[<10>] ====== Толкования на Быт. 9:5 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его** Бог дает эту заповедь людям с намерением сделать их более кроткими, слушай следующие слова: **«крови бо вашей**, – говорит, – **душ ваших, изыщу ее от руки всякого зверя и от руки человека брата изыщу»** душу человека. Что же? Душа человека в крови? Нет, не это хочет сказать Бог, но выразился так по обычаю человеческому, как если бы один человек сказал другому: я держу в руках моих твою кровь, вместо: имею власть умертвить тебя. А что душа человеческая не заключается в крови, об этом послушай Христа, который говорит: //«не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити»// [[new:mf:10:28|(Мф.10:28)]]. //**Беседы на книгу Бытия. Беседа 27.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== Ст. 5-6 **Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию** Что смысл сказанного таков, подтверждают и дальнейшие слова, ибо говорит Бог:** Я взыщу и вашу кровь... взыщу ее от всякого зверя... взыщу также... от руки человека**. Нечестие человека Он сравнивает с животной злобностью, более того, считает его худшим, чем зверство животных, когда говорит: **от руки человека, от руки брата его**. Ведь звери по природе не имеют с нами ничего общего и не связаны никакими узами братства. Если они убивают людей, то убивают их как бы вчуже, не преступая законов естества и не попирая чувства родства. Человек более тяжко грешит, строя козни брату, и потому Господь обещает суровее покарать его, говоря: **взыщу кровь... человека от руки человека, от руки брата его**. Разве не брат нам тот, кого породила разумная природа и кого рождение от одной матери соединило с нами? Ибо одна и та же природа есть мать всем людям, и потому все мы - братья, рожденные одной матерью и связанные общими узами родства. //**О Ное.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его** **Я изыщу и вашу кровь** и проч. Поелику закону о крови животных, по–видимому, можно было противоположить, что они сами не щадят крови человеческой и все твари видимые живут разрушением других, то Законодатель непосредственно присоединяет закон о человекоубийстве от зверя; а к сему как бы мимоходом прилагает закон о человекоубийстве между человеками. Таким образом, сей последний закон, будучи существенною целью двух предыдущих, является в виде случайного их дополнениями; и сие на тот конец, дабы закон сколько можно менее предполагал действительное преступление и оно казалось бы тем более ужасно и чудовищно, чем менее ожидаемо. Некоторые изъясняют также взаимную связь сих законов восхождением от меньшего к большему. //Изыскание крови// значит изыскание и наказание виновного в кровопролитии [[old:gen:42:22|(Быт. 42:22)]]. В сем смысле Бог называется //Изыскателем крови// [[old:ps:009:13|(Пс. 9:13)]]. Изыскуется же кровь человеческая от зверя ловцом и законом положительным [[old:ish:21:28|(Исх. 21:28-29)]]. Бог поставляет Самого Себя изыскателем крови как для того, чтобы сим дать полномочие и важность правосудию человеческому, так и для того, чтобы никакой убийца не ласкался ненаказанностью, ибо, уклоняясь от суда человеческого, впадает он в руки Бога Мстителя, карающего злодеяние в жизни, в смерти и по смерти. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его** См. Толкование на [[old:gen:09:01#prp_efrem_sirin|Быт. 9:1]] ===== Прп. Иоанн Дамаскин ===== Ст. 5-6 **Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию** И Божественное Писание также свидетельствует, что будет воскресение тел. Так говорит Бог Ною после потопа:// как зелень травную даю вам все. Только плоти с душею ее, с кровию ее, не ешьте//. **Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его. Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию**. Каким же образом Бог взыщет кровь человеческую **от руки** всяких зверей, если не воскресит тел умерших людей? Ибо зверей за человека не предают смерти. //**Изложение веры.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XVI. Паремия, положенная на вечерне в понедельник четвертой седмицы Великого поста (Быт. 8:21–22, 9:1–7). В сей паремии содержится обетование и заповеди Божии Ною после потопа. **Крови бо вашей, душ ваших, от руки всякаго зверя изыщу **[потребую]** [ея]: и от руки человека брата изыщу ея** Так как цель запрещения кровожадности и жестокости при употреблении в пищу животных состоит, главным образом, в том, чтобы люди не были жестокими и крово­жадными в отношении друг к другу, то сие запрещение Господь ограждает угрозою неминуемой казни за челове­коубийство. Даже неразумное животное, пролившее кровь человека, не остается безнаказанным. Господь потребует **"из руки"** его [из лапы его] пролитой крови человека, взыщет с него за совершенное душегубство, хотя оно совершено без сознания вины. Законом Моисеевым впоследствии оп­ределено побивать камнями вола, который забодает челове­ка до смерти [[old:ish:21:29|(Исх. 21:29-32)]]. И у других народов было в обычае, что всякий мог безнаказанно убивать таких живот­ных. Но если бы случилось, что зверь, проливший челове­ческую кровь, скрылся от мщения человеческого, Бог, Изыскатель пролитой крови, Сам найдет его, – т. е. или погубит его молнией либо водой, или предаст его на рас­терзание другому зверю. Но если животные, которым не­свойственно грешить, должны отвечать за человекоубий­ство, то еще меньше может надеяться на безнаказанность человек, дерзнувший посягнуть на жизнь того, с кем связан братскими узами, как происшедший от одной с ним крови, в самой единокровности имевший сильное побуждение к человеколюбию. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его** //«Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша… от всякого зверя…»// Эти слова дают прекрасное подтверждение только что приведенного нами взгляда на кровь, как седалище души. Даже и к крови животного Господь внушает должное уважение строгим взысканием; и чтобы еще рельефнее оттенить мысль о преступности убийств, Бог и говорит, что за кровь человека Он взыщет не только с сознательного убийцы, но даже и с неразумного животного и дикого зверя, что впоследствии получило даже и определенную законодательную санкцию [[old:ish:21:28|(Исх. 21:28)]]. //«Взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его…»// Если убийство человека неразумным животным подвергалось суровой каре, то, разумеется, гораздо преступнее и посему во много раз сильнее преследовалось убийство человека человеком же… В самих словах данного текста некоторые не без основания видят осуждение двух родов убийства - самоубийства (человека от руки человека, т. е. себя) и убийства других. [<10>]