[<10>] ====== Толкования на Быт. 6:18 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою** Пусть даже постигнет их соразмерное грехам их наказание, но с тобою **«поставлю завет Мой»**. Так как все, доселе жившие, сделались недостойными и не были благопокорны Моим заповедям, то с **«тобою наконец поставлю завет Мой»**. Так и первый человек, после стольких благодеяний поддавшись обольщению, преступил Мои заповеди; потом, и сын его низринулся в ту же бездну зла, за что и подвергся, с проклятием, наказанию на всю жизнь. Но его потомки не вразумились и его наказанием, напротив, еще умножили нечестие, так что за это исключены и из родословия. Потом, нашедши Еноха хранящим – закон добродетели, Я, как весьма угодного Мне, преложил его живым, показывая и творящим добродетель, каких они удостаиваются наград, и желая живших после него сделать ревнителями его идущими по одному с ним пути. Но вот, все уклонились к нечестию, и в таком множестве Я нашел одного тебя способным вознаградить за преступление прародителя: поэтому **«с тобою поставлю завет Мой»**, так как прошедшая жизнь, твоя ручается за то, что ты (и впредь) будешь верно соблюдать Мои заповеди. Потом, чтобы, и слыша это, праведник еще не печалился, при мысли, что он останется один, Бог, так сказать, утешая его, говорит еще: **«внидеши же в ковчег ты, и сынове твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою»**. Хотя они и далеко уступали праведнику в добродетели, однако ж чужды были и чрезмерного нечестия развращенных современников. Впрочем, они спасаются и по следующим двум причинам. Во-первых, в честь праведника. Человеколюбцу Богу обычно чествовать Своих рабов и даровать им нередко спасение других, что Он сделал и с блаженным Павлом, учителем вселенной, повсюду разлившим лучи своего учения. Когда он плыл в Рим, на море поднялась сильная буря; и когда все бывшие на корабле, по причине великого волнения, опасались за самую жизнь свою и потеряли всякую надежду, он, созвав всех, говорит: //«благодушествуйте, мужие, погибель бо ни единой души от вас будет, разве корабля. Предста бо ми в сию нощь ангел Бога, егоже аз есмь, (ему же) и служу, глаголя: не бойся Павле... дарова тебе Бог вся плавающая с тобою»// [[new:act:27:22|(Деян.27:22–24)]]. Видишь, как добродетель этого мужа приобрела тем спасение? Впрочем, не одна добродетель его, но и человеколюбие Господа. Точно так же и теперь было по этой первой причине. Вторая же причина та, что Бог хотел оставить как бы закваску и корень для имевшего образоваться впоследствии рода (человеческого), не потому, чтобы Богу невозможно было вновь создать человека, и от одного распространить род человеческий, но потому, что так соизволил Он по Своей благости. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 24.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою** См. Толкование на [[old:gen:06:05#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 6:5]] ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою** Так как всему на земле суждено погибнуть от потопа и только праведному надлежит пребыть вечно, ему сказано: **С тобою Я поставлю завет Мой**. Ибо он есть наследник Божией благодати, обладатель небесного наследия, причастник блаженнейших благ. //**О Ное.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою** **Завет** ברית, по обыкновенному употреблению сего слова, значит договор или взаимное обязательство между лицами или обществами. Самое слово ברית происходит от ברא //созидать//, //рассекать// или от ברה //избирать//. Понятие рассечения указует на обыкновение вступать в завет при заклании жертв (см. примеч. на [[old:gen:15:10#svt_filaret_drozdov|Быт. 15:10]]); по двум другим изложениям слово //вериф// особенно приличествует такому действию, которым Бог //избирает человека и зиждет// его благо. Торжественный завет между Богом и человеком в Ветхом Завете представляется в особливых видах пятикратно: с Адамом по сотворении [[old:gen:02:16|(Быт. 2:16-17)]], с ним же по падении [[old:gen:03:15|(Быт. 3:15)]], с Ноем, с Авраамом ([[old:gen:15:18|Быт. 15:18]]; [[old:gen:17:10|Быт. 17:10]]), с евреями [[old:ish:24:08|(Исх. 24:8)]]. Все сии заветы основываются на благодатных обетованиях со стороны Бога и вере со стороны человека; и все суть образы единого Великого Завета Сына Божия с естеством человеческим. И в настоящем случае под образом временного избавления дома Ноева обещается вечное чрез его племя избавление всего рода человеческого. **Ты войдешь в ковчег, и с тобою сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих**. Сии слова должно принимать за полное исчисление спасаемых от потопа человеков, как принимал оные и Апостол ([[new:1pet:03:20|1 Пет. 3:20]]; [[new:2pet:02:05|2 Пет. 2:5]]). Таким образом, предания раввинские и магометанские, распространяющие сие исчисление, совершенно упраздняются. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Иоанн Дамаскин ===== **Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою** Когда Ною повелевалось войти в ковчег и поручалось сохранить семя мира, ему было приказано так: **Войдешь в ковчег ты**, говорит Бог, **и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих** [[old:gen:07:07|(Быт. 7:7)]]. Он отделил мужей от жен, чтобы они, сохраняя целомудрие, избегли пучины и того всемирного потопления. //**Изложение веры.**// ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== Не пост ли, не отказ ли от сожительства спасли от потопления в необычайном море и Ноя, и сыновей его, питавшихся семенами и не имевших плотского единения со своими супругами? Ибо слушай, что повелевает Ною Писание: **внидеши в ковчег ты, и сынове твои, и жена твоя, и жены сынов твоих**, то есть разделитесь, и мужи пусть будут сами по себе, и жены сами по себе. Посылаемыми на землю водами уцеломудриваются блуд и невоздержность, поэтому вы не касайтесь даже и нескверного ложа. А в доказательство того, что действительно было так, выходящим из ковчега говорит опять Писание: //изыди из ковчега ты, и жена твоя, и сынове твои, и жены сынов твоих// [[old:gen:08:16|(Быт. 8:16)]]. Не стало грешного рода, снова вы властны над собой, снова да размножается род благочестивый. //**Письма. Книга I.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== 11 Паремия, положенная на вечерне в понедельник третьей седмицы Великого поста (Быт 6:9–22). В сей паремии идет речь об избрании и приготовлении Ноя для сохранения во время предстоящего потопа чело­веческого рода и других тварей. **И поставлю завет Мой с тобою: внидеши же в ковчег ты и сынове твои, и жена твоя и жены сынов твоих с тобою** **Завет** значит союз, основанный на взаимных обязатель­ствах вступающих в союз сторон. Вступая в союз с Ноем, Господь, как видно из всего последующего, принимает на Себя обязательство и обещает сохранить Ноя с семейством во время потопа. Ной же, со своей стороны, **заветом** с Богом обязывается принять на себя труд построения ковчега и не ослабевать в сем труде, какие бы ни встретил при этом препятствия от людей нечестивых, и как бы ни был про­должителен и тяжел этот труд сам по себе. Господь, верный **завету** с Ноем и обещанию сохранить его во время потопа, заповедует ему, когда будет готов ковчег, войти в него со всем семейством, состоящим из 7 душ: его жены и трех сыновей с женами. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою** //«Но с тобою Я поставлю завет Мой…»// Союз Бога с человеком здесь впервые назван своим специальным термином «завет» (берит). Подтверждая существование того завета, который был заключен Богом еще в первообетовании о семени жены [[old:gen:03:15|(Быт. 3:15)]], Господь тем самым ясно свидетельствует, что хотя Он и уничтожает почти все человечество, но не разоряет Своих вечных заветов [[old:prsir:17:10|(Сир. 17:10)]]; погибнет только злое семя змия, семя же жены в лице Ноя будет торжествовать свою победу [[old:prs:10:04|(Прем. 10:4)]]. //«и войдешь ты и сыновья твои, и жена твоя и жены сынов твоих с тобою…»// Вот полный перечень всех членов Ноевой семьи, которые одни только и спаслись от потопа, как подтверждает это и Апостол Петр в двух своих посланиях ([[new:1pet:03:20|1 Пет. 3:20]]; [[new:2pet:03:06|2 Пет. 3:6]]). [<10>]