[<10>] ====== Толкования на Быт. 11:28 ====== ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И умер Аран при Фарре, отце своем, в земле рождения своего, в Уре Халдейском** **Умер Аран пред лицем Фарры, отца своего**. То есть сын умер еще при жизни отца. О сей смерти многое рассказывают, но все такое, что не подтверждается Св. Писанием. Некоторые раввины говорят, что Аран сожжен, поелику не хотел поклониться огню; другие — что он погиб, спасая идолов из отеческого дома, зажженного Аврамом; иные — что, видев Аврама, за непоклонение огню брошенного в огонь, но чудесно спасенного, Аран неудачно подвергнул себя такому же опыту (см. Hieron. Quaesfc. Heb. in Gen.). Епифаний (de Hares L. I) думает, что редкая в древности смерть сына прежде отца была наказанием Фарры за идолопоклонство. **В Уре Халдейском**. Имя //Ура//, которое значит //огонь//, подало евреям случай к баснословным сказаниям о Аране и Авраме. Но оно есть в настоящем повествовании имя города, которого должно искать на восточной стороне Евфрата [[old:nav:24:02|(Нав. 24:2)]]. Из многих городов сего имени, по догадкам Бохарта и Греция, это есть тот Ур, который Аммиан Марцеллин (LXXV, с. 26) указывает между Тигром и Низибисом, из которого путь в землю Ханаанскую точно должен быть чрез Харран. Имя //Халдеев// употребляется здесь не так, как существовавшее во времена Фарры или Аврама, но так, как более другого известное во времена Моисея, ибо оно происходит от //Хазада//, племянника //Аврамова// [[old:gen:22:22|(Быт. 22:22)]]. У св. писателей оно иногда смешивается с именем //Месопотамии// [[new:act:07:02|(Деян. 7:2-4)]]. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Блаж. Августин ===== **И умер Аран при Фарре, отце своем, в земле рождения своего, в Уре Халдейском** См. Толкование на [[old:gen:11:24#blazh_avgustin|Быт. 11:24]] ===== Блж. Иероним Стридонский===== **И умер Аран при Фарре, отце своем, в земле рождения своего, в Уре Халдейском** Вместо принятого у нас чтения «в стране Халдейской» в еврейском тексте стоит «в ur chesdim (כַּשְׂדִּֽים א֥וּר)», то есть «в огне халдейском». И на основании этого евреи передают сведения следующего содержания: Авраама послали в огонь за то, что он не пожелал поклоняться огню, который почитают халдеи; и высвободившись из огня благодаря Божественной помощи, он избежал огня идолопоклонства. И несколько далее [у Семидесяти толковников] написано, что Фара вышел со своим потомством из страны Халдейской. В еврейском тексте вместо этого стоит «из пламени халдейского». И евреи сохраняют предание, что эти слова: «Умер Аран перед глазами отца своего Фары в земле рождения своего, в огне халдейском», скорее всего, означают, что поскольку он не пожелал поклониться огню, то был истреблён огнём. А впоследствии Господь говорит Аврааму: //«Я Тот, Кто вывел тебя из огня халдейского»// [[old:gen:15:07|(Быт. 15:7)]]. **//Еврейские вопросы на Книгу Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И умер Аран при Фарре, отце своем, в земле рождения своего, в Уре Халдейском** //«И умер Аран при Фарре, отце своем…»// т. е. «пред лицом отца своего», как стоит в LXX (ενωπιον του πατρος αυτου), в его присутствии. Библейский историк отмечает этот факт, вероятно, с той целью, чтобы показать, что впоследствии, в земле нового поселения, Аврам водворился уже один. //«в земле рождения своего, в Уре Халдейском»//. Это особенно важная библейская деталь, показывающая, что отечеством Авраама была далекая страна - земля Ура Халдейского. По наиболее достоверному предположению таких выдающихся ориенталистов, как Г. Смит и Раулинсон, библейский Ур Халдейский есть не что иное, как город Хур - знаменитая древняя столица Халдеи, лежавшая недалеко от современного местечка Мугейр, в области южной Вавилонии. Такая тесная этнографическая связь родоначальника еврейского народа с древней Халдеей, а через нее и с Вавилонией и Ассирией, имеет весьма важное значение и дает наилучшее объяснение тому удивительному согласию, которое наблюдается между повествованиями библейской первоистории и древнейшими традициями Халдеи, или между первыми главами кн. Бытия и данными «халдейского генезиса». Очевидно, что все это - предания, вышедшие из одного общего первоисточника; но тогда как мрак языческой Халдеи успел многое затмить и обезобразить в этих первобытных сказаниях, чистый свет откровенной истины продолжал сохраняться в линии богоизбранного народа и таким дошел до Моисея, предавшего его письменам под особым руководством Духа Божия. [<10>]