[<10>] ====== Толкования на Быт. 13:16 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет** Потом, чтобы (Авраам), смотря только на свою природу и старость, также на неплодство Сары, не усомнился в обетовании, но положился бы на силу Обетовавшего, (Бог) говорит: **«и сотворю семя твое, яко песок земный. Аще кто может исчести песок земный, то и семя твое изочтет»**. Поистине, обетование было превыше естества человеческого! Господь обещал не только сделать патриарха отцем, тогда как столько было препятствий к этому, но и дать (ему семя) столь многочисленное, что оно сравняется с (количеством) песка земного и даже будет неисчислимо, – этим сравнением Он хотел показать необычайную великость (обетования). Смотри, как человеколюбивый Господь мало-помалу упражняет добродетель праведника. Сказав уже прежде: //«и семени твоему дам землю сию»//, Он теперь опять говорит: **«и семени твоему дам до века и сотворю е, яко песок земный»**. Между тем обетование пока ограничивается только словами, и много проходит времени между обетованием и его исполнением, чтобы мы узнали и боголюбивую душу патриарха, и беспредельную силу Божию, (Бог) намеренно медлит и отлагает (исполнение обетований), чтобы получившие обетование, дошедши до глубокой старости, и, так сказать, отчаявшись (в исполнении), по порядку дел человеческих, тогда-то и дознали опытом и собственную немощь, и несказанно великую силу Божию. Посуди же, по продолжительности времени протекшего между обетованием и его исполнением, о твердости души патриарха, как он, минуя все человеческое, обратил мысль свою к силе Обетовавшего, и не смущался, не колебался. //**Беседы на книгу Бытия. Беседа 34.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет** **Потомство, как прах земной**. Дабы увериться в точности сего напряженного изображения потомства Аврамова, нужно только принять в соображение долговременное существование народа еврейского, по которому он, приемлемый во всем своем продолжении, может быть многочисленнее других народов, занимавших обширные страны; неизвестность пребывания десяти колен Израилевых, переселенных царем ассирийским, которые, изменяясь более или менее, конечно, доселе продолжаются в одном или многих народах, известных или неизвестных; наконец, то, что //все сущие от веры, все Христовы, суть Аврамово потомство и по обетованию наследники// ([[new:gal:03:07|Гал. 3:7]], [[new:gal:03:29|29]]). //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадский ===== **и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет** Вот Кто распространяет род человеческий, вот по Чьей воле мы рождаемся на этот прекрасный свет. В этих словах видишь Творца рода человеческого, как горшечника, от воли которого зависит сделать больше или меньше сосудов. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Августин ===== **и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет** Разумеется, множество, обещанное Аврааму, не для Бога бесчисленно, а для людей: нет для Бога неисчислимого песка земного. И поскольку не таков по численности народ израильский, а таково мировое семя Авраама, отсюда и то обещание, что не по плоти, а по духу множество потомства точнее всего сопоставимо с множеством песчинок. Здесь можно понимать, что дано обещание двоякого рода. Потому мы сказали, что выражено неясно, поскольку и первого рода множество (по плоти от Авраама и от его внука Иакова) в таком количестве порождено, что уже почти все части мира наполнили, - и здесь можно сравнить с гиперболическим количеством песчинок. Никто не будет спорить, что предназначенная Аврааму единственная земля есть та, что именуется Ханаан, но что же такое сказано: //тебе дам Я и потомству твоему навеки//? Может покоробить многих, если понимать под //навеки// «навечно»; если же это место мы верно понимаем как начало грядущего века, концом настоящего ознаменованное, то их ничто не смутит. Ведь, даже будучи изгнаны из Иерусалима, израильтяне остаются при этом в других городах земли Ханаан, и до самого конца останутся - да если бы и вся земля была населена христианами, так ведь и они тоже - потомство Авраама. //**О граде Божием.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXI. Паремия, положенная на вечерне в понедельник пятой седмицы Великого поста (Быт. 13:12–18). В сей паремии содержится повествование о разлучении Аврама с Лотом. **И сотворю семя твое, яко песок земный: аще кто может исчести песок земный, то и семя твое изочтет** О многочисленности потомства Аврамова, и именно благословенной его части – евреев, свидетельствует исто­рия. Бывали самые неблагоприятные обстоятельства к их размножению, например, угнетение от фараона во время их пребывания в Египте; но чем больше угнетали их, тем они становились многочисленнее [[old:ish:01:12|(Исх. 1:12)]]. Рассеяние иудеев по всему свету после разрушения Иерусалима Титом угрожало этому народу тем, что он, оторванный от родной земли, или должен был вымереть, или выродиться чрез смешение с другими народами. Ни того, ни другого, однако, не случилось. Евреи, куда ни были заброшены судьбою, везде продолжали размножаться и жить своей особенной, своеобразной жизнью, нисколько не смешива­ясь ни с одной народностью. Бог отверг Свой народ, лишил его Своих благословений, но не лишил его благословения размножения. Это благословение продолжает действовать доселе с прежней силой, так что многолюдство евреев служит в тягость народонаселению, среди которого они водворяются (наприм. у нас в западном крае). По пророче­ству ап. Павла евреи доживут до времени обращения всех язычников к Церкви Христовой и наконец сами войдут в нее [[new:rim:11:25|(Рим. 11:25)]]. Так как для сего потребно весьма долгое время, то сколько же должно в продолжение этого времени народиться евреев! Поистине число их как число "**песка** (с евр. праха) **земного**". **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет** //«и сделаю потомство твое, как песок земной…»// «Поистине, - восклицает святой //Иоанн Златоуст//, - обетование было превыше естества человеческого! Господь обещает не только сделать патриарха отцом, хотя столько было препятствий к этому (собственная его старость и неплодство Сары), но и дать ему имя столь многочисленное, что оно сравняется с количеством песка земного и даже будет неисчислимо, - этим сравнением Он хотел показать необычайную великость (обетования)». Исполнилось это обетование и над евреями, известными своей выдающейся плодовитостью [[old:ish:01:12|(Исх. 1:12)]], и еще больше сбылось оно над христианами, распространившимися по всему лицу земли. **//Толковая Библия.//** [<10>]