[<10>] ====== Толкования на Быт. 12:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные** Смотри и на Божие снисхождение, на то, какое благоволение (Господь) являет патриарху. Тех, говорит, признаю моими друзьями, которые будут к тебе искренно расположены, а врагами – тех, которые будут враждовать против тебя. А едва ли и дети стараются сделать так, чтобы у них были те же самые и друзья и враги, какие у их отцов. Итак весьма велико, возлюбленный, благоволение Божие к патриарху! Тех, говорит, благословлю, которые благословят тебя; и тех прокляну, которые проклянут тебя, **«и благословятся о тебе вся племена земная»**. Вот еще и другой дар! Все, говорит, племена земные будут стараться о том, чтобы благословиться именем твоим, и лучшую славу свою будут поставлять в том, чтобы носить имя твое. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 31.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные** **И благословлю благословляющих тебя, а злословящих тебя прокляну**. Обыкновенный образ клятвы между сильными земли, вступающими в тесный союз, есть обещание иметь одних друзей и врагов. Такое обещание дает здесь Бог Авраму. Он хочет быть для него не только милосердным владыкою, но и неизменным союзником. Впрочем, сие преимущественное благоволение к Авраму удобно соглашается с правдою Божиею в отношении ко всем человекам. //Благословляющие Аврама// суть те, которые веруют почившему на нем благословению Божию; и потому вера их вменяется им, подобно как //вменилась ему, в праведность// [[old:gen:15:06|(Быт. 15:6)]]. Не благословляющие или //злословящие// Аврама суть неверующие: следственно, те, которые сами себя отчуждают от благословения, предлагаемого вере, и остаются таким образом по необходимости под проклятием [[new:gal:03:09|(Гал. 3:9)]]. **И благословятся в тебе все племена земные**. По свойству священного языка слова сии могут означать как то, что Аврам будет образцом благословения [[old:gen:48:20|(Быт. 48:20)]], так и то, что он будет источником и виною благословения для всех народов ([[old:vtor:10:08|Втор. 10:8]]; [[old:is:65:16|Ис. 65:16]]). Что //благословение в Авраме// есть //благословение в семени его//, сие изъяснил ему впоследствии сам Бог [[old:gen:22:18|(Быт. 22:18)]]; а Апостол, совокупляя и то, и другое благословение, излагает о //Христе и обетовании Духа, приемлемом верою// ([[new:gal:03:14|Гал. 3:14]], [[new:gal:03:16|16]]). Таким образом, всеобщее благословение Аврамово противополагается всеобщему проклятию Адамову [[old:gen:03:17|(Быт. 3:17)]]. Два обстоятельства с благоговением должны быть примечены вообще в обетовании, данном Авраму: непонятное величие обета и видимый недостаток естественных средств к его исполнению. И то, и другое обращается в похвалу веры Аврамовой, возвещая вкупе славу могущества и благости Божией. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XX. Паремия, положенная на вечерне в пяток чет­вертой седмицы Великого поста (Быт. 12:1–7). В сей паремии содержится повествование о переселе­нии Аврама из Харрана в землю Ханаанскую. **И благословлю благословящия тя, и кленущия тя проклену: и благословятся о тебе вся племена земная** **«И благословлю благословящия тя и кленущия тя проклену»**. Господь обещает Авраму быть верным и неизмен­ным союзником ему, иметь одних с ним друзей и врагов. Друзей Аврама Он будет **благословлять**, т. е. посещать своею милостью, взирать на них как на своих друзей, ибо любя и уважая Аврама, они тем свидетельствуют о своем сочувствии к нему, как к избраннику Божию, и свое благо­говение к самому Богу. Но горе кленущим Аврама, не­доброжелателям и врагам его! Господь грозит им своим гневом, взирая на них не как на личных врагов Аврама, а как на врагов царства Божия. Вся история израильского народа свидетельствует об исполнении этой угрозы Бо­жией. Народы, враждовавшие против него – египтяне, амаликитяне, сирийцы, халдеи, греки, римляне не избегли грозного суда Божия. Впрочем, таким отношением Господа к язычникам не оправдывается ненависть к ним евреев. //"Мне// [одному] //отмщение. Аз воздам»// [[new:evr:10:30|(Евр. 10:30)]], – говорит Господь. – **«И благословятся о тебе вся племена земная»**. Это венец обетований Божиих. Авраму суждено быть ис­точником **благословения** для всех народов. Каким образом это обетование должно исполниться, о том яснее сказано будет Авраму впоследствии: //«и благословятся о семени твоем вси язы́цы земнии»// [[old:gen:22:18|(Быт. 22:18)]]. Семя же это есть Христос - Спаситель, происшедший по плоти от Аврама, – как объясняют сие обетование Божие апостолы Петр [[new:act:03:25|(Деян. 3:25-26)]] и Павел [[new:gal:03:16|(Гал. 3:16)]]. Итак, не лично Аврам будет источником благословения для всех народов, но чрез его великого потомка – Христа, Сына Божия. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Беда Достопочтенный ===== **Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные** Это - большее и более значимое обетование благословения, нежели предыдущее: то было земным, а это - небесное, поскольку первое относилось к потомкам Израиля по плоти, а второе - по духу; первое - к народу, рожденному от него по плоти, второе - к народу из всех племен земли, спасаемому во Христе. Среди спасаемых и все те, кто рожден от него по плоти и последовал примеру веры его. Всем таким говорит апостол Павел: //Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники// [[new:gal:03:29|(Гал. 3:29)]]. Так что, когда Бог говорит:** и благословятся в тебе все племена земные**, это все равно, что сказать: //в семени твоем благословятся все племена земные// [[new:act:03:25|(Деян. 3:25)]]. Выражаясь словами апостола, скажу, что в то время, когда это ему говорилось, в чреслах Аврама уже была Мария, от Которой предстояло родиться Христу. Сколь же дивным было распределение Божией строгости и доброты! Множество людей, собравшихся ради дела гордыни, заслужили разделения друг с другом на разные языки и племена (см. [[old:gen:11:01|Быт. 11:1-9]]) - этот же человек, будучи всего один, приняв повеление Господа, охотно оставляет свою землю и слышит обращенное к нему обетование, согласно которому в нем одном объединятся вновь все народы, бывшие разделенными на разные языки и племена. **//О Бытии.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные** //«благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну…»// Заключая завет с Аврамом, Бог, по обычаю людей, как бы вступает с ним в дружбу ([[old:2par:20:07|2 Пар. 20:7]]; [[old:is:41:08|Ис. 41:8]]; [[new:iak:02:23|Иак. 2:23]]) и обещает иметь с ним общими как друзей, так и врагов. //«и благословятся в тебе все племена земные…»// Лучший комментарий к этим словам дает Апостол Павел в своем Послании к Галатам, говоря, что через Иисуса Христа благословение Аврамово распространилось на язычников… Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Авраму: «в тебе благословятся все народы» ([[new:gal:03:08|Гал. 3:8]], [[new:gal:03:14|14]]). [<10>]