[<10>] ====== Толкования на Быт. 15:1 ====== ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика** Авраам не искал вознаграждения от человека, поэтому получил его от Бога, как мы читаем в Писании, потому что после этих слов было слово Господа к Аврааму в видении: //не бойся, Аврам; Я защищу тебя; награда твоя будет весьма велика//. Господь не медлит с наградой, быстро обещает и щедро одаряет, чтобы из-за промедления не овладело слабыми душами раскаяние, что они презрели настоящее. Он вознаграждает с такой щедростью, которая словно приносит еще и прибыль, чтобы обильно воздать тому, кто не соблазнился предложением видимого. //**Об Аврааме.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика** **«По глаголех же сих бысть слово Господне ко Авраму»**. Почему так начато: **«по глаголех сих?»** После каких глаголов, скажи мне? Не ясно ли, что после тех, которые он говорил царю содомскому, т. е. после презрения и отвержения даров его, после назидания, которое он сделал чрез отвержение даров, направляя его к благочестию и познанию Творца всяческих, – **«по глаголех сих»**, т. е. после того, как дал десятину Мелхиседеку? Когда, говорит Писание, исполнил он все это с своей стороны, тогда-то, **«по глаголех сих, бысть слово Господне ко Авраму в видении нощию, глаголя: не бойся Авраме; аз защищаю тя, мзда твоя многа будет зело»**. Примечай человеколюбие Господа, как скоро и не медля Он вознаграждает Своими благодеяниями подвижника Своего, укрепляя таким образом и обновляя силы его. **«Бысть слово Господне в видении нощию»**. Для чего ночью? Для того, чтобы слова его (Господа) были приняты в безмолвии. И говорит ему: **«не бойся Авраме»**, – примечай особенное попечение (Божие). Для чего сказал: **«не бойся»**? Так как он, мало заботясь о дарах царя (содомского), презрел столь великое богатство, то Бог и говорит ему: **«не бойся»**, что ты презрел такие дары и не думай, чтобы от того уменьшилось твое стяжание. **«Не бойся»**. И чтобы еще более возбудить его дух, говоря с ним, присовокупляет к слову и его имя: **«не бойся Авраме»**. И то ведь не мало служит к ободрению, если произносится имя того, кто призывается. Потом говорит: **«аз защищаю тя»**. И это изречение многозначительно. Я, который воззвал тебя из земли халдейской, Я, который привел тебя сюда, Я, который освободил тебя от опасностей в Египте, Я, который несколько раз обещал дать тебе и семени твоему эту землю, Я защищаю тебя. Я, который каждый день более и более прославляю тебя пред всеми, Я защищаю тебя, то есть, Я подвизаюсь за тебя, Я побораю по тебе, Я промышляю о тебе и все тяжкое соделываю для тебя легким, **«аз защищаю тебя, мзда твоя многа будет зело»**. Ты не захотел взять награды за труды, которые понес, подвергая себя столь великим опасностям, но презрел дары царя (содомского), – так Я дам тебе награду не такую, какую ты мог (от царя) получить, но великую, очень великую. **«Мзда твоя**, – сказано, – **многа будет зело»**. Видишь щедрость Господа? Видишь многозначительность слов? Видишь, как Он воодушевлял подвижника благочестия? Видишь, как Он укреплял его дух? Ведущий сокровенная сердца видел, что праведник имел нужду в таких утешительных словах. //**Беседы на книгу Бытия. Беседа 36.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 1-17 **После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика. Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой. И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником. И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность. И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение. Он сказал: Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею? Господь сказал ему: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя. Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек. И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их. При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий. И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом, а ты отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости доброй; в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась. Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными** //Об Аврааме и обетовании относительно Исаака, и о том, что чрез них предызображено было таинство веры// Божественный Павел пишет, что Христос соделался //святителем и посланником исповедания нашего// [[new:evr:03:01|(Евр. 3:1)]]; утверждал он ясно и то, что, принесши нам несравненно лучшую и превосходнейшую, нежели древняя, данная чрез Моисея, заповедь, разумею евангельскую, //лучшего завета поручителем соделался// [[new:evr:07:22|(Евр. 7:22)]]. И это слово истинно, если //закон производит гнев// [[new:rim:04:15|(Рим. 4:15)]] и служит указателем греха, оправдывает же нас даруемая благостью Спасителя нашего благодать. Ибо и Сам Он говорит в одном месте, что //пришел не судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него// ([[new:in:12:47|Ин. 12:47]]; [[new:in:03:17|3:17]]). Итак, о том, что Он, хотя и не произошел по плоти от колена Левиина, однако наименован первосвященником //вовек по чину// священства Мелхиседекова ([[new:evr:06:20|Евр. 6:20]]; [[new:evr:07:17|7:17]] и др.), нами уже достаточно сказано. А теперь мы скажем, заимствуя доказательства из самих Священных Писаний и по каждому предмету делая тонкое и тщательное исследование, о том, что таинство оправдания в вере провозвещено прежде обрезания в законе, и что израильтянам преднаписан был образ того, что не иначе они могут быть некогда спасены, как только чрез одного Христа, Который оправдывает нечестивого и отпускает вины. Кроме сего скажем и о том, что рожденные от обетования, данного блаженному Аврааму в Исааке, суть наследники Божии и сопричислены будут к самым законным чадам Божиим. Священнейший Павел в Послании к Римлянам пишет так: //Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти? Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом. Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность. Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность. Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел: Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха. Блаженство сие //[относится]// к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность. Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания. И знак обрезания он получил,// [как]// печать праведности через веру, которую //[имел]// в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность, и отцом обрезанных, не только// [принявших]// обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую [имел он] в необрезании// [[new:rim:04:01|(Рим. 4:1-12)]]. И к тому еще более тонкое делает исследование таинства; и именно так говорит: //Ибо не законом //[даровано]// Аврааму, или семени его, обетование - быть наследником мира, но праведностью веры. Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование; ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления. Итак по вере, чтобы //[было]// по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам (как написано: Я поставил тебя отцом многих народов пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее// [[new:rim:04:13|(Рим. 4:13-17)]]. Слышишь ли, как повсюду и не прикровенно утверждает и говорит, что Аврааму, еще не имевшему обрезания, а напротив бывшему еще в необрезании, дана была оправдывающая его чрез веру благодать, и что наследниками даруемых от Бога благ назначены те, которые хотят идти по следам веры праотца Авраама, бывшей в необрезании; а не те, которые привыкли высоко думать о Моисеевой сени и похваляются плотским отцом Авраамом, который наименован отцом многих народов [[new:rim:04:17|(Рим. 4:17-18)]]. Хотя Израиль представляет собою и один народ, однако он может простираться на неизмеримое множество, поскольку соделался отцом верующих, которые, будучи собраны из всякого, так сказать, города и страны, сделались //сонаследниками// во Христе [[new:ef:03:06|(Еф. 3:6)]] и призваны к духовному братству. Ибо иудеи произошли от Авраама. Но //не все те Израильтяне, которые от Израиля//; и не все дети Авраама, которые от семени его [[new:rim:09:06|(Рим. 9:6-7)]]. Напротив, вера вводит в родство с ним тех, которые уверовали в необрезании. Ибо дано было обещание и дарована была оправдывающая благодать Аврааму, еще не имевшему обрезания, но напротив бывшему в необрезании, по свидетельству Священных Писаний. А что дар оправдания в вере не к одному только Аврааму относится, хотя обетование дано было и ему, но простирается как бы и на всех уверовавших, в этом утверждает нас опять премудрый Павел, который к тому, что я недавно сказал, присовокупляет: //не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего, Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего// ([[new:rim:04:23|Рим. 4:23-25]] и [[new:rim:04:22|22]]). Итак оправдывающая нас вследствие веры благодать есть дар неба и милости свыше, и к чадам Авраама могут быть сопричислены не только происшедшие от него по плоти, но и те, которые приобрели сообразность с ним и, помышляя о себе, как о братиях, веруют в Господа нашего Иисуса Христа. Они же будут и наследниками даруемых от Бога благ, так как Израиль по плоти отвергнут вследствие неверия. И это обстоятельство весьма ясно изображено для нас в таинстве, относящемся до Исаака. Но скажем об этом, насколько возможно, предлагая на рассмотрение самые писания Моисеевы. А в них содержится следующее: **После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика. Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой. И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником. И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность** [[old:gen:15:01|(Быт. 15:1-6)]]. Ибо сопряжена была с ним и была сожительницею ему блаженая Сарра (а имя ее толкуется: «начальствующая»), жена отличавшаяся красотою и бывшая весьма благообразною: так свидетельствует о ней и Священное Писание. За нею следовала по сожительству с ним бывшая как бы во втором и незаконном с ним браке домочадица, то есть Агарь (ее имя толкуется: «пришельствие»). Но Сарра, еще не зачинавшая законных чад, оплакивала свое бездетство. Агарь же родила Исмаила. При таком положении дел по истории, Бог сказал Аврааму, говоря: **Я твой щит; награда твоя весьма велика. Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска.** Примечай точность речи. Что ми, говорит, даси, Владыко? Понимаешь ли, как говорит, что он совершенно не нуждается ни в каких земных приобретениях, но даже, если бы он сделался обладателем и еще большего, то не считал бы, говорит, этого приятным, если не будет иметь законного наследника, родившегося от брака с свободною, сына по истине. Смотри, как он стремится к ясному познанию о полезном, влекомый к тому природою, а не писанными законами. Ибо хотя и был у божественного Авраама сын, разумею Исмаила, однако он именовал себя бездетным. Так природа знала, и очень ясно, что вообще по справедливости не может быть именуем сыном тот, кто родился от прелюбодейных и незаконных брачных уз; ибо они //не дадут корней в глубину//, как написано [[old:prs:04:03|(Прем. 4:3)]]. А что, если бы и родился у кого-либо когда-нибудь сын от служанки, то это дело во всяком случае бесполезное и пустое, и не может быть так приятно, как если бы он был от свободной, на это указал он еще, говоря: **распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска.** То есть останется для меня последним утешением рожденный от крови домочадицы. Ибо Дамаск значит «утешение». Но он вменится также и в заступничество и помощь от Бога. Ибо это значит «Елиезер». Это подобно тому, как если бы он ясно говорил: вместо крови законной и любви к законному, утешением крови и заступничеством от Бога как бы по необходимости будет домочадец мой; он же будет и наследником моим. Так **что Ты дашь мне?** Если я не буду иметь законного преемника, то во всяком случае и непременно будет под гнетом позора твой Авраам, Владыко. Ибо бездетный означает лишенного детей истинных и рожденных от свободной. Но ненадолго оставил Бог праведника в печали. Он тотчас обетовал ему в Исааке семя, о котором сказал и то, что оно равночисленно будет множеству безмерного количества звезд. Утверждал также, что он будет назван отцом бесчисленного множества народов, хотя и потрясен страхом бездетства. **Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность.** Итак наградою имеет правду тот, кто чтит Владыку всяческих верою. Ибо чрез это Бог засвидетельствовал, что все может сделать для него. Неверующий же и небрежный будет самохвалом и обидчиком, а потому, конечно, подпадет суду и ответу. Итак верил Аврам Богу и оправдан от Него. Он просил знамения в подтверждение и доказательство истины исполнения того, что обетовано. И Бог предусмотрительно утверждает это клятвою, не допуская того, чтобы уверовавший колеблем был сомнением. Ибо написано так: **И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение. Он сказал: Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею? **[Господь]** сказал ему: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя. Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек. И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их. При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий. И сказал **[Господь]** Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом, а ты отойдешь к отцам твоим в мире **[и]** будешь погребен в старости доброй; в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо **[мера]** беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась. Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым **[как бы из] **печи и пламя огня прошли между рассеченными** [животными] [[old:gen:15:07|(Быт. 15:7-17)]]. Но любознательный будет рассматривать, какой вообще смысл совершившегося; будет тщательно исследовать образ клятвы и расспрашивать о том, что бы значили **рассеченными**, полет птиц и то, что птицы слетели на эти растесания; равным образом и о том, что значит, что Авраам сел **близу их** и что пламя прошло **между рассеченными**. Объяснимо все это. У халдеев существовал обычай клятвы, состоявший в том, что человек проходил между рассеченными на две части животными и самым этим действием как бы провозглашал следующее: да не будет со мною того же, что с сими. Посему, так как Авраам был родом халдей и недавно только вышел из отечества своего, то Владыка всяческих предусмотрительно повелел ему при клятве действовать привычным для него образом, прекрасно соединяя таинство Христово с тем, что принесено было в жертву. Когда же в порядке действия рассеченные части были наконец разложены на земле, и когда Бог как бы уже намеревался проходить между ними, то **птицы**, сказано, многие слетелись на них. То есть, сев вблизи, он сторожил, как бы не сделалось им какого-либо вреда и как бы не послужило в пищу нечистым из птиц то, что принесено для совершения клятвы. **При захождении солнца**, сказано, **напал на него ужас и мрак великий**. Какая могла бы быть причина и сего, о том я также скажу, насколько могу. У халдеев был обычай, передаваемый от одного к другому без всякой перемены, — тщательно наблюдать за полетом птиц. И Бог всяческих предусмотрительно допускал то, чтобы люди были наставляемы относительно будущего на основании тех обычаев действия, какие у них существовали. Итак, когда птицы слетелись на разрезанные части животных, божественный Авраам был поражен страхом, быть может недоумевая относительно того, к чему клонится и на ком имеет исполниться это знамение. Ибо дурным казалось ему предзнаменованием и повергало в беспокойство то, что на жертвы прилетели самые нечистые из птиц, так как почти всегда нечистые птицы суть вместе и плотоядные. Когда же он стал бояться и за свою голову, как бы и его не постигло несчастие, Бог разрешает его от беспокойства об этом. На тебя, говорит Он, не придет то, чего ты страшишься; но **знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей** ([[old:gen:15:13|Быт. 15:13]]; [[new:act:07:06|Деян. 7:6]]). И очень много будет желающих делать им зло, образом которых были птицы, прилетевшие на предложенные жертвы. Впрочем, немного принесши огорчения, они понесут наказание. **Ты отойдешь к отцам твоим в мире** [и] **будешь погребен в старости доброй**. Затем сказано, что когда солнце было уже на самом западе, **дым** [как бы из] **печи и пламя огня прошли между рассеченными** [животными]. Под видом огня разумеется опять Божество, по обычаю халдеев, совершающее клятву. Посему и божественный Павел принимает это в значении клятвы, говоря: //Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя. И так Авраам, долготерпев, получил обещанное. Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду// [[new:evr:06:13|(Евр. 6:13-18)]]. Итак весьма предусмотрительно Бог утвердил обетование клятвою, хотя Он и без того не может солгать, дабы, как пишет божественный Павел [[new:evr:06:18|(Евр. 6:18)]], мы имели крепкое утешение и уже не сомневались в том, что это обетование во всяком случае и непременно исполнено будет. Посему-то (возвращусь к сказанному немного прежде), когда Агарь имела во чреве Исмаила, Сарра с трудом выносила это, не терпя того, чтобы домочадица хвалилась пред нею своим плодородием и тем укоряла ее [[old:gen:16:04|(Быт. 16:4)]]. Потом изгнала ее из дому и приказала идти куда хочет, конечно, действуя так с дозволения законного сожителя своего, то есть Авраама ([[old:gen:16:05|Быт. 16:5]] и [[old:gen:16:06|6]]). Но, как говорит Священное Писание, //И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру. И сказал ей: Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей. Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей// [[old:gen:16:07|(Быт. 16:7-9)]]. И возвратилась Агарь и стала нести иго рабства. ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика** После трех кратких и единочастных откровений Бог дарует Авраму четвертое, продолжительное и многочастное. Оно продолжается две ночи ([[old:gen:15:05|Быт. 15:5]], [[old:gen:15:12|12]]). Аврам слышит глас Божий; видит чувственные знамения присутствия Его; беседует и ходит с ним. По содержанию откровения сего может оное быть разделено на три части, которые суть общее обетование благоволения Божия, частное предсказание о наследнике Аврама и его потомстве [[old:gen:15:02|(Быт. 15:2-6)]], частнейшее откровение о судьбе его потомства до наследования земли обетованной, утвержденное заветом [[old:gen:15:07|(Быт. 15:7-21)]]. Две первые части Божией беседы заключают в себе почти все то же, что известно уже Авраму из предыдущих откровений, и потому могли бы казаться излишними; но, исполняя его живым утешением и снова укрепляя его веру, они служат нужным приготовлением к последней, в которой есть страшное. Торжественное вступление в завет также имеет целью успокоение Аврама и его убеждение в том, что Бог, соделавшись как бы союзником его, не оставит его потомства, несмотря на печальное о нем предведение и предсказание. **Не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика**. Успокаивающее слово //не бойся// двояко может быть изъясняемо: или оно издалека указует на последующее страшное откровение о бедствиях потомства Аврамова и для сего предварительно вооружает его мужеством и упованием; или оное относится к расположению духа его после победы над царями, которая приобрела ему почтение и славу, но которая могла также произвести к нему ненависть в побежденных, зависть в самих избавленных им и опасение в союзниках и потому делала его положение более опасным, нежели было прежде. Сему состоянию Аврама приличествуют и последующие слова обетования: **Я твой щит**, поелику ты, защищая других от несправедливости и насилия, не видишь между человеками защиты для себя самого, то Я Сам буду щитом твоим. **Награда твоя весьма велика**; поелику ты не восхотел пользоваться плодами твоих подвигов, дабы не подумали, что ты обогащен человеками, а не Богом, то Я Сам награжу тебя или Сам буду твоею наградою. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 1-3 **После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика. Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой** Ст. 5-9 **И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность. И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение. Он сказал: Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею? Господь сказал ему: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя** Ст. 13 **И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет** После сего Бог явился Авраму в видении и сказал: **мзда твоя многа будет зело** за преспеяние твое в праведности и за избавление тобой пленных. **Глагола же Аврам... что ми даси? аз же отпущаюся безчаден... домочадец же мой наследник мой будет... Изведе же его вон и рече ему: воззри на небо и изочти звезды, аще возможеши исчести я. И рече: тако будет семя твое. И верова Аврам, и вменися ему в правду**, и притом в правду великую. Поскольку поверил он неудобоисполнимому, чему не всякий человек мог поверить, то вменилось ему это в правду. Восхвалив Аврама за веру, Бог **рече же к нему: Аз (есмь) Бог изведый тя из Ура Халдейскаго, яко дати тебе землю сию наследствовати. И рече... по чесому уразумею, яко наследити ю имам?**. Некоторые говорят, что за Аврамово сомнение в обетовании сказано потом: **ведый увеси, яко преселно будет семя твое в земли не своей**. Но утверждающие это пусть знают, с какой верой Аврам в то же время принял обетование, что семя его будет многочисленно, как песок морской. Если Аврам поверил тому, что было гораздо важнее, - именно, что от него одного и от одной неплодной и устаревшей Сары произойдет семя многочисленное, как песок, то, конечно, не усомнившийся в большем не усомнился и в меньшем, то есть что семя его наследует землю. Если бы засомневался он, то для чего сказал бы ему Бог: **возми... юницу трилетну и козу трилетну и овна трилетна, и горлицу и голубя**. Так было сказано Авраму ночью, а днем он исполнил это, и от утра до вечера стоял, отгоняя от жертвы своей слетавшихся птиц. И вот уже после того, как на благоугодную жертву его снисшел вечером огонь, явился ему Бог и сказал о преселении семени его. Если бы Бог изрек ему это в наказание, то не была бы принята жертва его, и Бог не заключил бы с ним в тот день завета, не обещал бы ему в день сей, что семени его порабощены будут десять народов, не сказал бы, что и сам он в старости доброй отойдет к отцам своим. Все это изрек Бог Авраму в тот самый день, потому что //верова Аврам... и вменися ему в правду//. Как же после этого говорят, что в день сей за недостаток веры изречено наказание семени того, кто за веру, обнаруженную в тот же день, сподобился великих наград? Итак, Аврам поверил неудобоисполнимому, что из заматеревшей (ветхой, древней) и почти омертвевшей Сариной утробы произойдет целый мир людей. О наследовании же земли спрашивал не в том смысле, будет ли это, но как оно будет. Видел он, что земля Ханаанская имеет царей и войска, видел, что она наполнена жителями, - а теперь слышит, что она дана будет не ему, а семени его, и потому желает узнать о том, как должно все совершиться, хотя и не в его время, как это будет, как семя его войдет в сию землю и получит ее в наследие себе. Цари ли, думает Аврам, истребят друг друга, или придут другие народы, истребят жителей ее и сделают землю для нас пустой, или семя мое сделается могущественным, придет, истребит жителей земли и получит ее в наследие, или земля поглотит жителей за дела их, или сами жители переселятся в другую страну от голода, побуждаемые какой молвой или другим чем? Так Аврам, когда вопрошал Бога, не сомневался в верности обетования, но хотел только знать, каким из этих способов семя его получит землю в наследие. Но Бог знал, чего Аврам хотел, и вместе с желаемым открыл ему и то, о чем он не просил. Тем, что Аврам от уготованной им жертвы отгонял хищных птиц, Бог показывал ему, что семя его за грехи свои будет злострадать, но по молитвам праведников спасется. В образе огненной пещи, снисшедшей с неба, Бог давал ему уразуметь, что спасение послано будет с небес, когда не станет среди них праведников. Юница трилетняя, коза трилетняя и овен трилетний изображали или то, что потомки Аврамовы избавлены будут от рабства через три поколения, или то, что из среды их произойдут цари, священники и пророки. Разделение на полы животных прознаменовало разделение потомков Аврамовых на колена, а то, что птицы не были разделены, означало их взаимное согласие. **//Толкование на Книгу Бытия.//** ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXIII. Паремия, положенная на вечерне во вторник пятой седмицы Великого поста (Быт. 15:1–15). В сей паремии описывается откровение Божие Авраму о судьбе его потомства. **Бысть слово Господне ко Авраму в видении нощию, глаголя: не бойся, Авраме: Аз защищаю тя, мзда твоя многа будет зело** Описываемое в первых одиннадцати стихах рассмат­риваемой паремии откровение Божие **Авраму** дано было ему чрез **видение**, под которым разумеется то, когда чело­век, под наитием Духа Божия, приходит в некоторое вос­торженное состояние и в сем состоянии, при бездействии внешних чувств, духом воспринимает впечатления от мира духовного, – от самого Бога или ангелов, и сам иногда является действующим или говорящим с ними. Откровение чрез **"видение"** дается обыкновенно в бодрственном состоя­нии, ибо в Св. Писании ясно отличается от Божия открове­ния во сне. //«Аще будет в вас пророк Господень, в видении ему познаюся и во сне возглаголю ему»// [[old:chis:12:06|(Чис. 12:6)]], сказал сам Господь Моисею. Состояние, в котором находился **Аврам**, сподобившийся **"видения"**, было подобно тому, в котором находились например: пророк Исаия, когда при­зываем был к пророческому служению [[old:is:06:start|(Ис. 6)]], св. апостол и евангелист Иоанн Богослов, бывший //«в дусе в день недель­ный»// [[new:otkr:01:10|(Откр. 1:10)]], св. апостол Павел. Последний говорит о себе, что не помнит, //"в теле ли был или вне тела, когда восхищен был в рай и слышал здесь неизреченные глаголы"// [[new:2kor:12:03|(2 Кор. 12:3-4)]]. **Видение Авраму** было **"нощию"**. Что бы ни значило это, то ли, что действительно была **ночь**, или что она только **в видении** представлялась **Авраму**, во всяком случае, сие **видение**, как и вообще пророческие **видения**, было не во сне, потому что оно, как видно будет в стихе 12-м, сменилось сном. – **«Не бойся, Авраме»**, – сказал Бог **Авраму**, давая слышать ему только свой голос, но не явля­ясь его зрению. Чего **Аврам** мог **бояться**? Он мог **бояться** опасности от врагов, победа над которыми, описанная в предшествующей главе (см. XXII паремию), могла возбу­дить в них жажду мести к победителю. Оправившись от поражения и испуга, они могли предпринять новый поход в Ханаанскую землю и напасть на **Аврама**. Он мог **бояться** также зависти своих соседей и союзников к его военному успеху и возрастающему благосостоянию. В успокоение **Аврама** Господь продолжает говорить: **«Аз защищаю тя, мзда твоя многа будет зело»**. После таких слов чего, в самом деле, **бояться Авраму**? //«Господь защититель живота моего, от кого устрашуся? Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое»// [[old:ps:026:01|(Пс. 26:1-3)]]. Господь не только готов укрыть и **защитить Аврама** от врагов и разных опасностей, но еще за преданность Ему **Аврама** и упование на Него воздаст ему **многою мздою**, – великими и многими дарами. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика** //«После сих происшествий…»// Довольно обычное, хотя в то же время слишком общее хронологическое указание. //«было слово Господа к Авраму…»// Экзегеты обращают внимание на данное место, как на первый случай того, как в Библии под термином dabar «слово» предлагалось таинственное предуказание ([[old:gen:09:20|Исх. 9:20]]; [[old:1ts:03:02|1 Цар. 3:21]] и др.). //«в видении [ночью]…»// Последнее указание, стоящее в скобках, есть у LXX (не во всех кодексах, см. у Гольмеса); еврейский же текст его не имеет. Точнее определяя это состояние, бытописатель называет его «видением», т. е. особо восторженным, приподнятым и, так сказать, экстатическим состоянием, подобным тому, в котором находился пророк Исаия в момент призвания его к пророческому служению [[old:is:06:01|(Ис. 6:1)]] или Апостол Павел, когда восхищен был в рай и слышал неизреченные глаголы [[new:2kor:12:03|(2 Кор. 12:3-4)]]. //«не бойся Аврам; Я твой щит…»// Не бойся, прежде всего, мести от тех врагов, над которыми ты недавно одержал столь блистательную победу, а также не страшись недоброжелательства и зависти к твоему военному успеху и возрастающему благосостоянию со стороны окружающих тебя хананейских владетелей; не бойся ничего подобного, - говорит Господь: «ибо Я твой щит», т. е. покровитель и защитник ([[old:ps:003:04|Пс. 3:4]]; [[old:ps:005:13|Пс. 5:13]]; [[old:ps:083:12|Пс. 83:12]]; [[old:ps:118:114|Пс. 118:114]] в др.). //«награда твоя (будет) весьма велика…»// В награду за все возвышенные и благородные свойства высокой души Аврама, в особенности за его послушание и веру, Господь не только даровал ему целый ряд обетований, как временных, так и вечных благ, но и удостоил его особенной близости к Себе, которая дала Апостолу Иакову [[new:iak:02:23|(Иак. 2:23)]] основание назвать его даже другом Божьим, в чем нельзя не видеть высочайшей награды для человека. **//Толковая Библия.//** [<10>]