этот не только явил добродетель, но и достиг самой высоты добродетелей, явился совершенным и без всякого недостатка. Как я и прежде сказал, жить добродетельно между восстающими на добродетель и выказывать постоянную ревность о ней среди препятствующих тому, это всегда свидетельствует об особенном достоинстве добродетели. Потому и этот праведник удостаивается особенных похвал. Но божественное Писание и здесь не останавливается в прославлении его, но показывая нам превосходство его добродетели и то, что он получил одобрение свыше, после слов: **«совершен сый в роде своем**, – говорит: **Богу угоди Ное»**. Так велика была его добродетель, что он заслужил похвалу от Бога. **«Богу**, – говорит, – **угоди Ное»**; это значит, что он одобрен был Богом, своими богоугодными делами угодил тому недремлющему Оку, своею жизнию привлек к себе Его благоволение, так что (Господь) не только избавил его от имевшего над всеми разразиться гнева, но и сделал заступником других. **«Богу**, – говорит, – **угоди Ное»**. Кто может быть блаженнее человека, который возмог выказать такую добродетель, что его похвалил Господь всяческих? **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 23.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом** Похвала, которую он приписывает Ною по нравственному и духовному состоянию, — //праведный, непорочный, ходил с Богом// — поставляет его наряду с Енохом. Иероним (In trad. Hebr.) замечает, что сия похвала ослабляется приложением знаменательных слов //в свои времена//, так как бы Ной казался совершенным только в сравнении с своими современниками. Напротив того, не больше ли открывается его достоинство тем, что он был //совершен в свои времена//, то есть во времена всеобщего развращения? //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Блаж. Августин ===== **Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом** См. Толкование на [[old:gen:06:08#blazh_avgustin|Быт. 6:8]] ===== Блж. Иероним Стридонский===== **Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом** Точно сказано: «в поколении своём», чтобы показать, что он был праведен не в смысле совершенной праведности, а в смысле праведности для своего поколения. И такое понимание совпадает с тем, что говорится в еврейском тексте: «Ной был праведным, совершенным мужем среди современных ему поколений. Ной ходил с Богом», то есть следовал по Его стопам. **//Еврейские вопросы на Книгу Бытия.//** ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== 11 Паремия, положенная на вечерне в понедельник третьей седмицы Великого поста (Быт 6:9–22). В сей паремии идет речь об избрании и приготовлении Ноя для сохранения во время предстоящего потопа чело­веческого рода и других тварей. **Ное человек праведен, совершен сый в роде своем, Богу угоди Ное** Перед сим Бытописатель говорил о всеобщем нравст­венном растлении людей, об угрозе Божией истребить их и о том, что один Ной обрел благодать пред Богом [[old:gen:06:01|(Быт. 6:1-7)]]. Теперь же замечается, чем Ной заслужил эту благодать, это благоволение Божие. Он был **праведен**, т. е. благочестив и добродетелен. Он был **«совершен в роде своем»**, т. е. в нрав­ственном отношении был образцом совершенства между людьми современного ему поколения, нечестивыми и раз­вращенными. **«Богу угоди Ное»**. Его благочестие и доброде­тель тем выше были в очах Божиих, чем труднее было сохранить их тому, кто, живя среди общества людей нечес­тивых, на каждом шагу встречал искушения и соблазны. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом** //«Вот житие Ноя…»// Это начало нового библейского раздела - история праведного Ноя и всемирного потопа ([[old:gen:06:09|Быт. 6:9]] - [[old:gen:09:29|Быт. 9:29]]). //«Ной был человек праведный и непорочный в роде своем…»//, т. е. он был нравственно чистым и цельным (tamim - по еврейски), выделявшимся из среды своих порочных современников, неприглядную нравственную характеристику которых дают нам сам Иисус Христос и апостолы ([[new:mf:24:37|Мф. 24:37-38]] и паралл., ср. [[new:1pet:03:20|1 Пет. 3:20]]). Самый же отзыв о Ное, почти дословно повторяется в друг. местах Писания ([[old:iez:14:19|Иез. 14:19-20]]; [[old:prsir:44:16|Сир. 44:16]]; [[new:evr:11:07|Евр. 11:7]]). //«Ной ходил пред Богом…»// Заключением характеристики Ноя служит черта, уже знакомая нам из истории Еноха ([[old:gen:05:24|Быт. 5:24]]). На священном языке Библии, это - специальная форма, в которой обыкновенно открывался совершенно нравственный характер в среде грешных современников. [<10>]