[<10>] ====== Толкования на Быт. 10:8 ====== ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Хуш родил также Нимрода: сей начал быть силен на земле** **Куш родил также Нимрода**. Слава сего человека стала причиною того, что Моисей говорит о нем отдельно от его братьев. Имя Нимрода значит //бунтовщика// или горделивца. **Сей начал быть силен на земле**. Сим означается власть и богатство [[old:ps:111:02|(Пс. 111:2-3)]], а иногда и преобладание [[old:ps:051:03|(Пс. 51:3)]]. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 8-10 **Хуш родил также Нимрода; сей начал быть силен на земле. Он был сильный зверолов пред Господом; потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом. Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне, в земле Сеннаар** И немного далее говорится: «Начало его царства составляли Бабель, Арак, Акад и Каланне в земле Сеннаар». Нимрод, сын Хуса, первый воспользовался неизвестной доселе тиранией над народом и царствовал в Вавилоне, который был назван Бабель оттого, что там смешались языки строителей башни. Ведь «бабель» (בָּבֶ֔ל) означает «смешение». А также он царствовал в Араке, то есть в Эдессе, в Акаде, который теперь называется Низибией, и в Каланне, который впоследствии изменил своё имя и был назван в честь царя Селевка Селевкией, а теперь он называется Κτησιϕῶν. **//Еврейские вопросы на Книгу Бытия.//** ===== Аврелий Пруденций ===== **Хуш родил также Нимрода: сей начал быть силен на земле** См. Толкование на [[old:gen:10:06#avrelij_prudencij|Быт. 10:6]] ===== Лопухин А.П. ===== **Хуш родил также Нимрода: сей начал быть силен на земле** __//Нимрод и первая монархия.//__ //«Хуш родил также Нимрода…»// Это не означает непременно того, что Нимрод был непосредственным сыном Хуша, а вообще служит доказательством только того, что он происходит по прямой нисходящей линии от него, принадлежал к коренным кушитам и, следовательно, жил в Аравийской Ефиопии, по соседству с библейской долиной Сеннаар. Самое имя «Нимрод» здесь уже не коллективное, а индивидуальное, личное; рассматриваемое филологически, оно означает «бунтовщик, мятежник, возмутитель» (от евр. глагола marad - огорчать, досаждать, восставать, возмущаться); поэтому, некоторые экзегеты полагают, что оно было усвоено ему лишь позднее, на основании его насильнической деятельности. //«сей начал быть силен на земле…»// Начальные слова этой фразы имеют себе уже известные нам аналогии в истории Еноса и Ноя; дальнейший библейский термин «силен на земле», по евр. гиббор, точно так же знаком нам из характеристики предпотопного человечества (нефилим и гибборим). Если там, как мы видели [[old:gen:06:04|(Быт. 6:4)]], это имя заключало в себе мысль о выдающемся своей физической силой и нравственно распущенном великане, то, очевидно, употребляя тот же самый термин и здесь, бытописатель тем самым хочет показать, что в лице Нимрода снова, впервые после потопа (сей начал), воскрес тип гордого великана, прославившегося своими богатырскими подвигами по всей своей стране. [<10>]