[<10>] ====== Толкования на Быт. 6:14 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 14-16 **Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье жилье** Итак, чтобы он не смущался умом, но мог в этой великой скорби иметь хотя какое-нибудь небольшое утешение, Бог, показав ему безмерность нечестия его современников и то, что наступило наконец время подвергнуть их глубокому сечению, говорит ему: всех этих людей постигнет гибель, **«ты же сотвори себе ковчег»**. Что значит – **«ты же?»** Так как ты не был сообщником их нечестия, но всю жизнь провел в добродетели, то Я повелеваю тебе устроить ковчег **«от древ четвероугольных, негниющих: гнезда сотворити в ковчеге, и посмолиши его вне уду и внутрь уду смолою... Трех сот лактей да будет долгота, и пятидесяти широта, и тридесята высота. Собирая сводом сотвориши ковчег, и в лакоть свершиши его свыше; дверь же ковчега сотвориши от страны: обиталища двокровна и трекровна сотвориши в нем»**. Примечай Божие снисхождение, и силу неизреченную, и любовь, превышающую всякое слово. В одно и то же время Он и являет Свое попечение о праведнике, повелевая ему устроить ковчег и начертывая и образ постройки, и широту, и высоту ковчега, – и дарует ему величайшее утешение, самым построением ковчега возбуждая в нем надежду спасения, да и тех столь великих грешников хочет этим же построением привести к мысли о делах их, чтобы, покаявшись, они не испытали (угрожающего им) гнева. Не мало, в самом деле, времени для покаяния дано было им постройкою ковчега, но даже очень много и достаточно для того, чтобы они, если бы не были крайне бесчувственны, могли придти в сокрушение и исправиться от грехов. Каждый из них, видя, что праведник строит ковчег, должен бы был спросить о причине постройки, и, узнав о гневе Божием, придти в сознание своих грехов, если бы только захотел. Но они не воспользовались и этим, не потому, чтобы не могли, но потому, что не захотели. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 24.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи** См. Толкование на [[old:gen:06:05#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 6:5]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи** **Сделай ты себе ковчег:** תבה, по произведению от слова תוב может означать //жилище//, но семьдесят толковников, Акила и Симмах переводят κιβωτόs, что согласно с употреблением слова תבה и в истории Моисея [[old:ish:02:03|(Исх. 2:3)]]. Следуют подробности, относящиеся до ковчега: вещество: **из дерева гофер**. По переводу семидесяти толковников: из //дерев четвероугольных//. Сие последнее имя Воссий (е transl. LXX hit, с. XII) остроумно прилагает к деревам, коих ветви, расположенные крестообразно, образуют между собою четыре утла. Еврейское גמר по–видимому, есть одно и то же слово с греческим κυπάρισσο //кипарис//, кроме того, что в греческом звуки смягчены и к коренным буквам придано окончание. Сему же роду дерева преимущественно приличествует название //негниющего//, употребленное сочинителем примечаний на греческий текст //(Cod. Vatic. О негниении кипариса см. Theofrast. Hist. Plant. Plin. Hist, также: Perpetua nunquam moritura cupresso. Martial)//. Разделение по длине и широте: **гнезда сделай в ковчеге**, то есть различные отделения для животных, которые не могут быть вместе. Предохранение от гнилости и воды: **осмоли его**. ...Поелику невидимый Промысл все происшествия мира ведет правильными и измеренными путями и поелику сия правильность слабым наблюдением человеческим удобнее постигается в происшествиях великих и всеобщих, то самый разум заставляет взирать на потоп, как на происшествие весьма знаменательное в миробытии. Откровение дает сему воззрению истинное направление и открывает великие указания во внешнем на внутреннее, в прошедшем — на будущее. По изречению апостола Петра крещение есть αντιτυπον, //соответственный образ ковчега Ноева// [[new:1pet:03:20|(1 Пет. 3:20-21)]]. Следовательно, ковчег был Τύπος [[new:1kor:10:11|(1 Кор. 10:11)]], //образ предварительный//, или //преобразование// купели крещения, и великое обновление человеческого рода — образ возрождения каждого человека. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Сотвори убо себе ковчег от древ (негниющих) четвероуголных: гнезда сотвориши в ковчезе, и посмолиши его внутрьуду и внеуду смолою** См. Толкование на [[old:gen:06:13#prp_efrem_sirin|Быт. 6:13]] ===== Блаж. Августин ===== Ст. 14-16 **Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье жилье** ...Ковчег, в котором Ной со всеми своими, то есть с женой, сыновьями и невестками, а также и с животными, которые вошли к нему в ковчег по заповеди Божией, мог бы спастись от потопа, без всякого сомнения, служит образом странствующего в веке сем града Божиего, то есть Церкви, получившей спасение посредством дерева, на котором был распят //посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус// [[new:1tim:02:05|(1 Тим. 2:5)]]. Ибо и размеры ковчега, его длина, высота и ширина, являются образом человеческого тела. Облеченный в истинную природу этого тела, должен был прийти к людям Обетованный, и пришел. Длина человеческого тела от темени до подошв в шесть раз больше высоты, которая измеряется от спины до живота. Или, если измерять человека в лежачем положении, обращенного лицом вверх или вниз, то длина его от головы до ног в шесть раз больше, чем ширина его груди справа налево или слева направо, и в десять раз больше, чем высота от земли. Соответственно этому и ковчег был сделан в триста локтей длины, пятьдесят ширины и тридцать высоты. Дверь же, которую он имел сбоку, есть, конечно, не что иное, как та рана, которая возникла от пронзения копьем ребер Распятого на кресте [[new:in:19:34|(Ин. 19:34)]]: этою дверью входят приходящие к Нему, так как из нее истекают таинства, которыми освящаются верующие. А то, что ковчег велено было построить из деревьев четвероугольных, показывает непоколебимую во всем жизнь святых: какой бы стороной ни повернуть квадрат, он будет стоять. Так же точно и все остальное, что говорится об устройстве этого ковчега, обозначает собою относящееся к Церкви. //**О граде Божием.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 14-16 **Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье жилье** Мы читаем в Книге Бытия, что ковчег, сделанный Ноем, имел триста локтей в длину, пятьдесят локтей в ширину и тридцать - в высоту. Уразумейте таинство этих чисел. Число **«пятьдесят»** означает покаяние, ибо в Пятидесятом Псалме кается царь Давид. В числе **«триста»** явлена тайна креста. Буква Т есть знак трехсот; поэтому сказано у Иезекииля: //На челах людей... воздыхающих... сделай знак [Т]... и не троньте ни одного человека, на котором знак// [[old:iez:09:05|(Иез. 9:5-6)]]. Ибо никто из тех, кто носит знак креста на челе своем, не может быть уловлен дьяволом. Этот знак нельзя истребить ничем, кроме греха. Мы сказали, говоря о ковчеге, о числах **«пятьдесят»** и **«триста»**; скажем и о числе **«тридцать»**. Ибо сам ковчег имел в высоту тридцать локтей и усовершался в одном. Уразумейте сказанное. Сначала мы совершаем покаяние в **«пятидесяти»**; затем, через покаяние, приходим к тайне креста - к тайне креста мы приходим через совершенное Слово, Которое есть Христос. Когда Иисус принял крещение, то, согласно Евангелию от Луки, //был лет тридцати// [[new:lk:03:23|(Лк. 3:23)]]. И эти самые тридцать локтей усовершаются в одном. И пятьдесят, и триста, и тридцать локтей усовершаются в одном, то есть в единой вере в Бога. //**Трактат на Евангелие от Марка.**// ---- Вместо «тёсаных» в еврейском тексте читаем «смолистых». **//Еврейские вопросы на Книгу Бытия.//** ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== 11 Паремия, положенная на вечерне в понедельник третьей седмицы Великого поста (Быт 6:9–22). В сей паремии идет речь об избрании и приготовлении Ноя для сохранения во время предстоящего потопа чело­веческого рода и других тварей. **Сотвори убо себе ковчег от древ [негниющих] четвероуголных: гнезда сотвориши в ковчезе, и посмолиши его внутрьуду и внеуду смолою** Один Ной с семейством и с немногими представителя­ми родов животного царства назначается для сохранения от всеобщего погубления, которое предположено произвесть чрез потоп. Для спасаемых от потопа Господь пове­левает Ною устроить судно не в виде корабля с кормилом, мачтами и парусами, но в виде ковчега, ибо это судно назначается не для плавания собственно в одну какую-либо сторону, а для сохранения тварей, к чему форма ковчега была более удобна. Ковчег должен быть устроен из **дерев «негниющих»** или смолистых [по еврейскому тексту], т. е. кипарисов или кедров, – из **четвероугольных**, т. е. выте­санных в виде **«четвероугольных»** брусьев. Внутри ковчега должны быть приготовлены **"гнезда"**, т. е. разные отдельные помещения для разнородных обитателей его и для пищи им. **Изнутри и снаружи** он должен быть покрыт **смолою** для предохранения от гнилости и воды и, может быть, для смягчения неприятного запаха, неизбежного при накопле­нии тяжелых испарений от дыхания животных и от нечис­тот. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи** //Построение им ковчега// //«Сделай себе ковчег из дерева гофер…»// В еврейском тексте этот //«ковчег» // обозначен термином теба, который еще раз прилагается в Библии к той корзине, в которой спасен был Моисей [[old:ish:02:05|(Исх. 2:5)]]; откуда ложно думать, что и ковчег Ноя колоссальных размеров, представляет собою тип подобного примитивного сооружения. Самое дерево «гофер», из которого был построен ковчег, принадлежит к породе легких, смолистых деревьев, наподобие кедра или кипариса ([[old:ish:27:01|Исх. 27:1]]; [[old:ish:30:01|Исх. 30:1]]). В построении деревянного ковчега, где первобытный мир в лице своих представителей избежал гибели от водной стихии, отцы Церкви усматривают символическое предуказание на древо крестное и воду крещения, путем которых новозаветное человечество находит свое спасение. //«отделения сделай в ковчеге…»// Буквально с еврейского - «гнезда» (kinnim) или клетки, очевидно, для птиц и зверей, которых, согласно божественному повелению, Ной должен был поместить в ковчеге. [<10>]