[<10>] ====== Толкования на Быт. 10:9 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Он был сильный зверолов пред Господом [Богом]; потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом [Богом]** Некоторые говорят, что слова: **«пред Господем»**, значат – «против Господа», но я не думаю, чтобы божественное Писание хотело выразить это, но – то, что Неврод был человек сильный и мужественный. Выражение **«пред Господом Богом»** может еще означать или то, что этот человек был воздвигнут Богом, от Него получил благословение, или то, что чрез него должен был прославляться Бог, произведший и явивший на земле такого мужа. Но и этот человек, подражая своему прародителю и не по надлежащему воспользовавшись естественными преимуществами, изобрел другой род рабства и сам замыслил сделаться начальником и властителем; а таким он не был бы, если бы не было подвластных. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 29.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Он был сильный зверолов пред Господом; потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом** **Он был силен звероловством пред Богом**. Слова сии могут означать как то, что Нимрод искусен был в звероловстве, так и то, что сим искусством достиг он власти над людьми. //Сильный пред Богом// есть то же, что сильный без примера между человеками. Подобные выражения в священном языке суть отражения благочестивого чувствования тех, которые образовали и употребляли оный ([[old:ps:079:11|Пс. 79:11]]; [[old:ion:03:03|Ион. 3:3]]; [[new:act:07:20|Деян. 7:20]]). **Потому и говорится: как Нимрод силен звероловством пред Богом**. Для показания того, что память Нимрода еще существовала в народном предании, Моисей употребил здесь или пословицу, или отрывок некоторого народного стихотворения. Смысл сего изречения тот, что мужественного подвижника или хитрого притеснителя сравнивали с Нимродом. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **сей бе исполин ловец пред Господем Богом: сего ради рекут: яко Неврод исполин ловец пред Господем** Потом Моисей исчисляет происшедшие от Ноя поколения, именно пятнадцать поколений от Иафефа, считая вместе с ним; тридцать поколений от Хама, считая также вместе с ним, исключая же Филистимлян и Каппадокийцев, которые произошли от них после; двадцать семь поколений от Сима, считая вместе с ним. Всех же поколений было семьдесят два. Каждое из них составило особый народ и язык, и каждое обитало в своей земле. О Невроде сказано: **сей бе исполин ловец пред Господем Богом**, потому что он по Божией воле вел брань с каждым племенем и принуждал племена эти удаляться в те страны, какие назначены им были Богом. **Сего ради рекут: яко Неврод исполин ловец пред Господем**, то есть отсюда произошел обычай, если кто выражает благожелание князю или начальнику, говорить: "Будь как Неврод, исполин ловец, прославившийся в бранях Господних". Неврод царствовал в Араке, то есть в Едессе, в Ахаре, то есть в Ниневии, в Халании, то есть в Ктезифоне, в Роовофе, то есть в Адиабене, в Халае, то есть в Хетре, в Расе или Риш-Айне, бывшем в то время великим городом. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Он был сильный зверолов пред Господом [Богом]; потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом [Богом]** См. Толкование на [[old:gen:10:08#blzh_ieronim_stridonskij|Быт. 10:8]] ===== Аврелий Пруденций ===== **Он был сильный зверолов пред Господом [Богом]; потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом [Богом]** См. Толкование на [[old:gen:10:06#avrelij_prudencij|Быт. 10:6]] ===== Лопухин А.П. ===== **Он был сильный зверолов пред Господом; потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом** //«он был сильный зверолов пред Господом…»// Весь этот стих служит разъяснением предыдущего: указав раньше на силу и знаменитость Нимрода, бытописатель теперь определеннее называет и главное средство его прославления, и ту высшую степень, до которой оно доходило. Таким средством широкой популярности Нимрода служила его удачливая и смелая охота, а степень высоты этой популярности указана в словах «пред Господом». Эти слова обозначают собой наивысшую степень того или другого качества, уже превышающую компетенцию человека, а доступную только оценке самого Бога. А что действительно смелые и удачные подвиги на охоте, в борьбе с дикими зверями и чудовищами, в ту грубую первобытную эпоху ценились особенно высоко и возводили на пьедестал славы их героев, об этом свидетельствует вся доисторическая древность, начиная с героя халдейской поэмы Издубара и кончая мифическими подвигами Геркулеса. В доказательство известности Нимрода, основанной на его богатырской силе и удачливой охоте, библейский автор ссылается на существование в его время даже особой поговорки, опирающейся на указанный факт. Суть данной поговорки состояла в том, что когда хотели кого-либо особенно похвалить и прославить, то его сравнивали по силе отваги и мужества с Нимродом. [<10>]