[<10>] ====== Толкования на Быт. 11:31 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 31-32 **И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там. И было дней жизни Фарры двести пять лет, и умер Фарра в Харране** Вот, в самом начале уже представляется в этих словах недоумение. Этот блаженный пророк, то есть Моисей, сказал, что **«поят Фарра Аврама и Нахора, изведе из земли халдейския ити на землю ханаанску, и прииде до Харрана и вселися тамо»**. А блаженный Стефан, в своей речи к иудеям, говорит: //«Бог славы явися отцу нашему Аврааму сущу в Месопотамии, прежде даже не вселитися ему в Харран:... и оттуду, по умертвии отца его, пресели его»// [[new:act:07:02|(Деян.7:2, 4)]]. Что же? Божественное Писание противоречит само себе? Да не будет; но должно из этого заключить, что, так как сын (Авраам) был боголюбив, то Бог, явившись ему, повелел переселиться из Месопотамии. Узнав об этом, Фарра, отец его, хотя был и неверующий, по любви к сыну решился пойти вместе с ним, пришел в Харран, пожил там и скончался. Тогда-то уже патриарх, по повелению Божию, переселился в землю Ханаанскую. И точно, Бог вывел его из Харрана не прежде, как по кончине Фарры. //**Беседы на книгу Бытия. Беседа 31.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там** **И взял Фарра Аврама, сына своего** и проч. Причиною предпринятого Фаррою путешествия должно полагать повеление Божие, которое Моисей показывает ниже в истории Аврама [[old:gen:12:01|(Быт. 12:1)]]. Что сие повеление Божие дано было еще в Уре, то можно видеть из самых выражений, его составляющих. В такой же точно силе пересказывает оное и Стефан в книге Деяний апостольских [[new:act:07:01|(Деян. 7:1-4)]]. И сам Бог говорит Авраму, что вывел его не из Харрана, но из Ура Халдейского [[old:gen:15:07|(Быт. 15:7)]]. **До Харрана**. Харран, место временного пребывания и смерти Фарры, есть город в Месопотамии между Хаборром и Евфратом, по произношению греков и римлян — //Карры//, известный поражением Красса. **Остановились там**. Причина сего не замечена Моисеем. Быть может, то была болезнь старца Фарры или необходимость привести в порядок имущество, расстроенное путешествием [[old:gen:12:05|(Быт. 12:5)]]. От Фарры начинается история //странствования// Патриархов, воззванных Богом из смешения народов. Нравственною целью сего странствования и, так сказать, изгнания из всего мира избранного племени должно полагать то, чтобы оно таким образом сохранилось от суеверий и заблуждений своего времени, в которых, чрез близкое сообщение и смешение с другими племенами, совершенно могло бы погрязнуть. Дом Фарры был уже не далек от сей гибели, как Бог простер к Авраму слово благодати и спасения [[old:nav:24:02|(Нав. 24:2)]]. Апостол Павел дает истории странствующих Патриархов высший вид и разум, когда говорит, что сие странствование было //хождение верою, ожидание основания имеющего града, которого зодчий и основатель есть Бог, искание отечества небесного// [[new:evr:11:08|(Евр. 11:8-16)]]. Сие значит, что внешние и видимые приключения Патриархов выражали духовный и внутренний путь. Иисус Христос в постепенном действии своего ходатайства между Богом и человеками //есть путь и истина и жизнь// [[new:in:14:06|(Ин. 14:6)]]. В церкви патриархальной и ветхозаветной Он являлся как единый среди многочисленных распутий //Путь//, чрез обетования, преобразования, очищения ведущий к Божественной истине; в Новом Завете Он открывается преимущественно как всеобщая //Истина// всех времен и всех народов, вещественность образов и сеней, просвещение сидящих во тьме язычества; во втором, наконец, пришествии Своем Он прославится, как единая всеобщая вечная //Жизнь//, да и самая смерть пожерта будет Его победою. Две последние эпохи заключаются в первой как цвет и плод — в семени или новосаждении. И если родом и образом новосаждения предвещается цвет и плод, то удивительно ли, что ветхими днями Церкви предобразуются дни ее обновления и славы? Но как во всеобщей Церкви каждый человек, обращающийся к Богу, есть как бы частная церковь Его, то не должно казаться смешением понятий и то, если путь Провидения и веры в церкви видимой приемлется за указание на внутренний путь человека к соединению с Богом. Итак, в лице Аврама мы можем представлять себе дух веры, предводимый Богом, предводящий человека. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там** Тот, кто еще преисполнен страстными желаниями плоти, обитает пока, как идолопоклонник и творец идолов, в земле халдеев. Когда же он становится [способным] хоть немного различать вещи и чувствовать надлежащим образом способы [существования] естества, то он, оставив землю халдеев, переходит в Харран Месопотамский, то есть в промежуточное состояние между добродетелью и пороком, когда чувство еще не становится чистым от обольщения [плотскими вещами]. Это и есть **Харран**. Если же он, возвышаясь над чувством, достигает соразмерного понимания блага, то тогда уже устремляется в землю благую, то есть в состояние, свободное от всякого зла и неведения. Эту землю неложный Бог показал и обещал дать в награду любящим Его. //**Главы о богословии.**// ===== Блаж. Августин ===== **И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там** Далее рассказывается, как Фарра со своим семейством оставил страну халдеев, пришел в Месопотамию и поселился Харране. Но при этом умалчивается об одном сыне его, который назывался Нахором, - как будто он не взял его с собою. Рассказ таков: **И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились** [[old:gen:11:31|(Быт. 11:31)]]. Здесь вовсе не упоминаются ни Нахор, ни жена его Милка. Далее, когда Авраам посылал раба своего взять жену своему сыну Исааку, читаем следующее: //И взял раб из верблюдов господина своего десять верблюдов, и пошел. В руках у него были также всякие сокровища господина его. Он встал и пошел в Месопотамию, в город Нахора// [[old:gen:24:10|(Быт. 24:10)]]. Из этого и из других свидетельств священной истории видно, что и Нахор, брат Аврама, вышел из земли Халдейской и поселился в Месопотамии, где жил с отцом своим Авраам. Почему же Писание не упоминает о нем в то время, когда Фарра вышел из земли Халдейской и поселился в Месопотамии, между тем как не только об Авраме, сыне его, но и о Саре, и о внуке его Лоте упоминает, что он привел их с собою? По нашему мнению, объяснить это можно с помощью следующего предположения: он, возможно, уклонился от благочестия отца и брата и увлекся суеверием халдейским, а потом, раскаявшись или подвергшись преследованию, так как считался неблагонадежным, переселился оттуда и сам. //**О граде Божием.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там** __//Выход Фарры из Ура в Харран.//__ //«И взял Фарра Аврама… вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую…»// Моисей здесь не объясняет нам мотивов переселения Фарры из его отечественной земли, но в ином месте [[old:gen:15:06|(Быт. 15:6-7)]] он и сам отчасти указывает, а другие священные писатели и прямо говорят, что это было сделано им в силу особого божественного повеления ([[old:neem:09:07|Неем. 9:7]]; [[new:act:07:03|Деян. 7:3-4]]), имевшего, очевидно, своею целью сохранение дома Фарры от заражения всеобщим идолопоклонством [[old:nav:24:02|(Нав. 24:2-3)]]. Из южной области Ура Халдейского Фарра со всеми перечисленными здесь членами своего семейства двинулся на север в землю Ханаанскую, т. е. к пределам Сирии и Палестины; но на пути своего переселения они сделали более или менее продолжительную остановку в Харране, области, лежавшей при реке Белии, на прямом пути между Низибией и Гаргамами, нередко встречающейся в клинообразных текстах и известной также по знаменитой битве Красса с парфянами. [<10>]