[<10>] ====== Толкования на Быт. 6:13 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли** Смотри, какая безмерная благость! Как друг с другом, так (Бог) беседует с праведником о наказании, которому Он хочет подвергнуть род человеческий, и говорит: **«время всякого человека прииде пред Мя, яко исполнися земля неправды от них: и се Аз погублю их и землю»**. Что значит – **«время всякого человека прииде пред Мя?»** Великое, говорит, показал Я долготерпение, великое снисхождение, не желая наводить этой казни, которую навести намерен; но так как чрезмерное усиление их грехов продолжалось до этого самого времени, то надобно уже положить конец и пресечь их нечестие, чтобы оно не простерлось далее **«время человека прииде пред Мя»**. Смотри и здесь, что Бог, как выше сказал: //«всяк помышляет»// [[old:gen:06:05|(Быт.6:5)]], так и теперь говорит: **«время всякого человека»**. Все, говорит, одинаково настроены, все устремились к беззаконию, и невозможно в таком множестве найти и одного пекущегося о добродетели. **«Время**, – говорит, – **всякого человека прииде пред Мя»**. Время настало, то есть, время, в которое надобно употребить нож, чтобы остановить увеличение раны. **«Время всякого человека прииде пред Мя»**: как будто бы никто не назирал за ними и не имел потребовать у них отчета в грехах, так они предались беззаконным делам, не помышляя, что невозможно укрыться от Меня, Который поддерживаю самую жизнь их, даровал им душу и тело, и сообщил такое обилие благ. Итак, **«время всякого человека прииде пред Мя»**. Потом, как бы защищаясь пред праведником, и показывая, что на такой гнев вызывает Его чрезмерность грехов их, говорит: **«яко исполнися земля неправды от них»**. Разве, говорит, ими опущено что-либо такое, что относится к нечестию? Они сделали так много зла, что нечестие уже разлилось и покрыло всю землю. Поэтому Я погублю и их и землю: **«И се аз погублю их и землю»**. Так как они сами уже наперед погубили себя беззаконными делами, то Я навожу совершенную погибель и истребляю и их и землю, чтобы земля подверглась очищению и освободилась от скверны столь многих грехов. Подумай же, какую душу надлежало иметь этому праведнику, когда он слышал это от Господа. Ведь если он и сознавал себя добродетельным, то все же не мог слышать эти слова без прискорбия. Праведники любвеобильны и за спасение других готовы охотно претерпеть все. Как же должен был этот чудный муж тронуться этими словами, представляя уже в уме своем погибель всех людей и разрушение всей твари, может быть, не ожидая и для себя ничего доброго? Ему ведь это еще не было известно. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 24.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли** См. Толкование на [[old:gen:06:05#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 6:5]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли** **Конец всех людей пришел пред лице Мое**. То есть время долготерпения исполняется; Я определил непреложно погибель людей и средства, чрез которые должно совершиться их наказание ([[old:iez:07:02|Иез. 7:2]], [[old:iez:07:03|3]], [[old:iez:07:07|7]]). //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 13-16 **И рече Господь Бог Ною: время всякаго человека прииде пред Мя, яко исполнися земля неправды от них: и се, Аз погублю их и землю. Сотвори убо себе ковчег от древ (негниющих) четвероуголных: гнезда сотвориши в ковчезе, и посмолиши его внутрьуду и внеуду смолою. И тако сотвориши ковчег: трех сот лактей долгота ковчега, и пятидесяти лактей широта, и тридесяти лактей высота его. Собирая сводом сотвориши ковчег, и в лакоть свершиши его свыше: дверь же ковчега сотвориши от страны: обиталища двокровна и трекровна сотвориши в нем** Когда же сокращение жизни человеческой и раскаяние Божие не привело людей в трепет и не пробудило в них сожаление о грехах, тогда Бог говорит Ною: **время всякой плоти прииде пред Мя... Сотвори убо себе ковчег от древ высоко растущих... Трех сот лактей долгота ковчега, и пятидесяти лактей широта, и тридесяти лактей высота его... И в лакоть свершиши его свыше... обиталища... трекровна сотвориши в нем... и посмолиши его... внеуду смолою**. Такой тяжкий труд возложил Бог на праведника, не желая навести потопа на грешников. Где было Ною взять такие дерева? Где было взять смолы, железа и пакли? Чьими руками мог он сделать это? Откуда мог взять людей, которые помогли бы ему в деле? Кто послушал бы его, когда в роде человеческом //растли всяка плоть путь свой//? Если бы стал сооружать ковчег сам Ной со своими домочадцами, то не посмеялся ли бы над ним всякий видевший? Однако же Ной приступил к построению ковчега в первый из тех годов, которые современникам его были даны на покаяние, и окончил построение в сотый год. //**Толкование на Книгу Бытия.**// См. также Толкование на [[old:gen:06:11#prp_efrem_sirin|Быт. 6:11]] ===== Блаж. Августин ===== **И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли** См. Толкование на [[old:gen:06:11#blazh_avgustin|Быт. 6:11]] ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== 11 Паремия, положенная на вечерне в понедельник третьей седмицы Великого поста (Быт 6:9–22). В сей паремии идет речь об избрании и приготовлении Ноя для сохранения во время предстоящего потопа чело­веческого рода и других тварей. **И рече Господь Бог Ною: время всякаго человека прииде пред Мя, яко исполнися земля неправды от них: и се, Аз погублю их и землю** Прежде с угрозою об истреблении людей Господь об­ращался ко всем им чрез Ноя [[old:gen:06:03|(Быт. 6:3-7)]]; теперь же, видя их нераскаянность, уже одному Ною объявляет Свою волю об истреблении их, говоря: **«время всякаго человека прииде пред Мя»**, т. е. время погубления людей уже наступило, гневный Мой взор уже обращен на них **[время прииде пред Мя]**, и силы природы, готовые быть орудием Моего гнева, ждут только Моего мановения. – **«Яко исполнися земля неправды от них»: и се, Аз погублю их и землю**. Господь определил погубить не только растленных обитателей земли, но и самую землю, т. е. совершить на ней такой переворот, что все, живущее на ней [растения и животные] должно погибнуть, все дела рук человеческих и даже неор­ганические существа [камни] должны быть разрушены или, по крайней мере, сдвинуты со своих мест. И растения, и животные, и камни, и дела рук человеческих сами по себе, как неразумные предметы, не могут быть признаны винов­ными в чем-нибудь пред Богом, но они осквернены при­косновением к ним нечистых людей, носят следы их во­пиющей на небо неправды, и потому вместе с виновными осуждаются на потребление или по крайней мере на пре­вращение, дабы видели виновные, как тяжка их вина. – Следы этого переворота, произведенного потопом, пред­ставляют нам теперь слои коры земной. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли** См. Толкование на [[old:gen:06:10#lopuxin_ap|Быт. 6:10]] [<10>]