[<10>] ====== Толкования на Быт. 8:14 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла** Не без причины божественное Писание показывает, такую обстоятельность, но для того, чтобы мы знали, что исполнился, даже до единого дня, тот год, в который обнаружилось терпение праведника и совершилось очищение всей земли. Потом, когда вся тварь как бы омылась от нечистоты, сбросив с себя всю скверну, которую произвело на ней злочестие людей, и светлым сделалось лице ее, тогда-то уже Бог повелевает праведнику выйти из ковчега и освобождает его из этой страшной темницы. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 26.//** ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла** См. Толкование на [[old:gen:08:13#svt_amvrosij_mediolanskij|Быт. 8:13]] ===== Свт. Максим Туринский ===== **И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла** См. Толкование на [[old:gen:08:13#svt_maksim_turinskij|Быт. 8:13]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла** Четвертая и последняя степень: **земля осушилась**. То есть после того, как ее поверхность обнажилась от воды, действием солнца извлечена из нее влага, без сомнения, глубоко ее проникнувшая, она получила обыкновенную степень сухости и твердости. Сие совершилось почти в два месяца. **Во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца земля осушилась**. Следственно, потоп продолжался год и десять или одиннадцать дней. Но год лунный с сим прибавлением составляет круглый год солнечный. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Сщмч. Климент Римский ===== **И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла** См. Толкование на [[old:gen:08:13#sschmch_kliment_rimskij|Быт. 8:13]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла** См. Толкование на [[old:gen:08:13#prp_efrem_sirin|Быт. 8:13]] ===== Прп. Иоанн Дамаскин ===== **И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла** См. Толкование на [[old:gen:08:13#prp_ioann_damaskin|Быт. 8:13]] ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== Паремия, положенная на вечерне в пяток третьей седмицы Великого поста (Быт. 8:4–21). В сей паремии повествуется об окончании потопа при Ное, об изшествии Ноя из ковчега и о жертвоприношении Ноевом. **В месяц же вторый, в двадесять седмый день месяца изсше земля** В промежуток времени между первым днем первого месяца и двадцать седьмым второго земная поверхность, освободившись от воды, продолжала осушаться от влаги, проникшей ее глубоко, и наконец осушилась и получила достаточную твердость для хождения людям и животным. Таким образом, время потопа обнимает собою ровно год. Что при сем бытописатель имеет в виду год солнечный, а не лунный, это открывается из того, что первые пять меся­цев потопа, от 27-го дня второго месяца до 27-го дня седьмого месяца, определены у него в 150 дней, что под­ходит больше к солнечному месяцу, чем к лунному. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла** //«И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла…»// Но полное осушение земли произошло только в конце второго месяца, ровно через год и десять дней после его начала [[old:gen:07:11|(Быт. 7:11)]]. Объединяя теперь все имеющееся в Библии, хронологические даты потопа, мы получим, что общая продолжительность его обнимала собой 364 дня (220 + 88 + 56), что составляет целый солнечный год. Бытописатель же дает ясно понять, что потоп продолжался год и десять дней; отсюда, с большой вероятностью можно заключать, что в эпоху потопа, древнейшую эпоху существовало еще солнечное счисление и что лишь позднее, со времени Авраама или даже Моисея, оно было переведено на лунное. [<10>]