[<10>] ====== Толкования на Быт. 15:9 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Господь сказал ему: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя** Снисходя Своему рабу и желая укрепить его душу (так как видел, что он сознает свою немощь и верит обещанию, а желает только получить себе какое-нибудь удостоверение), Он говорит ему: **«возми мне юницу трилетну, и козу трилетну, и овна, и горлицу, и голубя»**. Смотри, как по-человечески Господь заключает с ним завет. Как мы люди, когда кому-нибудь обещаем что-нибудь и желаем удостоверить в своем обещании, чтобы тот не сомневался в наших словах, даем ему какой-нибудь знак или залог, дабы, смотря на него, он мог быть уверен в непременном исполнении обещания, так и человеколюбивый Господь, когда Авраам сказал: //«по чесому уразумею?»// – говорит: вот Я и это для тебя сделаю: **«возми мне юницу трилетну, и козу трилетну, и овна, и горлицу, и голубя»**. Посмотри, до какой простоты всеблагой Владыка намеревается снизойти для удостоверения праотца. Так как у древних был обычай так заключать договоры и так утверждать их (как описывается в Св. Писании завет Бога с Авраамом), то и Он (Бог) идет тем же путем. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 37.//** ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **Господь сказал ему: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя** //Трехлетняя телица//, //трехлетняя коза//, //трехлетний овен//, //горлица и молодой голубь// являются прообразом всех народов. Написано, что они //трехлетнего// возраста, потому что всем народам предстояло уверовать в таинство Троицы. И вот, вся Церковь кафолическая имеет не только духовных членов, но и плотских, поскольку, утверждая, будто они веруют в Троицу, они все-таки остаются плотскими, так как не стремятся избегать грехов и пороков. Поскольку вместе с плотскими находятся и духовные, то и добавлены //горлица// и //голубь// под горлицей и голубем можно понимать людей духовных, под тремя другими животными - людей плотских. //**Проповеди.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Господь сказал ему: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя** См. Толкование на [[old:gen:15:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 15:1]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Господь сказал ему: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя** **Возьми мне** и проч. Здесь начинается приготовление ко вступлению в завет. **Трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя**. То есть все животные жертвенные, возраста по роду их совершенного. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Господь сказал ему: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя** См. Толкование на [[old:gen:15:01#prp_efrem_sirin|Быт. 15:1]] ===== Блж. Августин ===== **Господь сказал ему: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя** Здесь дано подобие через животных - под видом телицы, козы, овна и двух птиц (горлицы и голубя), чтобы по ним он узнал о грядущем и не сомневался в том, что же именно будет. //Телица// означала народ под игом Закона; //коза// - тот же народ как будущую грешницу; //овен// - тот же народ как правящий. (Животные //трехлетними// потому называются, что обозначают три периода: от Адама до Ноя; от Ноя до Авраама; и от Авраама до Давида, который, когда был отвергнут Саул, в царствие над народом Израиля по воле Господа был поставлен (см. [[old:1ts:15:10|1 Цар. 15:10]], [[old:1ts:16:14|16:14]]) - во время этого третьего периода, который продолжался от Авраама и до Давида, народ как бы достиг своего третьего возраста зрелости.) Не означали ли они также нечто иное, более подходящее? Я, во всяком случае, нисколько не сомневаюсь, что через добавление //горлицы// и //голубя// были прообразованы те, что живут по духу. //**О граде Божием.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXIII. Паремия, положенная на вечерне во вторник пятой седмицы Великого поста (Быт. 15:1–15). В сей паремии описывается откровение Божие Авраму о судьбе его потомства. Ст. 9-10 **Рече же к нему** [Господь]: **возми Мне юницу трилетну и козу трилетну и овна трилетна, и горлицу и голубя. Взя же он вся сия и раздели я на полы и положи я противолична едина к другому: птиц же не раздели** У древних был обычай при заключении союзов посту­пать так: лица, вступавшие в союз, брали жертвенных животных, закалали их, трупы рассекали на две ровные половины с головы до хвоста, полагали их одну против другой так, чтобы можно было между ними пройти, и проходили между ними. Это прохождение между частями рассеченного трупа служило, со стороны вступающих в союз, свидетельством перед Богом, что они обязываются жить и действовать единодушно для взаимного блага, в такой же неразрывной связи, в какой были части животного до его рассечения, и что нарушитель этого обязательства готов принять казнь: //пусть его разрубит Бог, как разрублен труп животного// [[old:ier:35:18|(Иер. 35:18)]]. – Приступая к засвидетель­ствованию пред Аврамом и его потомством верности Свое­го обетования о наследовании земли Ханаанской, Господь благоволил для сего употребить обряд, принятый у людей при заключении союзов, – по крайнему снисхождению к людям. Для сего обряда Он повелевает Авраму пригото­вить по одному животному из всех тех, какие впоследствии указаны в Законе для жертвоприношений. Из них **телицу, козу и овна трилетних** (совершенных по возрасту и крепос­ти), Аврам, конечно, по повелению Божию, заклал, потом рассек на половины и между этими половинами, располо­женными одна против другой, оставил место для прохода, а **птиц – горлицу** [дикого голубя] и **голубя** [дворного] только заклал, но не рассек, соответственно тому, что и при жертвоприношении – **птиц** не рассекали, а целиком пола­гали на огнь жертвенника [[old:lev:01:17|(Лев. 1:17)]]. Впрочем, хотя при­готовлены были жертвенные животные, не видно, чтобы принесена была жертва, – потому что при описании даль­нейшего действия не упомянуто о возложении закланных животных на жертвенник, или вообще о сожжении их. Сказано в стихе 17-м, что между частями рассеченных трупов прошел дым и светильник огненный (т. е. прошел сам Бог в знамениях своего присутствия – в дыме и огне), – и прибавлено, что //«в той день завеща Господь Авраму завет, глаголя: семени твоему дам землю сию от реки Египетския до реки великия Евфрата»// [[old:gen:15:18|(Быт. 15:18)]]. Поло­вины рассеченных трупов представляли обе вступающие в завет стороны – Аврама с его потомством и Бога, а про­хождение Бога в знамениях Своего присутствия между рассечениями означало, что Он принимает на Себя обяза­тельство быть в таком же неразрывном союзе с Аврамом и его потомством, в каком находились части рассеченного животного до его рассечения, и что Он будет так же свято хранить сие обязательство, как свято соблюдают обязатель­ство к взаимной верности люди, обрекшие себя на погубление от Бога в случае нарушения обещанной верности. – Не упомянуто о прохождении между рассечениями другой стороны, с которой Бог вступил в завет. Бог не потребовал от Аврама этого прохождения, как знака верности его с потомством союзу с Богом, потому что требовалось от одного Бога удостоверение в верности или ненарушимости данного Им обещания. Но после Господь потребует и от Аврама с его потомством обязательства хранить Ему вер­ность, – при установлении обрезания. **//Толкование на паремии из книги Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 9-10 **Господь сказал ему: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя. Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек** //«возьми Мне трехлетнюю телицу… только птиц не рассек»// Снисходя к уважительной просьбе Аврама о знамении, которое удостоверяло бы его потомство в исполнении божественных обетований, Господь благоволит дать ему то же самое знамение, которое в подобных случаях употребляется и у людей. А у древних, в особенности на Востоке, когда люди связывали себя какими-либо важными обещаниями, то вступали между собою в союз, заключение которого сопровождали известным внешним обрядом: брали то или другое количество жертвенных животных, заколали их и проливали их кровь, разрубали их на две равные половины и проходили между этими рассеченными частями. Всеми этими символическими действиями лица, вступившие в союз, свидетельствовали пред Богом и людьми, что они готовы пролить друг за друга кровь, что обязываются представлять собою как бы две равных половины одного и того же живого целого и что нарушителя этого союза ожидает казнь от Бога, наподобие рассечения трупа животного [[old:ier:34:18|(Иер. 34:18)]]. Снисходя к человеческой немощи, Господь благоволил употребить этот клятвенный обряд и при Своем вступлении в завет с Аврамом и его потомством. Следует при этом отметить, что как перечень указанных здесь животных, так и самый ритуал обряда (напр., «несечение птиц», [[old:lev:01:14|Лев. 1:14-17]]) почти буквально совпадает с последующими законами о жертвоприношениях, откуда очевидно, что Моисей не вводил чего-либо нового, а лишь возвращал народ к забытым, древним установлениям. [<10>]