[<10>] ====== Толкования на Быт. 9:27 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему** И это опять есть величайшее благословение, в котором, может быть, заключается некоторое прикровенное сокровище. **«Да распространит**, – говорит, – **Бог Иафета»**. Не ошибется, кто скажет, что благословения этого праведника суть пророчество. В самом деле, если отец его дал ему такое имя (Ноя), не без цели и не напрасно, но чтобы этим именем предвозвестить будущий потоп, то тем более сам этот праведник не без цели и не напрасно изрек свои благословения. Посредством этих благословений, изреченных Симу и Иафету, он, кажется мне, предвозвестил призвание двух народов, именно: чрез Сима – Иудеев, так как от него произошел патриарх Авраам и народ Иудейский, а чрез Иафета – призвание язычников. Так, вот какое предсказание заключается в этом благословении: **«да распространит Бог Иафета, и да вселится в селениях Симовых»**. Это и в самом деле, как мы видим, исполнилось над язычниками. Словом: **«да распространит»** он указал на всех язычников, а словами: **«да вселится в селениях Симовых»** (дал разуметь), что язычники воспользовались всем, что было предназначено и уготовано для Иудеев. **«И да будет Ханаан отрок»** его. Видишь, какие награды получили Сим и Иафет за свою скромность, и какое бесчестие навлек на себя Хам своею дерзостию. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 29.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему** См. Толкование на [[old:gen:09:18#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 9:18]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему** **Да распространит Бог Иафета**. Действительно, потомки Иафета заняли Европу, Малую Азию и весь север, который потом был, по выражению Иорнанда, гнездом и рассадником народов. **И да вселится он в шатры Симовы**. Некоторые сие разумеют о Боге и относят к обитанию Его в скинии сведения и храме Соломоновом ([[old:ps:131:13|Пс. 131:13]], [[old:ps:131:14|14]]). Но союз сих слов с предыдущими и последующими требует, чтобы они приложены были к Иафету. Содержание сего пророчества повторил Валаам [[old:chis:24:24|(Чис. 24:24)]], а греки и римляне показали его событие, когда вошли с оружием в страны потомства Симова. Кроме сего, **шатры Симовы**, жилища странников и пришельцев земли, вместо жилища //Бога, благословляемого Симом, Бога Симова//, могут означать Церковь, сохраненную в потомстве Сима и, наконец, принявшую под кров свой //и в участие наследия своего// [[new:kol:01:12|(Кол. 1:12)]] и язычников, потомков Иафета. **Ханаан же будет рабом ему**. Сие было, когда македоняне и римляне покорили Сирию и Палестину, Тир и Сидон с их поселениями в других странах. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **да распространит Бог Иафефа, и да вселится в селениих Симовых, и да будет Ханаан раб ему** Изрекая проклятие Хаму в лице сына его, Ной благословляет Сима и Иафефа и говорит: **Да распространит Бог Иафефа, и да вселится в селениих Симовых, и да будет Ханаан отрок раб ему**. Род Иафефов размножился и соделался могущественным в наследии на севере и западе. Сам Бог вселился в куще Авраама, потомка Симова, Ханаан же соделался рабом Сима и Иафефа, потому что во дни Иисуса Навина потомки Симовы опустошили жилища Хананеев, покорили и поработили князей их. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Блж. Иероним Стридонский===== **да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему** От Сима рождаются евреи, от Иафета – народ язычников. Итак, поскольку обширно множество верующих, то Иафет получил имя «обширность». Это слово [по-еврейски] звучит как lapheth (לְיֶ֔פֶת). А слова «да поселится он в шатрах Сима» пророчествуют о нас: после отвержения Израиля мы изучаем и познаём Писания. **//Еврейские вопросы на Книгу Бытия.//** ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XVIII. Паремия, положенная на вечерне в среду четвертой седмицы Великого поста (Быт. 9:18–29, 10:1). В сей паремии предлагается повествование о пророче­стве Ноя относительно судьбы его потомства с предвари­тельным описанием случая к произнесению сего пророче­ства. **Да распространит Бог Иафета, и да вселится в селениях Симовых, и да будет Ханаан раб ему** **«Да распространит Бог Иафета»**: да дарует **Иафету** многочисленное потомство, так, чтобы большая часть зем­ного шара заселена была этим потомством и была в его власти. Исполнение этого пророчества и благословения Ноева видим преимущественно на той части потомства Иафетова, которая заселила Европу. Европейцы не пере­стают доселе распространять во все страны света свои поселения, торговлю, власть, веру, нравы. –**«И да вселится** [Иафет] **в селениих Симовых»** Речь идет не столько о том, что потомки **Иафета**, как завоеватели, завладеют местами обитания **Симова** племени, сколько о том, что первые всту­пят в духовное общение с последними, войдут в состав Церкви, сохраненной в потомстве **Сима**, и примут участие в наследии духовных благ, уготованных верующим в Ии­суса Христа. Ибо Иисус Христос открыл вход в Свое цар­ство не только израильтянам, произошедшим от **Сима**, но и язычникам, к которым принадлежали потомки **Иафета**; те и другие призваны составить единое стадо под духовной властью единого Пастыря. Пророчество о водворении **Иа­фета в селениях Симовых** потому неудобно относить к одному внешнего господству потомства **Иафетова над Си­мовым**, что этим ослаблялось бы значение благословения, данного **Симу**. Напротив, разуметь это пророчество в ду­ховном смысле, именно в том, что побежденные потомками **Иафета** потомки **Сима** покорят победителей своей духов­ной власти, что апостолы Христовы, все принадлежавшие к **Симову племени**, привлекут в Церковь Христову греков и римлян, – словом – разуметь рассматриваемое проро­чество о духовном союзе потомков **Сима и Иафета** тем естественнее, что такое разумение соответствует тому братскому единодушию, с каким оба эти брата поступили в отношении к обнаженному отцу своему. – **«И да будет Ханаан раб ему»** [Иафету]. Это сбылось, когда македоняне и римляне покорили Сирию и Палестину, Тир и Сидон с их поселениями в других странах. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему** //Молитва Ноя за Иафета// //«да распространит Бог Иафета…»// В еврейском тексте здесь дана своеобразная игра слов (japhet e'jephet), или параллелизм понятий, так как имя «Иафет» и обозначает «широкое распространение». Потомству Иафета, таким образом, предрекалось самое широкое расселение по лицу земли; и действительно, в лице народов Кавказа оно заселило большую часть Азии, почти всю Европу и Америку, не говоря уже о том, что оно же составляет привилегированную часть населения и в остальных странах Нового и Старого света. Количественному распространению иафетитов отвечает и его интеллектуальное превосходство: метафизика Индии, философия Греции, стратегия Рима и вся современная мировая цивилизация обязана своим существованием и процветанием, главным образом, гению иафетитов. //«и да вселится он в шатрах Симовых…»// Речь не о Боге, как то ошибочно полагали некоторые (Филон, Феодорит, Онкелос и др.), но об Иафете, которому со временем предрекается и господствующее положение даже над потомством Сима. И, действительно, это пророчество оправдалось в двояком смысле: и в смысле политическом, когда римляне, потомки Иафета, покорили иудеев и разрушили самый Иерусалим, и в религиозном, когда вместе с Израилем в Церковь Христову вступали язычники [[new:ef:02:11|(Еф. 2:11-15)]]. «Посредством этих благословений, изреченных Симу и Иафету, он (Ной), кажется мне, предвозвестил призвание двух народов, именно: через Сима - иудеев, так как от него произошел патриарх Авраам и народ иудейский, а через Иафета - призвание язычников» (Иоанн Златоуст). //«Ханаан же да будет ему слугой…»// Оправдание этого пророчества можно, главным образом, видеть в росте невольничества черных рас у белой и во всестороннем преобладании последней над первыми. Заключая детальный комментарий пророчества Ноя, мы должны сказать, что это - одно из самых знаменательных сказаний, обнимающее в общем схематическом очерке главные течения всей последующей истории человечества, олицетворенное в судьбе трех сынов Ноя, как родоначальников всего последующего человечества: здесь и возлюбленный первенец Ноя - Сим, которому предрекается особое божественное благоволение, здесь и неблагодарный Хам, которому возвещается отвержение, рабство, здесь и младший сын - Иафет, на судьбе которого имело исполниться евангельское пророчество, что «последние да будут первыми», первыми как в культурно-историческом, так и в христианско-религиозном смысле. [<10>]