[<10>] ====== Толкования на Быт. 15:8 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Он сказал: Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею** См. Толкование на [[old:gen:15:07#svt_ioann_zlatoust|Быт. 15:7]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Он сказал: Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею** См. Толкование на [[old:gen:15:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 15:1]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Он сказал: Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею** Принимая сей вопрос за прошение знамения для укрепления веры, некоторые укоряют Аврама, а некоторые замечают, что прошение знамения не всегда предполагает неверие предосудительное, так как, напротив, и отречение от знамения не всегда есть знак чистой веры ([[old:sud:06:17|Суд. 6:17]]; [[old:4ts:20:08|4 Цар. 20:8]]; [[old:is:07:12|Ис. 7:12]]). Но как невероятно, чтобы Аврам стал просить знамения, тогда как он беседовал не с пророком или каким‑либо неизвестным посланником Божиим, но с самим Богом, и уже не в первый раз; когда уже веровал и получил оправдание верою, и как в последующем откровении не видно такого знамения, по которому бы оно имело более достоверности, нежели предыдущее, то вопрос Аврама приличнее излагается так: «Доселе я живу в земле, обетованной мне, как в чуждой и не знаю, когда и как соделаюсь ее обладателем; может быть, для сего потребен будет с моей стороны некоторый труд; итак, почему могу я узнать время и случай, которым должно начаться исполнение обетования?» Точно на сей вопрос ответствует Бог в следующем откровении при вступлении в завет с Аврамом. Подобный вопрос предлагали Апостолы Иисусу Христу о пришествии ожидаемого царствия Его [[new:mf:24:03|(Мф. 24:3)]]. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Он сказал: Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею** Аврам видел, что земля Ханаанская имеет царей и войска, видел, что она наполнена жителями, и теперь слышит, что земля эта будет дана не ему, а его семени, и потому о том, что должно было совершиться не в его время, желает узнать, как это будет, и как семя его войдет в эту землю и получит ее в наследие себе. Цари ли, думает Аврам, истребят друг друга; или придут другие народы, истребят ее жителей и сделают землю для нас пустой; или мое семя сделается могущественным, придет, истребит жителей земли и получит ее в наследие; или земля поглотит жителей за дела их; или сами жители переселятся в другую страну от голода, или побуждаемые какой-либо молвой, или другим чем? Так Аврам, когда вопрошал Бога, не сомневался в верности обетования, но хотел только знать, каким из этих способов его семя получит землю в наследие. Но Бог знал, чего хотел Аврам, и вместе с желаемым открыл ему также то, о чем тот не просил. В том, что Аврам от приготовленной им жертвы //отгонял хищных птиц//, Бог показывал ему, что его семя за грехи свои будет злострадать, но по молитвам праведников спасется. В образе огненной //печи// [[old:gen:15:07|(Быт. 15:7)]], нисшедшей с неба, Бог давал ему разуметь, что спасение будет послано с небес, когда не останется среди них праведников. //Телица трехлетняя//, //коза трехлетняя// и //овен трехлетний// изображали или то, что потомки Аврама будут избавлены от рабства через три поколения, или что из их среды произойдут цари, священники и пророки. //Рассечение пополам// животных предзнаменовало разделение потомков Аврама на колена (см. [[old:gen:49:01|Быт. 49:1-28]]; [[old:nav:13:start|Ис. Нав. 13-19]]), а то, что птицы //не были рассечены//, означало их взаимное согласие. //**Толкование на Книгу Бытия.**// См. также Толкование на [[old:gen:15:01#prp_efrem_sirin|Быт. 15:1]] ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXIII. Паремия, положенная на вечерне во вторник пятой седмицы Великого поста (Быт. 15:1–15). В сей паремии описывается откровение Божие Авраму о судьбе его потомства. **И рече: Владыко Господи, по чесому уразумею, яко наследити ю имам** Как обладание землею Ханаанскою обещано Авраму не лично, а в лице его потомства, так удостоверение в несо­мненности исполнения этого обещания Аврам желает по­лучить не для себя лично, а для своего потомства. Вера Аврама в обетование Божие, какую перед сим он обнару­жил, была так велика, что вменена ему в правду. Поэтому невероятно, чтобы он лично нуждался в желаемом удосто­верении, – оно, по убеждению Аврама, нужно было для его потомства. Обетование о наследовании земли Ханаан­ской, думал Аврам, может исполниться не прежде, как потомство его возрастет в многочисленный народ. Для сего потребно немалое время, и в это время оно может испытать много превратностей в своей судьбе, много скорбей и бед­ствий. Немудрено, что эти скорби и бедствия, при долгов­ременном ожидании обетованного наследия, могут поко­лебать в потомках Аврама веру в обетование. По сему естественно было желать Авраму, чтобы Господь особен­ным образом запечатлел для его потомков истину Своего обетования, и предварительно открыл им, как оно должно исполниться. Господь признал уважительным желание Аврама, и верность Свою в исполнении обещания о наследнии земли ханаанской оградил заветом с Аврамом и его семенем [[old:gen:15:18|(Быт. 15:18)]]. Описание обряда вступления в сей завет содержится в следующих стихах. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Он сказал: Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею** //«Владыко Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею?»// Так как обетование обладания Палестиной относилось не к личности самого Аврама, а к судьбе его потомства, то лучшим объяснением данного вопроса является мнение тех экзегетов, которые полагают, что Аврам ставил этот вопрос не для себя и не за себя, а за свое будущее потомство, ради его удостоверения в правдивости таких, по-видимому, неосуществимых обетований. «Обетование о наследовании земли Ханаанской, думал Аврам, может исполниться не прежде, как потомство его возрастет в многочисленный народ. Для сего потребно немалое время, и в то время оно может испытать много превратностей в своей судьбе, много скорбей и бедствий. Немудрено, что эти скорби и бедствия, при долговременном ожидании обетованного наследия, могут поколебать в потомках Аврама веру в обетование. Посему естественно было желать Авраму, чтобы Господь особенным образом запечатлел для его потомков истину Своего обетования, и предварительно открыл им, как оно должно исполнится» (еп. Виссарион). [<10>]