[<10>] ====== Толкования на Быт. 9:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте** См. Толкование на [[old:gen:09:01#svt_ioann_zlatoust|Быт. 9:1]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте** **Только плоти с душою ее, то есть кровью ее, не ешьте**. Дав человеку власть над животными, Бог полагает ей сим законом пределы и являет Свою власть над самым человеком. Сей закон повторяется между законами, данными Моисею ([[old:lev:17:10|Лев. 17:10-14]]; [[old:vtor:12:23|Втор. 12:23]]), и даже в Новом Завете [[new:act:15:20|(Деян. 15:20)]]. Из соображения сих повторительных законов с первым нетрудно усмотреть, что употребление крови запрещается во всех ее видах, поскольку она может быть отделена. Из того же соображения открываются и причины запрещения крови. Естественная: //ибо душа плоти в крови есть//. [[old:lev:17:11|(Лев. 17:11)]], то есть кровь есть седалище и ближайший орган действий души. (Древние вообще так думали. Иосиф: χωρίς αίματος, εν τούτω γαρ η ψνχη Без крови; ибо в ней душа. Плутарх: το αιμα νομη και τροφή εστι του πνεύματος? De Poesi Homerica. Кровь есть пажить и пища духа). Приемля живейшие напечатления свойств душевных, она может более или менее переносить их с собою и в другие тела, как найдено опытами перелития. Итак, быть может, что частое и в большом количестве употребление крови в пищу естественно сопровождалось бы в человеке вредными последствиями. Нравственная: поелику привычка употреблять кровь и для сего убивать животных особливыми мучительными образами смерти ослабляет в человеке естественное отвращение от убийства. По сему-то в Откровении закон о крови животных соединяется с законом о человекоубийстве ([[old:gen:09:04|Быт. 9:4]], [[old:gen:09:05|5]]). Обрядовая и вместе прообразовательная: //и Я дал ее// (кровь) //вам на алтарь, очищать души ваши, ибо кровь очищает душу// [[old:lev:17:11|(Лев. 17:11)]]. Кровь священна, потому что в жертвах очищает души, или точнее, поелику невозможно, //чтобы кровь тельцов и козлов изглаждала грехи// [[new:evr:10:04|(Евр. 10:4)]]; изобразует //кровь Иисуса Христа, очищающую от всякого греха// [[new:1in:01:07|(1 Ин. 1:7)]]. Посему, отлучая кровь от животных, употребляемых в пищу, закон превращает, некоторым образом, каждое заклание животного в жертвоприношение. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте** См. Толкование на [[old:gen:09:01#prp_efrem_sirin|Быт. 9:1]] ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XVI. Паремия, положенная на вечерне в понедельник четвертой седмицы Великого поста (Быт. 8:21–22, 9:1–7). В сей паремии содержится обетование и заповеди Божии Ною после потопа. **Точию мяса в крови души да не снесте** Позволение питаться животными Бог ограничивает за­прещением вкушать **кровь** их. Сказано не просто: не ешьте мяса с кровию, но: **«с кровию души».** Это потому, //«что душа плоти в крови есть»// [[old:lev:17:11|Лев. 17:11)]], т. е. **кровь** есть седалище и ближайший орган действий души, необходимое условие для проявления жизни душевной, так что жизнь душевная в теле прекращается, когда кровь перестает обращаться и питать мозг. Запрещается собственно зверское ядение мяса с кровью, какое доселе в обычае у некоторых дикарей [в Абиссинии]; они отрывают ножом или зубами куски мяса от живого зверя и подобно зверям проглатывают их. Что именно Господь запрещает ядение мяса с кровью зверское, соединенное со зверской жестокостью и кровожадностью, это можно видеть из следующего стиха, в котором для того, чтобы внушить отвращение к убийству, говорится о воз­мездии зверям, умерщвляющим человека. Цель запреще­ния заключается в том, чтобы человек не привык к зверской кровожадности и жестокости вообще и в особенности в отношении к подобным себе, и научился уважать жизнь в ком бы ни было и кротко обращаться со всеми, – без чего невозможно правильное общежитие (И у язычников строго наказываемо было жестокое обращение с животны­ми с тою же целью. Так, судьи Ареопага осудили на смерть мальчика, выколовшего глаза у живого перепела, – из опасения, чтобы мальчик не сделался злодеем (у Квинтилиана Institut. orat L. V. с. 9)). Впоследствии зако­ном Моисеевым запрещено вообще вкушать кровь. Это потому, что она назначается в жертву Богу для очищения грехов и потому есть как бы неприкосновенная собствен­ность Божия [[old:lev:17:14|Лев. 17:14)]]. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте** __//Запрещение вкушения крови и человекоубийства.//__ //«только плоти с душею ее, с кровью ее не ешьте…»// Давая новый закон о пище, Бог вводит в него существенное ограничение - запрещает употреблять в пищу кровь животных. Причина этого запрещения указывается здесь же, именно в том, что кровь животного как бы отождествляется с его душой. Подобная идея встречается и во многих других местах Священного Писания ([[old:lev:17:11|Лев. 17:11]], [[old:lev:17:14|14]]; [[old:vtor:12:16|Втор. 12:16]]). Любопытно, что кроме Священного Писания, она находится в сочинениях многих древних писателей, и по преимуществу у классиков (Вергилия, Емпедокла, Пифагора и др.). Таким образом, общенародная психология древности основной принцип животной жизни, т. е. то, что называется душою, полагала скрытым в крови его. Становясь на точку зрения этой наивной психологии и желая на почве ее внушить человеку возможно больше уважения ко всякой чужой (в том числе и животной) жизни, Бог и дает запрещение употреблять в пищу кровь. Это - первая Ноева заповедь; впоследствии, при Моисее, она получила более подробное изложение и более обширную аргументацию физическую, моральную (обрядовую; [[old:pr:28:17|Притч. 28:17]]) и прообразовательную ([[old:lev:17:11|Лев. 17:11]]; ср. [[new:evr:10:04|Евр. 10:4]] и [[new:in:01:17|Ин. 1:17]]). **//Толковая Библия.//** [<10>]