[<10>] ====== Толкования на Быт. 10:7 ====== ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Сыны Хуша: Сева, Хавила, Савта, Раама и Савтеха. Сыны Раамы: Шева и Дедан** **Сева**. О потомстве его упоминается в пророчестве Исаии [[old:is:45:14|(Ис. 45:14)]], где Бог отдает Киру //торговлю Куша и Савеев//. Флавий показывает город //Сава// в Эфиопии африканской. **Хавила**. Сие имя находится еще между сынами Иоктана [[old:gen:10:29|(Быт. 10:29)]]. От Хавилы, сына Хусова, производят //Хавлан//, иначе Йемен, в Аравии. **Савта**. Темные следы поселения и переселения потомства его находят в именах: //Саффа// (город счастливой Аравии у Птолемея), //Саффа// (остров или полуостров Персидского залива у того же писателя), //Мессаваты// (которых Плиний полагает в пределах Персии). **Раама**. По произношению семидесяти толковников //Регма//. Признаки сего племени у Иезекииля [[old:iez:27:22|(Иез. 27:22)]] с вероятностью показывают страну в Аравии близ Персидского залива, где город //Регма//, по Птолемею. **Савтеха**. Имя, которое не встречается более в священных книгах и которое бесполезно преследовать догадками. **Шева**. То же имя встречается опять в сем родословии [[old:gen:10:28|(Быт. 10:28)]] и еще в родословии Авраама [[old:gen:25:03|(Быт. 25:3)]]. К упоминаемому здесь родоначальнику Бохарт относит те места Св. Писания, где имя //Шева// соединяется с именами Куша или его потомков ([[old:ps:071:10|Пс. 71:10]]; [[old:iez:27:23|Иез. 27:23]]; [[old:iez:38:13|Иез. 38:13]]), и полагает его потомство при Персидском заливе, где народ //Асабы//, по Птолемею, и горы //Сабо// у Арриана. **Дедан**. Одно племя сего имени жило в соседстве с //Идумеями// ([[old:ier:25:23|Иер. 25:23]]; [[old:ier:49:08|Иер. 49:8]]), а происходило от //Дедана//, внука Авраамова [[old:gen:25:03|(Быт. 25:3)]]. Другое, по описанию Иезекииля ([[old:iez:27:15|Иез. 27:15]]; [[old:iez:38:13|Иез. 38:13]]), должно полагать при море в соседстве //Шевы//. Отсюда может быть город //Даден// при Персидском заливе. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Сыны Хуша: Сева, Хавила, Савта, Раама и Савтеха. Сыны Раамы: Шева и Дедан** От Сабы – сабеи, о которых Вергилий пишет: Но лишь у сабеев – курильные ветви [Георгики II, 117]. И в другом месте: Курится в храме сабейский Ладан на ста алтарях* [Энеида I, 416–417]. Эвила (гетулы), связанные пустыней, живут в более отдалённой части Африки. От Сабаты – сабатеи, которые теперь зовутся астабарами. Регма и Сабатака постепенно утратили свои древние наименования, и как они теперь называются вместо прежнего, неизвестно. Здесь Саба пишется через букву sin, а выше – через samech. От того Сабы прозваны, как я сказал, сабеи. А под этим Сабой понимают Аравию, так как в [[old:ps:071:start|71 псалме]], где у нас сказано: //«Цари аравийские и Саба принесут дары»//, в еврейском тексте написано: «Цари Сабы и Саба». Первое имя через sin, а второе через samech. Дадан – это народность на западе Эфиопии. //**Еврейские вопросы на Книгу Бытия.**// ===== Аврелий Пруденций ===== **Сыны Хуша: Сева, Хавила, Савта, Раама и Савтеха. Сыны Раамы: Шева и Дедан** См. Толкование на [[old:gen:10:06#avrelij_prudencij|Быт. 10:6]] ===== Лопухин А.П. ===== **Сыны Хуша: Сева, Хавила, Савта, Раама и Савтеха. Сыны Раамы: Шева и Дедан** //«Сыны Хуша: Сева:»// Это имя, хотя и с некоторым отличием в правописании (אבמ Себа и אבט Шеба), встречается в данной генеалогии и еще раз при исчислении потомков Сима; отсюда и возникает трудность разграничить и определить территорию тех и других савеев. Ближе всего к истине, по-видимому, показание И. Флавия, определяющего местоположение кушитской Савеи на севере Нубии, в области Мерое (Иудейские Древн. 2:10, 2); хотя этим нисколько не исключается и то предположение, что до переселения в Африку эти Савеи обитали где-либо в Азии, напр., в Йемене или южной Аравии, как думает блаженный Иероним. Священное Писание благоприятствует каждому из этих взглядов, когда, с одной стороны, называют Саву отдаленной южной страной [[old:ps:071:10|(Пс. 71:10]]; [[old:is:43:03|Ис. 43:3]]; [[old:is:45:14|Ис. 45:14)]], с другой – соединяет ее с землей Куш или Ефиопией. //«Хавила…»// По ясным свидетельствам классических писателей (Птолемея, Плиния, Марциала и др.) хавлотеи населяли африканский берег, пограничный с Баб-эль-Мандебским проливом. Иосиф Флавий (Иудейские Древн. 1:6, 2) отождествляет их с гетулами, жившими по оазисам Ливийской пустыни. Но столь же решительные свидетельства Библии [[old:gen:02:01|(Быт. 2:1]], [[old:gen:02:04|4;]] [[old:gen:25:18|Быт. 25:18)]] побуждают искать эту землю в пределах Тигра и Евфрата. Лучшим примирением этих показаний служит то предположение, что были две страны с тем же самым названием и населением: одна – азиатская, служившая местом первобытного обитания, другая – африканская, явившаяся следствием позднейшей эмиграции. Таким образом, здесь повторяется та же история, что с землей «Куш» и со страной «Сава», когда колония и метрополия носят одно и то же имя и часто даже меняются ролями. //«Савта…»// По предположению И. Флавия, этим именем обозначался народ «астабары», населявший ту часть Ефиопии, которая теперь называется Атбарой, а в древности называлась Астабаром. По мнению же Птолемея и здесь разумеется Сабота (или Саббата), главный город Счастливой Аравии. //«Савтеха…»// По псевдо Ионафановскому таргуму, это – одна из негритянских провинций, хорошо известная из древнеегипетских памятников, где она встречается под формой Субаток; она лежала на восточном берегу Персидского залива, в области Карамании. //«Раама… Сыны Раамы: Шева и Дедан...»// Определению Раама и его сыновей всего больше помогает пророк Иезекииль, который говорит о купцах Саввы и Раммы и о торговле Дедана ([[old:iez:27:22|Иез. 27:22]]; [[old:iez:38:13|Иез. 38:13]]), которую все эти народности вели с Тиром, столицей Финикии; по этим признакам ученые полагают, что все три вышеназванные народа обитали в приморской области Аравии, славившейся своими естественными богатствами и представлявшей все удобства для развития торговли. В Священном Писании имеются и более частные указания на Саву, как главный город Счастливой Аравии [[old:3ts:10:01|(3 Цар. 10:1]]; [[old:iov:01:15|Иов. 1:15]]; [[old:iov:06:19|Иов. 6:19]]; [[old:ps:071:10|Пс. 71:10]], [[old:ps:071:15|15]]; [[old:is:60:06|Ис. 60:6]]; [[old:ier:06:20|Иер. 6:20]]; [[old:iez:27:22|Иез. 27:22]]; [[old:iol:03:08|Иоиль 3:8)]], и на Дедан, расположенный на берегу Персидского залива [[old:is:21:13|(Ис. 21:13]]; [[old:ier:49:08|Иер. 49:8]]; [[old:iez:25:13|Иез. 25:13]]; [[old:iez:27:15|Иез. 27:15)]]. Быть может, библейский Дедан был на том же месте, где и современный Даден. Таким образом, весь род хушов занял южную часть Аравии, восточный берег Африки и северную часть Персидского залива, причем, многие из племен этого рода значительные части всего своего состава выделяли для переселения в пределы Африки, благодаря чему и получалось по две соименных и одноименных страны: одна – в Азии, другая – в Африке. [<10>]