[<10>] ====== Толкования на Быт. 9:24 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его** **«Истрезвися»**, сказано. Пусть слышат проводящие все время в пиршествах, сколь велик вред от упоения, и пусть бегут от этой заразы. **«Истрезвися»**, сказано. Что значит: **«истрезвися»**? Что мы обыкновенно говорим о беснующихся, когда они приходят в себя, именно, что такой-то очувствовался и освободился от власти демона, тоже и здесь сказало Писание. Действительно, пьянство есть своевольный демон, который хуже настоящего демона помрачает ум и отнимает у одержимого им всякую скромность. Видя бесноватого, мы часто жалеем об нем, соболезнуем и обнаруживаем к нему глубокое сострадание; но при виде пьяного поступаем напротив: негодуем, сердимся, произносим тысячу укоризн. Почему и за что? Потому, что одержимый злым демоном, что ни делает, делает невольно: бьется ли он, рвет ли одежду, или произносит какие-либо срамные слова, все это ему прощается; но пьяный, что ни сделает, ни в чем не заслуживает извинения, напротив – и домашние, и друзья, и соседи, и все строго осуждают его, потому что он сам по своей воле дошел до этого несчастного положения, сам предал себя во власть пьянству. И это говорю не с тем, чтобы осудить праведника. Много было обстоятельств, которые оправдывают его, и между прочим то, что после он уже не впадал в подобное состояние, а это служит несомненным доказательством, что и прежнее прегрешение он допустил не по беспечности, а по неведению. В самом деле, если бы он допустил это по беспечности, то, конечно, и в другой раз увлекся бы тою же страстию; но этого с ним уже не случилось. Если бы он еще раз впал в то же состояние, Писание не умолчало бы об этом, но сообщило бы нам, потому что единственный предмет и единственная цель божественного Писания состоит в том, чтобы не опускать ни одного события (из жизни праведников), но сообщать нам истинное понятие обо всем. Оно не умалчивает и о добродетелях праведников по зависти, и не прикрывает их прегрешений по пристрастию, но все представляет нам на вид, чтобы мы имели пред собою образец и урок, и, если когда по беспечности впадем в какой-либо грех, то чтобы береглись, как бы опять не сделать того же греха. Не так ведь преступно грешить, как закосневать во грехе. Итак, смотри не на то, что праведник (Ной) упился, но на то, что он более уже не подвергался этому. **«Истрезвися же**, – сказано, – **Ное от вина и разуме, елика сотвори ему сын его юнейший»**. Откуда он узнал это? Может быть, братья рассказали, не с тем, чтобы обвинить брата, но чтобы объяснить дело, как оно происходило, дабы Хам получил соответственное своей болезни врачество. **«И разуме**, – сказано, – **Ное, елика сотвори ему сын его юнейший»**. Что значит: **«елика сотвори»**? То есть, сколь великий и непростительный грех (Хам сделал). В самом деле, подумай, что он, как увидел внутри дома срамоту (отца), вместо того, чтобы прикрыть ее, вышедши из дому, разгласил об ней, подверг отца, сколько мог, посмеянию и поруганию, хотел и братьев сделать сообщниками своего гнусного поступка; и тогда как следовало ему, если уже он решился объявить братьям, позвать их в дом и там сказать им о наготе (отца), он вышел вон и объявил о наготе его так, что, если бы случилось тут множество других людей, он и их сделал бы свидетелями срамоты отца. Вот почему сказано: **«елика сотвори»**, т. е. нанес оскорбление отцу, забыл о почтении, какое дети обязаны воздавать родителям, обнаружил прегрешение (отца), хотел и братьев увлечь и сделать сообщниками в своей дерзости. **«Елика сотвори ему**, – сказано, – **сын, его юнейший»**. Хам, конечно, не был самым младшим; он был второй и старше Иафета. Но, если он и был старше его по возрасту, за то по душе оказался моложе, и дерзость поставила его ниже (младшего брата). Так как он не хотел остаться в своих пределах, то и потерял честь, предоставленную ему природою, и как он злой своей волей потерял то, что имел от природы, так Иафет, чего не имел от природы, то приобрел доброй волей. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 29.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его** См. Толкование на [[old:gen:09:18#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 9:18]] ===== Свт. Климент Александрийский ===== **Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его** См. Толкование на [[old:gen:09:22#svt_kliment_aleksandrijskij|Быт. 9:22]] ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его** См. Толкование на [[old:gen:09:22#svt_amvrosij_mediolanskij|Быт. 9:22]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его** После падения Ноя, невидимого, надлежало ждать покаяния; но мы видим только его гнев на сына, поругавшегося его падению. Не будем, однако, винить в сем праведника, который, конечно, признал и стократно загладил свою погрешность, но познаем из сего намерение повествователя, который желал здесь открыть не столько добродетель Ноя, уже не подверженную сомнению после Божественного о ней свидетельства, сколько пророчественный его путь и судьбу его потомства. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Мч. Иустин Философ ===== **Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его** См. Толкование на [[old:gen:09:22#mch_iustin_filosof|Быт. 9:22]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 24-25 **Истрезвися же Ное от вина, и разуме елика сотвори ему сын его юнейший, и рече: проклят (буди) Ханаан отрок: раб будет братиям своим** **Истрезвися же Ное... и разуме, елика сотвори ему сын его юнейший**. Так, Ной и спал, и бодрствовал: спал, потому что не чувствовал своего обнажения, бодрствовал, потому что знал, как поступил с ним младший сын его. И Ной проклял его. **И рече: проклят... Ханаан отрок: раб будет братиям своим**. В чем был бы виновен Ханаан, если бы он находился еще в чреслах отца своего, и наготу Ноеву видел не он, а отец его? Говорят: Хам приял благословение со всеми, входившими в ковчег, и потом снова дано ему благословение со всеми вышедшими из ковчега, а потому Бог не в собственном лице его проклинает его, но в лице сына его, хотя проклятие сына должно было причинить скорбь и отцу. Другие же, на основании сказанного в Писании: и **разуме Ное елика сотвори ему сын его юнейший**, поскольку известно, что Хам был сын не младший, а средний, - заключают, что под //сыном юнейшим// разумеется Ханаан, и что сей малолетний Ханаан посмеялся над обнажением старца; Хам же со смеющимся лицом вышел и среди стогна возвестил братьям своим. Поэтому можно думать, что хотя проклят Ханаан не по всей справедливости, как сделавший это еще в детстве, однако же и не против справедливости, потому что проклят не за другого. Притом Ной знал, что если бы Ханаан в старости не соделался достойным проклятия, то и в отрочестве не совершил бы дела, заслуживающего проклятия. Справедливость требовала лишить Хама благословения, а не подвергать его проклятию. Ибо если бы подвергнут был он и проклятию за то, что посмеялся вместе с отроком, то хотя был бы проклят по справедливости, но вместе с проклятым Хамом подверглись бы тогда проклятию все потомки Хамовы, вовсе не участвовавшие в посмеянии. Потому проклят Ханаан как посмеявшийся, а Хам только лишен благословения за то, что смеялся вместе с посмеявшимся. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Блаж. Августин ===== **Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его** См. Толкование на [[old:gen:09:22#blazh_avgustin|Быт. 9:22]] ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его** См. Толкование на [[old:gen:09:23#prp_maksim_ispovednik|Быт. 9:23]] ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XVIII. Паремия, положенная на вечерне в среду четвертой седмицы Великого поста (Быт. 9:18–29, 10:1). В сей паремии предлагается повествование о пророче­стве Ноя относительно судьбы его потомства с предвари­тельным описанием случая к произнесению сего пророче­ства. **Истрезвися же Ное от вина, и разуме** [узнал], **елика сотвори ему сын его юнейший** Как **Ной** мог узнать о поступке младшего своего сына? **Протрезвившись** (с евр. проспавшись), он, как только за­метил, что покрыт не своею одеждою, полюбопытствовал, конечно, узнать о причине этого. Истину открыли ему Сим и Иафет, а виноватый едва ли способен был смиренной откровенностью выразить раскаяние в своей вине пред отцом, иначе не повергся бы наказанию, которое вслед за сим описывается. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его** //«Ной проспался от вина своего…»// Отсюда ясно, что все предшествующее случилось с Ноем во время его сна, т. е. помимо участия его сознательной воли. //«и узнал, что сделал над ним меньший сын его…»// «Откуда он узнал это? - спрашивает Иоанн Златоуст и отвечает так: может быть рассказали братья, не с тем, чтобы обвинить брата, но чтобы объяснить дело, как оно происходило, дабы Хам получил соответственное своей болезни врачевство» (XXIX бес.). Не менее мудро разрешает Иоанн Златоуст и другое недоумение - каким образом следует понимать здесь наименование Хама «меньшим» или младшим сыном, когда достоверно известно, что он был средним [[old:gen:09:18|(Быт. 9:18)]]: «Хам, конечно, не был самым младшим; он был второй и старше Иафета, но если он и был старше его по возрасту, то по душе оказался моложе и дерзость поставила его ниже младшего брата». В еврейском тексте слово «меньший» выражает собой сравнительную форму, а не превосходную и следовательно не указывает на Хама, как на самого меньшого из всех сынов Ноя, а лишь на сравнительно младшего именно по отношению к Симу. [<10>]