[<10>] ====== Толкования на Быт. 14:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 1-7 **И было во дни Амрафела, царя Сеннаарского, Ариоха, царя Елласарского, Кедорлаомера, царя Еламского, и Фидала, царя Гоимского, пошли они войною против Беры, царя Содомского, против Бирши, царя Гоморрского, Шинава, царя Адмы, Шемевера, царя Севоимского, и против царя Белы, которая есть Сигор. Все сии соединились в долине Сиддим, где ныне море Соленое. Двенадцать лет были они в порабощении у Кедорлаомера, а в тринадцатом году возмутились. В четырнадцатом году пришел Кедорлаомер и цари, которые с ним, и поразили Рефаимов в Аштероф-Карнаиме, Зузимов в Гаме, Эмимов в Шаве-Кириафаиме, и Хорреев в горе их Сеире, до Эл-Фарана, что при пустыне. И возвратившись оттуда, они пришли к источнику Мишпат, который есть Кадес, и поразили всю страну Амаликитян, и также Аморреев, живущих в Хацацон-Фамаре** Посмотри на точность Писания, с какою оно упомянуло имена и царей и народов: это оно сделало не без причины, но для того, чтобы ты из самых названий узнал их варварские свойства. Они, говорит Писание, **«рать сотвориша»** с царем содомским и с другими (царями). Не пройдем, возлюбленные, сказанного без внимания в той мысли, будто это повествование совершенно бесполезно. Божественное Писание обстоятельно рассказало нам обо всем с тою именно целию, чтобы мы узнали силу этих варваров и какое они оказали мужество, с какою быстротою устремились на брань, так что поразили даже исполинов, т. е. людей сильных по телу, и покорили все народы, жившие там. Как сильный поток стремлением своим увлекает и разрушает все, так и эти варвары, напав на все те народы, почти всех их истребили и поразили князей амаликитских и всех прочих. Но, может быть, кто-нибудь скажет: что мне пользы, если я узнаю силу варваров? Не просто и не без цели Писание ввело это обстоятельство в свое повествование, не напрасно и мы предварительно предлагаем вам теперь узнать их мужество, но для того, чтобы, с продолжением поучения, вы познали великую силу Божию и добродетель патриарха. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 35.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И было во дни Амрафела, царя Сеннаарского, Ариоха, царя Елласарского, Кедорлаомера, царя Еламского, и Фидала, царя Гоимского** **Во дни Амрафела, царя Сеннаарского**. Странно, что время войны означается царствованием Амрафела, который не есть главный из воюющих царей, но только союзник Кедорлаомера, и которого царствование, так же как и других, неизвестно в Священной истории. Может быть, причиною сего является первенство Вавилонского царства по времени его устроения и, может быть, порядок его царей известен еще был по преданию во времена Моисея. **Царя Элласарского**. Вместо Элласар в переводе Ионафана поставлено //Талассар//, а в сирском — //Даласар//. Принимая имена сии за одно, некоторые ищут царства Талассар недалеко от Евфрата, где Едениты покорены Ассириянами [[old:is:37:12|(Ис. 37:12)]]. **Царя Гоимского**. Думают, что Царь Гоим, что значит //царь народов//, или //языческий//, есть то же, что у Иисуса Навина царь //Гоим ле-Гилгал// [[old:nav:12:23|(Нав. 12:23)]], а //Гилгал// то же, что //Гелил//, или //Галилея языческая//, у Исаии [[old:is:09:01|(Ис. 9:1)]]. Имя царства //Гоим// произойти могло от смешения различных народов в одной области и под одним правлением. По крайней мере, известно сие о //Галилее// последующих времен, населенной, по сказанию Страбона (L. XV. 4), //Египтянами, Аравлянами, Финикиянами, Содом, Гоморра, Адма, Цевоим, Бела//, что после //Цоар//, несмотря на разделение царств, составляли одну страну, один союз и, кроме Белы, имели одну участь, которую заслужили своим развращением [[old:vtor:29:23|(Втор. 29:23)]]. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Лопухин А.П. ===== //Война союзных царей против царей долины Сиддим// Четырнадцатая глава книги Бытия, даже по признанию отрицательной критики, представляет собой документ глубокой древности и огромной исторической ценности. Целый ряд собственных имен царей и местностей, а также и детальность фактической стороны описания производят впечатление живой исторической правды; а новейшие исследования и раскопки в области указанной территории подтверждают и усиливают это впечатление. Сопоставляя указания Библии с данными ориентологии, описываемое в данной главе событие мы должны отнести к эпохе «эламитского владычества» в Вавилоне. Следы этого владычества открыты в одной из надписей царя Ассурбанипала, в которой под 660 годом, между прочим, значится, что за 1635 лет до этого (следовательно, в 2280 г.) на Вавилон напал Кудурнакхунта, царь Элама, который ограбил этот город и увез его главную святыню - статую богини Кана. Этот факт обыкновенно и считается началом эламитского владычества над древневавилонской монархией. Анализируя различные клинообразные документы, ученые установили, что владычество эламитян над Вавилоном не было особенно тяжелым для последнего: цари Элама по-прежнему продолжали жить в своей столице - Сузах, для управления же покоренными областями посылали своих наместников. В царствование одного из царей этой эламитской династии - Кудурлагомера, или, как точнее, это имя изображается на памятниках клинописи, Кудур-Лагамора, в то время, когда его вассальными наместниками состояли: в Вавилоне или библейском Сеннааре [[old:gen:10:10|(Быт. 10:10)]] - Амрафел (Ам-раипал, Хаммураби - надписей), в Ларсе (библ. Елласаре) - Ариох (Ериаку - надписей) и у остальных кочевых племен - Тидал (или Фаргал по LXX), и произошло то событие, о котором говорит здесь Библия и суть которого состоит в рассказе о двух походах эламитского царя и его вассалов против царей хананейских, имевших для последних оба раза печальный исход. **И было во дни Амрафела, царя Сеннаарского, Ариоха, царя Елласарского, Кедорлаомера, царя Еламского, и Фидала, царя Гоимского** //«И было во дни Амрафела, царя Сеннаарского… и Фидала, царя Гоимского…»// Хотя, по-видимому, все четыре названных здесь царя и выставляются в качестве равноправных союзников, но последующий контекст речи явно выделяет одного из них, именно Кедорлаомера, царя эламского ([[old:gen:14:04|4-5]] ст.), что стоит в полном согласии и с клинообразными текстами. [<10>]