[<10>] ====== Толкования на Быт. 6:17 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни** И вот Бог, дав праведнику повеление о построении ковчега, сообщает ему о роде самого наказания, которое Он хотел навести, и говорит: ты устрой этот ковчег, как Я повелел, а Я, когда окончишь постройку, благоустрою и твою судьбу. **«Аз же се наведу потоп, воду на землю, погубити всяку плоть, в ней же есть дух жизни под небесем: и елика суть на земли, скончаются»**. Смотри, как Бог самою угрозою показывает великость грехов их, и говорит: одному и тому же наказанию подвергну и разумные, и неразумные твари. Так как люди изменили своему высокому достоинству и ниспали до злобы неразумных, то и в наказании не будет никакого различия. **«Наведу потоп водный, погубити всяку плоть, в нейже есть дух жизни под небесем»**. И скоты, говорит, и птицы, и звери, и четвероногие, и все твари, какие только есть под небом, погибнут. И чтобы ты знал, что ничего не останется, говорит: **«и елика суть на земли, скончаются»**. Вселенная уже нуждается в очищении, но это да не смущает тебя, и да не устрашает сердца твоего, потому что Я, видя неисцельность язвы их, хочу остановить поток нечестия, чтобы они не сделались повинными еще большим наказаниям. Потому и теперь, следуя Своему человеколюбию и умеряя гнев благостию, Я налагаю на них такое наказание, которое будет для них безболезненно и нечувствительно. Не по великости грехов их судя, ни по тому, чего они заслуживают, но предвидя будущее, Я хочу и на этих людей навести соответственное наказание, и последующих избавить от их заразы. Не скорби же и не смущайся, слыша это. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 24.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни** Как в ковчег Ноев не вошли те самые, которые вспомоществовали Ною в его созидании, так книжники и фарисеи, долженствовавшие назидать Церковь, //отвергли камень//, который долженствовал быть //во главу угла// [[new:mf:21:42|(Мф. 21:42)]] и затворяли Царствие Небесное для себя и других [[new:mf:23:13|(Мф. 23:13)]]. Так иудеи, соделавшись из чад обетования чадами гнева, рассеяны и погружены в водах народов языческих. ...Новым пришествием Христовым разрешится судьба последнего мира, подобно как в потопе разрешена судьба первого мира. Бедствие первого мира предуготовлено смешением сынов Божиих со дщерями человеческими и умножением исполинов; дух блужения и преобладания в естественных и духовных вещах, представленный в Откровении //любодеицею и зверем// [[new:otkr:13:17|(Откр. 13:17)]], произведет бедствия мира последнего. Суд первого мира предвозвещен двумя Пророками: Енохом [[new:iud:01:14|(Иуд. 1:14-15)]] и Ноем [[new:2pet:02:05|(2 Пет. 2:5)]]; в последнем мире также являются два свидетеля Иисусовы пророчествующие [[new:otkr:11:03|(Откр. 11:3)]]. Но как пророчество Ноя не обрело веры в слышавших оное и долгое время предсказываемый потоп водный настал неожиданно, так //Сын человеческий, пришедши, едва ли найдет веру на земле// [[new:lk:18:08|(Лк. 18:8)]], и день //огненного// потопа приидет //как тать// [[new:2pet:03:03|(2 Пет. 3:3-10)]]. Наконец, как первая кончина мира была точию обновлением его, так и после грядущих времен последних явится //новое небо и земля новая// [[new:otkr:21:01|(Откр. 21:1)]]. Впрочем, здесь не измеряется расстояние между судом [[new:otkr:17:01|(Откр. 17:1)]] и судом [[new:otkr:20:12|(Откр. 20:12)]], между пришествием [[new:otkr:19:11|(Откр. 19:11)]] и пришествием [[new:otkr:20:11|(Откр. 20:11)]]. Ибо сему здесь не место, а может быть, еще и не время [[new:act:01:06|(Деян. 1:6-7)]]. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Иоанн Дамаскин ===== **И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни** Еще в начале //Дух Божий носился над водою// [[old:gen:01:02|(Быт. 1:2)]]; и Писание издревле свидетельствует о воде, что она имеет очистительную силу. Водою при Ное Бог смыл мировой грех. //**Изложение веры.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== 11 Паремия, положенная на вечерне в понедельник третьей седмицы Великого поста (Быт 6:9–22). В сей паремии идет речь об избрании и приготовлении Ноя для сохранения во время предстоящего потопа чело­веческого рода и других тварей. **Аз же, се, наведу потоп, воду на землю, погубити всяку плоть, в нейже есть дух жизни под небесем, и елика суть на земли, скончаются** Ковчег предназначается только для немногих единиц из разных родов животного царства, для сохранения сих родов. Прочие животные, какие только **«есть под небесем и на земли»**, т. е. птицы небесные и звери, живущие на суше, обрекаются на погибель в водах потопных. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни** //«И вот, Я наведу на землю потоп водный…»// Этими словами впервые определенно называется средство или орудие божественного наказания над первобытным, растленным миром, каковым был всемирный потоп [[old:is:54:09|(Ис. 54:9)]]. //«все, что есть на земле, лишится жизни…»// Так как вся земля растлилась и наполнилась беззакониями живущих на ней, то гибнут на ней все виновники ее осквернения, во главе с первыми и главными из среды их - людьми. Однако, нельзя считать этот всемирный потоп чем-либо вроде личной мести со стороны Бога человеку: нет, он являлся необходимым следствием духовной смерти первобытного, нравственно выродившегося человечества. Человечество это было исключительной «плотью», как бы навсегда утратившей душу и представлявшей разлагавшийся труп, дальнейшее сохранение которого было бы не только бесполезно, но и положительно вредно для духовно-нравственной атмосферы мира. И вот, первый мир гибнет в волнах потопа, чтобы омыть лежащую на нем скверну и начать жить на новых (возрожденных) началах. [<10>]